Формирование поведения животных в игровой период онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Игровое поведение является деятельностью необыкновенно важной по ее значимости для обогащения индивидуального опыта особи. В игре происходит обогащение двигательного опыта, формируются сложные сенсомоторные координации, складывается опыт взаимодействия с другими особями, опыт предметной деятельности. Игра ведет также к обогащению интеллектуальной основы деятельности в ходе решения практических задач в наглядно – действенном плане. Такие практические задачи постоянно возникают перед каждым играющим детенышем.

Содержание

Введение ____________________________________________ 3
1. Манипуляционные игры ______________________________ 4
2. Совместные неманипуляционные
игры ________________________________________________ 7
3. Совместные манипуляционные
игры _______________________________________________ 10
4. Значение совместных игр для взрослого
поведения __________________________________________ 12
Заключение ______________

Работа содержит 1 файл

ЗООПСИХОЛОГИЯ РЕФ..doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ                       

                                     Факультет психологии 
 
 

                                           РЕФЕРАТ

             На тему: Формирование поведения животных

                              в игровой период онтогенеза.

              По дисциплине: Зоопсихология и сравнительная

                                           психология. 
 

                                                          Выполнил: студент группы 27 КМС/1-01

                                                                                                            Жаркова Н.Н.                                   

                                                          Руководитель: к.биол.н., доц. Рыбалов Л. Б.

                                                                                          

                                                  Москва

                                                     2008

                                         

                                   ПЛАН

     Введение ____________________________________________  3

  1. Манипуляционные игры ______________________________  4

  2. Совместные неманипуляционные

      игры ________________________________________________  7

  3. Совместные манипуляционные

      игры _______________________________________________  10

  4. Значение совместных игр для взрослого

      поведения __________________________________________  12

     Заключение _________________________________________ 15 
 
 
 
 
 

                              

                              

                                Введение

             Игровое поведение является деятельностью необыкновенно важной по ее значимости для обогащения индивидуального опыта особи. В игре происходит обогащение двигательного опыта, формируются сложные сенсомоторные координации, складывается опыт взаимодействия с другими особями, опыт предметной деятельности. Игра ведет также к обогащению интеллектуальной основы деятельности в ходе решения практических задач в наглядно – действенном плане. Такие практические задачи постоянно возникают перед каждым играющим детенышем. При этом игровая задача может возникать как на основе интереса к предмету или обстоятельству, вызвавших ориентировку и последующего преобразования поведения играющего субъекта, так и на основе им самим созданных положений в предметной ситуации или общении с другими особями. Наиболее выраженная тенденция игровой деятельности детенышей — это исследование, экспериментирование с доступными им внешними объектами, включая себе подобных. Например, значимой особенностью поведения обезьян, является их исследовательская устремленность, любопытство, перерастающее в любознательность, что является нам не только в деструктивной исследовательской, но и в созидательной деятельности, что особенно ясно проявляется в игровых формах поведения. Эта созидательность в том, что играющая обезьяна постоянно создает новые положения, новые связи, новые ситуации, из которых сама же ищет выход. Игра является для детенышей обезьяны самым стоящим экспериментом с окружающей природной и стадной средой. 
 
 
 

              МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ    ИГРЫ 

          Первые действия игрового типа появляются у детенышей животных только после прозрения. У лисенка этот срок наступает на 12 день после рождения. После открывания глаз и последующего вскоре за этим выхода из гнезда детеныш начинает играть (у псовых в возрасте 16 – 23 суток), то это приводит к подлинному скачку в развитии моторной сферы, причем резко увеличивается как число форм манипулирования (у лисенка от 8 до 28), так и число объектов манипулирования. Появляются «игрушки» - объекты игры. Новые действия детеныша уже не связаны с сосанием, и их отличительная черта состоит в большой общей подвижности молодого животного. Лисята трогают, хватают, обкусывают все, что им попадается, перетаскивают все, что могут, в зубах с места на место, треплют небольшие предметы, зажав их в зубах и мотая головой из стороны в сторону. Типичными и часто выполняемыми формами игрового обращения с предметами являются также поддевание объекта носом (часто с последующим подбрасыванием), удерживание объекта частично или целиком навесу в зубах (в первом случае объект опирается одним концом на субстрат), придерживание объекта ртом или носом на вытянутых вперед передних конечностях, которые неподвижно лежат на субстрате (объект при этом покоится на них, как на подставке), подгребание объекта передними лапами к себе, прижимание объекта к телу, лежа на спине, с одновременным обкусыванием, подталкиванием и передвиганием по поверхности тела носом или передними конечностями. В других случаях объект прижимается конечностями к субстрату, и одновременно часть объекта оттягивается вверх или в сторону зубами. Часто производятся роющие движения.

            Впервые появляются манипуляции, выполняемые лишь одной передней конечностью. Это прикасание, поглаживание, придавливание объектов одной кистью, прикасание к объектам краем кисти с отводящими или приводящими движениями конечности, притягивание объектов лапой с их защемлением согнутыми пальцами или зацеплением их за края когтями.

Происходит  существенное обогащение двигательной активности молодого животного. Но при  этом, новые формы манипулирования  строятся в основном  на основе первоначальных, доигровых форм и представляют собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов. Качественные изменения в поведении детеныша, сопряженные с началом игровой активности, являются результатом развития доигровых форм манипулирования, созревания моторных и сенсорных компонентов этого первичного манипулирования.

          У лисенка возможность взять  разные небольшие предметы ртом  заранее дана предшествующим  хватанием соска, возможность  трепания (резкими движениями головы  из стороны в сторону) – расталкиванием головой собратьев, приминания и перемещения «игрушек» к субстрату и по нему – соответствующими движениями головой и конечностями в области соска.

                Большинство манипуляций выполняется  лисицей как другими псовыми,  только челюстным аппаратом, так как псовые обладают олигофункциональными (олиго – мало) конечностями, специализированными к быстрому длительному бегу. В этих условиях ротовой аппарат сохраняет в большей степени дополнительные двигательные функции, которые, например, у медведей присущи передним конечностям. Поэтому субституционные преобразования, как явления расширения, усиления и смены функции, выступают в манипуляционных играх медвежат значительно интенсивнее и разнообразнее, чем у лисят.

                По – другому проявляется в играх специализация передних конечностей у барсука. У барсучат эти конечности больше участвуют в игровых действиях, чем у детенышей псовых. Это связано со специализацией барсука к норному образу жизни и питанию относительно малоподвижной пищей. В жизни взрослых барсуков большую роль играют такие формы манипулирования, как рытье и транспортировка грунта передними конечностями, сгребание ими подстилочного материала и тд. Эти действия и развиваются в играх барсучат с предметами.

                  Однообразными являются манипуляционные игры у детенышей копытных. Немногочисленные манипуляции, выполняемые головой или передними конечностями, состоят в толкании (носом), нанесении ударов, кусании, скребущих и роющих движениях. Совершенно отсутствуют манипуляции, выполняемые совместно челюстным аппаратом и конечностями или одновременно обеими передними конечностями. Это как и вообще весь характер игры у детенышей копытных, отражает специфическую обусловленность игр образом жизни этих животных.

                    Диаметрально противоположная картина  наблюдается у обезьян. У этих  животных грудные (передние) конечности  наименее специализированны, и  их дополнительные функции получили предельное развитие среди млекопитающих (и вообще всех животных). Соответственно этому в играх молодых обезьян намного больше двигательных элементов, чем у других животных. У павианов – анубисов детеныши начинают играть с шестинедельного возраста. Игровое поведение детенышей преимущественно направлено на исследование окружающего ландшафта. Огромное место в игровом поведении занимает вариативное экспериментирование с предметами, средами (вода, глина, растительность и тп.); с предметами в связи со средами, другими предметами, особенностями рельефа и собственным телом. Все эти формы поведения несут свою мотивацию в себе самих и не подчинены никакой неизбежной витальной потребности. Данный признак игрового поведения верен для жизни обезьян и на воле, и в условиях вольерного содержания.

Игры  – экспериментирования детеныша с различными предметами: перенос предмета (иногда довольно тяжелого и неудобного для детеныша), непрерывно повторяющееся затрудненное внешними условиями (чаще – вертикальная стена) движение (бег, наскоки, залезание) с камнем в руке.

В этом кругу игр особенный интерес представляют длительные экспериментирования. Это разнообразные исследования камня с приданием ему новых пространственных положений, перенос камня и бросание с различной высоты, в том числе бросание его в воду, засовывание камня в расщелины, ямки с водой, трение камнем по бетону, железной лестнице, лизание камня, катание камня с грохотом по бетонному полу, прокатывание его по своему телу (мордочке), одновременное действие с двумя камнями. Так же наблюдается экспериментирование с различными объектами — выгребание руками воды из ямки, длительное повторное засовывание руки в глубину расщелины, плескание руками в воде и водой и т.п. Такое экспериментирование всегда носит индивидуальный характер в отличие от экспериментирования в игре – общении.  

 

                              СОВМЕСТНЫЕ

               НЕМАНИПУЛЯЦИОННЫЕ   ИГРЫ  

             Групповое поведение у высших  животных формируется в большей степени в процессе игры. Эту роль выполняют совместные игры: это такие игры, при которых имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров. Совместные игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Общение формируется не только в ходе совместной игровой активности детенышей, общение является одной из форм деятельности животных.

              Совместные игры выполняются  преимущественно без предметов.  Как и в манипуляционных играх,  в них проявляются особенности  образа жизни животного. Так, среди грызунов у детенышей морской свинки отсутствует игровая борьба, и их игры ограничиваются совместными прыжками и боданием, которое служит «приглашением» к игре. Стычки приводят у этих животных всегда к повреждениям, но первые драки появляются лишь одновременно с подлинным половым поведением, те. на 30-й день жизни. У сурка ведущим проявлением игровой активности является именно игровая борьба: молодые животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние конечности и обхватывая друг друга передними. В такой позе они трясутся и толкаются. Часто наблюдается у них игровое бегство, в то время как общеподвижные игры встречаются у молодых сурков редко.

              Широко распространена игровая  борьба у хищных. У куньих преобладают  охотничьи игры (помимо общеподвижных), которые нередко переходят в  игровую борьбу. Как и у других млекопитающих, преследователь и преследуемый в таких играх часто меняются ролями. У медвежат игровая борьба выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга, обхватившись передними лапами, или наносят друг другу удары. Встречаются также совместные пробежки (или плаванье наперегонки), игра в прятки. Игровое поведение львят, их совместные игры (как и у других детенышей кошачьих) заключается прежде всего в подкрадывании, нападении, преследовании, и «борьбе», причем партнеры то и дело меняются ролями.

             Отношения, складывающиеся между  партнерами в ходе совместных  игр, особенно при игровой борьбе, принимают чаще всего иерархический  характер. Элементы антагонистического  поведения и соподчинения были  установлены в играх многих  млекопитающих. Но не всегда эти субординационные отношения непосредственно перерастают в таковые у взрослых особей.

              У псовых иерархические отношения  начинают формироваться в возрасте 1 – 1,5 месяца, хотя соответствующие выразительные позы и движения появляются в ходе игры уже раньше. Так, у лисят уже на 32 – 34 день жизни наблюдаются вполне выраженные «нападения» на собратьев с признаками импонирования и запугивания.

              Существует немало исследований  игрового поведения приматов, в которых анализируется преимущественно игра – преследование, игра – борьба, игра – агрессия, связанные  овладением двигательными навыками и стадными отношениями, игры, имеющие исследовательскую направленность, игры – физические упражнения и другие формы игр. Игры приматов способствуют обогащению индивидуального опыта молодых животных, повышая тем самым уровень решения ими практических задач своей жизнедеятельности. У приматов, повышается роль подражания как средства обогащения индивидуального опыта. Возникают как однополые, так и разнополые группы детенышей, предающихся тем или иным формам игровой активности. В этом отношении игра не исключение, она открывает большие возможности и не только для приобретения нового опыта, но и его заимствования. Особенно важны в этом отношении игры детенышей со взрослыми особями.

Информация о работе Формирование поведения животных в игровой период онтогенеза