Контрольная работа по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.
Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по зоопсихологии_Зоопсихология.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ 

Членистоногие и головоногие  моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление  новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для  определения ПП). Эта способность  определяется в эксперименте (дифферентировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих  хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит  ориентироваочная деятельность.

Взаимосвязь со средой у  членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная  цепочка (сближение нервных узлов, у головы — три нервных ганглия  — "головной мозг" — с крупными зрительными долями). Глаза очень  сложно устроены, и животные могут  различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но некоторые цвета путают. Есть специализированные органы химического  чувства: полые волоски (на усиках и  щупальцах — особенно), расположенные  по всему телу. Органы слуха у  некоторых насекомых, (особенно хорошо реагирут и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной обрах жизни или  живущих под землей. Наиболее сложные  взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются  взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и  особенностям психики (например, активные и пассивные муравьи). Аллело-мимитическое поведение — стимуляция видотипичных действий — впервые появляется у  муравьев (при переносе пищи). Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности  сот пчелы сообщают о том, насколько  далеко богатое пищей место. У муравьев — химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это — врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположение корма в течение 2-3 недель. Научение у насекомых только облигатное (обязательное).

Головоногие ведут оседлый  образ жизни, поселяются на определенном участке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная деятельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследуют  свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют  скелета, они не различают предметы по весу. С помощью сложно устроенных глаз могут различать форму (46 пар  фигур), величину и расположение предметов. Головоногие имеют крупный головной мозг из 14 отделов, с хорошо развитыми  зрительными долями. Хорошо различают  химические стимулы. Особое внимание исследователей привлекает пластичность поведения  осьминогов, особенно в лабораторных условиях. Пластичность проявляется, например, в том, что если поблизости нет  пригодного естественного материала  для постройки дома, животные используют антропогенно произошедшие предметы (шины, бутылки и т. д. ). Осьминоги могут  приручаться. В природе узнают аквалангистов  и ныряльщиков, которые их подкармливают; от остальных — прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном  из экспериментов осьминог разжимал пальцы человека, если в зажатой  руке была пища, вместо того чтобы утопить  и съесть эту пищу вместе с рукой. Обход преграды: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2 (max) раза и обползает пластинку. Эксперимент в естественных условиях: осьминогу на нитке опускали пищу, и животное вылезало из воды, чтобы  покушать. Затем в половине случаев  опускали белый квадрат, и если осьминог вылезал, он получал удар током. Понадобилось 12 проб, чтобы осьминог научился не вылезать к пище с квадратом. Животное помнило этот опыт несколько недель или больше. Возрастные различия: в  отличие от позвоночных, у осьминогов взрослые особи учатся быстрее, чем  молодые. Если предъявить добычу в стеклянной трубке, то взрослый осьминог пытается взять добычу в течение часа, а  молодой — от 6 до 8 часов.

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ 

В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

Хрящевые рыбы: акулы могут  ориентироваться по отдельным свойствам  объекта: чувствуют запах крови  на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул — катраны  и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий  — мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы  переключаются через происходит обобщение информации, поступающей  в мозг от разны органов чувств — более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в  пищевом поведении наблюдаются  более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они  различают форму, вертикальные и  горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности  к переносу. Опыт не может быть использован  для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются  проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность  предвидеть направление перемещения  корма. Не все — около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта  группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ  жизни), поэтому способность к  научению развита лучше, хотя есть недостатки.

У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамного подвижнее, активны круглый  год (теплокровность), взаимосвязи в  сфере питания определяются темии  объектами питания, которые вид  использует. У некоторых видов  объекты питания — крупные  животные, процесс поимки которых  оченб сложен. Некоторые птицы  научились использовать примитивные  орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере  заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах вррожденные  и приобретеные элементы поведения  тесносвязаны. Впервые птицы могут  обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хoдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше — врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы — курицы, наиболее развиты — врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые — локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота  органов чувств, способность к  различению минимальных концентраций химических веществ, способность к  тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для  распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более  тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс — лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

7. ОТЛИЧИЯ МЛЕКОВ ОТ  ОСТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Взаимоотношения между особями. Для взаимосвязей в сфере общения, группового поведения характерно выделение  функциональных групп — не врожденное, а основанное на опыте, склонностях  к определенному виду деятельности, особенностях НС. Животное может легко  переключаться на выполнение других функций. Кроме того, разнообразны типы иерархических отношений: соподчинение может быть линейным, ветвящимся или  круговым. Наиболее высокие по рангу  особи обычно более агрессивны, но далеко не всегда это особи, наиболее развитые психически. Чаще всего наиболее высокий уровень психики свойственен  субдоминантным особям. Кроме иерархических  существуют другие типы взаимоотношений. Например, в табуне есть вожак (обычно это молодой жеребец, его функции  — охрана и патрулирование территории) и лидер (старая опытная кобыла, принимающая  решения в табуне). Животные понимают характер отношений между другими  особями. Детеныш очень рано узнает, к какому рангу относится его  мать, наблюдая за ее поведением в разных ситуациях, и учится ее поведению. Часто  детеныши высокоранговых матерей становятся также высокоранговыми особями.

Имитационное научение. Одно из важнейших отличий млекопитающих  от других видов животных — продолжительное  детство, что характеризует сложность  взаимосвязей млеков с миром. Длительное присутствие матери рядом с малышом  обеспечивает его безопасность, дает возможность беспрепятственно играть. Долгое детство включает имитационное научение, характерное для всех животных, ведущих семейно-групповой образ  жизни. Имитационное научение (научение на основе наблюдения за чужим опытом) позволяет освоить использование  в деятельности предметов среды. Примером может служить орудийная деятельность у антропоидов: обезьяны используют па-лочки, камни и т. д. для добывания пищи и даже способны примитивно обрабатывать их. Такая орудийная деятельность отличается от видотипичной орудийной деятельности, врожденно присущей всем представителям данного вида.

Способность к научению. У млекопитающих ассоциативные  связи вырабатываются с 1-2 сочетаний. Для многих видов характерна способность  отслеживать ситуацию благодаря  использованию пространственных связей; у животных с более высоким  уровнем развития психики — учет более сложных связей между объектами, это увеличивает пластичное поведение  и дает возможность решать более  сложные задачи.

8. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ  И ПСИХИКИ. 

Онтогенез включает период развития организма с момента  дробления оплодотворенной яйцеклетки и до смерти.

До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным. Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность  жизни. Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет. Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и незрелорождающиеся.

У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и отдельные поведенческие  акты у них появляются, и лишь незначительную роль играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное поведение  играет значительно меньшую роль.

Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно.

9. ОНТОГЕНЕЗ ПОЗВОНОЧНЫХ. 

Периодизация (продолжительность  всех периодов у разных видов разная):

1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной  клетки и до рождения 

2. Постимбриональный (постнатальный)  — с рождения 

я ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрелорождающихся животных). Его окончание — прозревание.

я ювенильный (игровой) заканчивается  с началом полового созревания

я половое созревание

я зрелость

я старческий период

В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом усматривается  условие, позволяющее животным достичь  высокого уровня психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира. Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих сенсорных  возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать  опыт своего вида как путем облигатного  научения (практика), так и путем  факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря  продолжительному онтогенезу оказывается  возможным путем факультативного  имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать  окружающий мир через игру, которая  появляется только у высших животных.

Пренатальный период. Первые исследования, посвященые анализу двигательной активности у зародышей проводил в 20х-30х годах Цинянг Куо, наблюдая за курятами через прорезь в яйце. Движения делаются все более энергичнее и т.д. Было выяснено, что зародыши способны обучаться, привыкая к постоянно  действующему раздражителю. "Комплекс оживления". У зародыша можно выработать ассоциативные связи, причем именно у незрелорождающихся животных —  крысят.

10. ПРОЦЕДУРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.

Депривация с изоляцией: происходит обеднение среды, и все  изменения происходят за счет обитания животного в обедненной среде. Изменения  разные; чем короче онтогенез, тем  результаты изменений менее выражены. Поведение в функциональной сфере  незначительное (только нарушение половой  функции у самцов и гнездостроительство  у самок — у крыс). У остальных  животных (например, псовые) результаты проживания в обедненной среде: более низкий уровень двигательной активности, неадекватная реакция на многие раздражители, ослаблены тормозные процессы. Наиболее серьезные изменения — у приматов: проблемы с манипуляцией предметами, наиболее страдает половая сфера. Их поведение почти не поддается коррекции.

Обогащение среды: обогащение предметной среды (животное выращивается в просторных вольерах с обновляющимися игрушками, приспособлениями для развития локомоции), хендинг (ежедневно несколько  раз животное держат на руках и  потом сажают обратно в клетку) и джентлинг (животное берут на руки и гладят в раннем постнатальном  и ювенильном периоде). Последствия  всех этих процедур во многом сходны: ускоряется рост и развитие (на физиологическом  уровне), такие животные меньше подвержены эмоциям (активно исследуют обстановку, не испытывая страха, и процесс  освоения новых ситуаций протекает  очень быстро), легче адаптируются к стрессовым ситуациям, лучше обучаются (в 2,5 раза быстрее). Такое развивающее  влияние обогащенной среды замечали и на детях. Особенно важны для  нормального психического развития ребенка тактильные контакты: в раннем детстве ребенка нужно брать  на руки не менее 4-х раз, в подростковом возрасте важно прикасаться.

11. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  И НАУЧЕНИЕ.

Инстинктивное поведение  включает наследственную закрепленность (унаследованный характер), адаптивность (приспособленность к конкретным условиям жизни вида), видотипичность, стереотипность и независимость  от индивидуального опыта.

Инстинктивное движение —  врожденная координация. Инстинктивное  поведение (инстинктивный поведенческий  акт) включает и элементы научения.

Схема Крэга — "клин": движение, основанное на научении (большой  конус) и инстинктивное движение (малый конус). Особенно большая вариативность  поведения животного наблюдается  на поисковой фазе, на завершающей  фазе вариативность меньше, но сохраняется  в ее начале благодаря моторике.

Информация о работе Контрольная работа по "Зоопсихологии"