Интеллектуальное поведение животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Проблема интеллекта животных еще совершенно недостаточно изучена. По существу, до сих пор проведены обстоятельные экспериментальные исследования только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как о возможностях интеллектуальных действий у других позвоночных еще почти нет доказательных экспериментальных данных.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Интеллектуальное поведение животных……………………5
1.1. Общая характеристика интеллектуального поведения животных..5
1.2. Предпосылки интеллектуального поведения животных………..7

1.3 Формы мышления.
Глава 2. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных…………………………………………………………….10
2.1 Изучение поведения животных зарубежными авторами………..10
2.2 Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых………………………………………………………….12
2.3. Экспериментальные методы изучения интеллектуального поведения животных…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

зоопсихология.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Рис. 1.  Фигурные доски с расширениями на концах или в середине,

предлагавшиеся  шимпанзе в опытах Ладыгиной-Котс.

Вторая  форма характеризуется установлением  связей между непосредственно воспринимаемыми  раздражителями и представлениями (зрительными следами). Так, в описанных  опытах, в которых шимпанзе приходилось  выталкивать лакомство из трубы с помощью орудия, мыслительные операции такого типа проявлялись в изготовлении орудия, например в распутывании клубка проволоки, и ее выпрямлении. Особенно убедительным доказательством существования этой высшей формы мышления является опыт, при котором обезьяне вместе с трубой давалась дощечка, значительно более широкая, чем диаметр трубы. Шимпанзе оказался в состоянии совершенно самостоятельно отчленять от доски узкие лучины и использовать их в качестве орудия для выталкивания приманки из трубы.

     Подобное  поведение обезьяны можно здесь  объяснить только тем, что у нее  в ходе предыдущей деятельности сформировалось обобщенное зрительное представление  о предмете типа палки (но только в  ситуации данной задачи!). Решающая роль предшествующего опыта в формировании подобных зрительных представлений достаточно четко выступает в этой же серии экспериментов. Ведь еще до решения описанной задачи обезьяна накапливала опыт по "доработке" весьма различных предметов, среди которых были и фигурные дощечки (рис. 1), превращение которых в пригодные для решения задачи орудия было для шимпанзе делом не более трудным, чем обламывание боковых побегов ветки. Вместе с тем изготовление орудия из такой фигурной дощечки требует отщепления части ее в продольном направлении. Подобные действия и накапливаемый при этом опыт и подготовили обезьяну к решению задачи с широкой дощечкой, которая ей давалась в одном из следующих экспериментов.

     На  основе установления связи обобщенного  зрительного представления о  необходимом предмете (типа палки) с  непосредственным восприятием второго  предмета (трубы), также данного в  конкретной ситуации опыта, обезьяна сумела вычленить (по воображаемой линии!) часть из целого - лучину из доски, причем таким образом, что она оказалась пригодной служить орудием для выталкивания приманки.

     Таким образом, шимпанзе в состоянии мысленно разлагать целые объекты на детали, равно как сложные фигуры - на их составные части. Как уже указывалось, ведущую роль в поведении, и в частности интеллектуальных действиях обезьян, играют их руки, тактильно-кинестетическая чувствительность руки. И. П. Павлов говорил, поэтому с полным основанием о "ручном мышлении" обезьян. Сочетание тактильно-кинестетической чувствительности со зрением дает обезьяне большие преимущества для установления пространственно-временных связей для практического анализа и синтеза. Именно это существенное расширение и углубление сенсорной сферы легло у обезьян в основу того, что И. П. Павлов обозначил как "улавливание постоянной связи между вещами" (или "нормальной связи вещей")

Рис.2. Предметы, предлагавшиеся шимпанзе, при использовании которых обнаруживалась ограниченность интеллектуального поведения этой обезьяны: палочки пригодны для выталкивания приманки из трубы только в связанном виде, обезьяна же развязывала их и пыталась применить поодиночке; крестовидно соединенные планки надо было соединить вместе, сдвинутые же под углом - распрямить до прямой, как это показано на нижней части рисунка. Вместо этого шимпанзе, прежде всего, разъединил планки и пытался применить их по отдельности (опыты Н. Н. Ладыгиной-Котс)/ 
 

  2. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.

  2.1 Изучение поведения  животных зарубежными  авторами.

     С середины XIX в. начинается систематическое  экспериментальное изучение поведения  животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали объектом научного исследования впервые.

  Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие об «уме» животных. При этом его особенно интересовали различия между «умом» и инстинктом, а также между умом человека и  «умом» животных. Кювье отметил наличие разной степени «ума» у животных разных видов.

  Решающее  значение для возникновения и  развития сравнительных и экспериментальных  исследований поведения и психики  животных имели труды Ч. Дарвина.

  Многочисленные  наблюдения за поведением животных, проведенные Дарвином в естественных условиях и в неволе, позволили ему четко выделить три основные категории поведения – инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению». В настоящее время такой классификации поведенческих актов придерживается большинство исследователей.

  Теория  эволюции Чарльза Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав  общность их телесного устройства.

  В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.

  Ч.Уитмен занимался сравнительным изучением поведения животных. Ему принадлежит описание поведения многих видов птиц и некоторых межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела.

  Один  из основоположников современной психофизиологии У. Джеймс дал определение инстинкта как «способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие». Интересно отметить, что Джеймс не соглашался с распространенной в его время точкой зрения, что ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных.

  Огромное  значение для развития науки о поведении сыграли работы английского ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

  Важнейший вклад в изучение поведения животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена, Крейга в Америке и Хейнрота в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма.

  2.2 Исследование интеллектуального  поведения животных  в трудах отечественных  ученых.

  Наука о поведении животных весьма плодотворно  развивалась и в России. В середине XIX в., в противовес распространенным тогда идеалистическим и метафизическим теориям, последовательно отстаивал исторический подход к изучению живой природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского университета Карл Рулье.                   Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты животных. Первопричиной происхождения психических способностей Рулье считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное.

  Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии «биопсихологических», по его терминологии, исследований внес талантливый русский биолог и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер.

  В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (1902) Вагнер сделал первую сводку своих работ  по психологии животных. Он подчеркивал  огромное значение зоопсихологии в  поиске путей эволюции психических способностей в животном мире – эволюции, которая ведет, в конечном счете, к пониманию генезиса нашего собственного «Я».

  Большое внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобретенного поведения, а также его роли в  жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени, он называл подобное поведение «разумом», включая в это понятие результаты научения, накопление опыта в форме ассоциаций и подражаний.

  Вагнер  отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное  поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу между ним и врожденным поведением трудно.

  В. А. Вагнер полностью отрицал способность  животных, к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков.

  Работы  Вагнера оказали существенное влияние  на развитие отечественной науки  о поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят  и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов.

  Особый  вклад в исследование поведения  и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением  развития в онтогенезе ряда видов  птиц, а также проявлением и  вариациями основных инстинктов различных  млекопитающих.

  Тщательно проанализировав движения, игры и  сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно  отличается от психики обезьян. Отмечая  многочисленные черты сходства поведения  шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка.

  В процессе работы с обезьянами, Н.Н  Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная  методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.

  Центральное место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов.

  Большой вклад в развитие науки о поведении животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо, прежде всего, отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый ряд его учеников.

  И.М. Сеченов занимался изучением  физиологии нервных процессов. Среди  главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций.

  В центре научных интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

  Одним из главных основоположников экспериментального изучения поведения животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.

  Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания.

Информация о работе Интеллектуальное поведение животных