Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат
Игровое поведение является деятельностью необыкновенно важной по ее значимости для обогащения индивидуального опыта особи. В игре происходит обогащение двигательного опыта, формируются сложные сенсомоторные координации, складывается опыт взаимодействия с другими особями, опыт предметной деятельности. Игра ведет также к обогащению интеллектуальной основы деятельности в ходе решения практических задач в наглядно – действенном плане. Такие практические задачи постоянно возникают перед каждым играющим детенышем.
Введение ____________________________________________ 3
1. Манипуляционные игры ______________________________ 4
2. Совместные неманипуляционные
игры ________________________________________________ 7
3. Совместные манипуляционные
игры _______________________________________________ 10
4. Значение совместных игр для взрослого
поведения __________________________________________ 12
Заключение ______________
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
На тему: Формирование поведения животных
в игровой период онтогенеза.
По дисциплине: Зоопсихология и сравнительная
Выполнил: студент группы 27 КМС/1-01
ПЛАН
Введение ______________________________
1.
Манипуляционные игры
______________________________
2. Совместные неманипуляционные
игры _________________________
3. Совместные манипуляционные
игры _________________________
4. Значение совместных игр для взрослого
поведения ____________________
Заключение ______________________________
Игровое поведение является
деятельностью необыкновенно важной по
ее значимости для обогащения индивидуального
опыта особи. В игре происходит обогащение
двигательного опыта, формируются сложные
сенсомоторные координации, складывается
опыт взаимодействия с другими особями,
опыт предметной деятельности. Игра ведет
также к обогащению интеллектуальной
основы деятельности в ходе решения практических
задач в наглядно – действенном плане.
Такие практические задачи постоянно
возникают перед каждым играющим детенышем.
При этом игровая задача может возникать
как на основе интереса к предмету или
обстоятельству, вызвавших ориентировку
и последующего преобразования поведения
играющего субъекта, так и на основе им
самим созданных положений в предметной
ситуации или общении с другими особями.
Наиболее выраженная тенденция игровой
деятельности детенышей — это исследование,
экспериментирование с доступными им
внешними объектами, включая себе подобных.
Например, значимой особенностью поведения
обезьян, является их исследовательская
устремленность, любопытство, перерастающее
в любознательность, что является нам
не только в деструктивной исследовательской,
но и в созидательной деятельности, что
особенно ясно проявляется в игровых формах
поведения. Эта созидательность в том,
что играющая обезьяна постоянно создает
новые положения, новые связи, новые ситуации,
из которых сама же ищет выход. Игра является
для детенышей обезьяны самым стоящим
экспериментом с окружающей природной
и стадной средой.
МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ
ИГРЫ
Первые действия игрового типа появляются у детенышей животных только после прозрения. У лисенка этот срок наступает на 12 день после рождения. После открывания глаз и последующего вскоре за этим выхода из гнезда детеныш начинает играть (у псовых в возрасте 16 – 23 суток), то это приводит к подлинному скачку в развитии моторной сферы, причем резко увеличивается как число форм манипулирования (у лисенка от 8 до 28), так и число объектов манипулирования. Появляются «игрушки» - объекты игры. Новые действия детеныша уже не связаны с сосанием, и их отличительная черта состоит в большой общей подвижности молодого животного. Лисята трогают, хватают, обкусывают все, что им попадается, перетаскивают все, что могут, в зубах с места на место, треплют небольшие предметы, зажав их в зубах и мотая головой из стороны в сторону. Типичными и часто выполняемыми формами игрового обращения с предметами являются также поддевание объекта носом (часто с последующим подбрасыванием), удерживание объекта частично или целиком навесу в зубах (в первом случае объект опирается одним концом на субстрат), придерживание объекта ртом или носом на вытянутых вперед передних конечностях, которые неподвижно лежат на субстрате (объект при этом покоится на них, как на подставке), подгребание объекта передними лапами к себе, прижимание объекта к телу, лежа на спине, с одновременным обкусыванием, подталкиванием и передвиганием по поверхности тела носом или передними конечностями. В других случаях объект прижимается конечностями к субстрату, и одновременно часть объекта оттягивается вверх или в сторону зубами. Часто производятся роющие движения.
Впервые появляются манипуляции, выполняемые лишь одной передней конечностью. Это прикасание, поглаживание, придавливание объектов одной кистью, прикасание к объектам краем кисти с отводящими или приводящими движениями конечности, притягивание объектов лапой с их защемлением согнутыми пальцами или зацеплением их за края когтями.
Происходит существенное обогащение двигательной активности молодого животного. Но при этом, новые формы манипулирования строятся в основном на основе первоначальных, доигровых форм и представляют собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов. Качественные изменения в поведении детеныша, сопряженные с началом игровой активности, являются результатом развития доигровых форм манипулирования, созревания моторных и сенсорных компонентов этого первичного манипулирования.
У лисенка возможность взять
разные небольшие предметы
Большинство манипуляций
По – другому проявляется в играх специализация передних конечностей у барсука. У барсучат эти конечности больше участвуют в игровых действиях, чем у детенышей псовых. Это связано со специализацией барсука к норному образу жизни и питанию относительно малоподвижной пищей. В жизни взрослых барсуков большую роль играют такие формы манипулирования, как рытье и транспортировка грунта передними конечностями, сгребание ими подстилочного материала и тд. Эти действия и развиваются в играх барсучат с предметами.
Однообразными являются манипуляционные игры у детенышей копытных. Немногочисленные манипуляции, выполняемые головой или передними конечностями, состоят в толкании (носом), нанесении ударов, кусании, скребущих и роющих движениях. Совершенно отсутствуют манипуляции, выполняемые совместно челюстным аппаратом и конечностями или одновременно обеими передними конечностями. Это как и вообще весь характер игры у детенышей копытных, отражает специфическую обусловленность игр образом жизни этих животных.
Диаметрально противоположная
Игры – экспериментирования детеныша с различными предметами: перенос предмета (иногда довольно тяжелого и неудобного для детеныша), непрерывно повторяющееся затрудненное внешними условиями (чаще – вертикальная стена) движение (бег, наскоки, залезание) с камнем в руке.
В
этом кругу игр особенный интерес представляют
длительные экспериментирования. Это
разнообразные исследования камня с приданием
ему новых пространственных положений,
перенос камня и бросание с различной
высоты, в том числе бросание его в воду,
засовывание камня в расщелины, ямки с
водой, трение камнем по бетону, железной
лестнице, лизание камня, катание камня
с грохотом по бетонному полу, прокатывание
его по своему телу (мордочке), одновременное
действие с двумя камнями. Так же наблюдается
экспериментирование с различными объектами
— выгребание руками воды из ямки, длительное
повторное засовывание руки в глубину
расщелины, плескание руками в воде и водой
и т.п. Такое экспериментирование всегда
носит индивидуальный характер в отличие
от экспериментирования в игре – общении.
СОВМЕСТНЫЕ
НЕМАНИПУЛЯЦИОННЫЕ
ИГРЫ
Групповое поведение у высших животных формируется в большей степени в процессе игры. Эту роль выполняют совместные игры: это такие игры, при которых имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров. Совместные игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Общение формируется не только в ходе совместной игровой активности детенышей, общение является одной из форм деятельности животных.
Совместные игры выполняются
преимущественно без предметов.
Широко распространена игровая борьба у хищных. У куньих преобладают охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плаванье наперегонки), игра в прятки. Игровое поведение львят, их совместные игры (как и у других детенышей кошачьих) заключается прежде всего в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями.
Отношения, складывающиеся
У псовых иерархические
Существует немало
Информация о работе Формирование поведения животных в игровой период онтогенеза