Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Рассмотрим, какие меры должны быть приняты для того, чтобы максимизировать экономические результаты от эксплуатации водного объекта. Таким объектом может быть замкнутый водоем, участок реки, артезианская скважина и т. п. сами по себе или в совокупности с иммобильными фондами, обеспечивающими процесс их эксплуатации (гидротехнические сооружения и пр.). Тот, кто владеет фондами, обеспечивающими доступ к водоему, может оказывать существенное влияние на процесс образования и распределения рентных доходов.
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ____________4
1.1. Водные ресурсы мира______________________________________4
1.2. Водные ресурсы Украины___________________________________7
1.3. Водные ресурсы Крыма____________________________________13
2. ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ____________17
2.1. Водные объекты и их использование_________________________17
2.2. Государственное управление водохозяйственного комплекса____23
3. ЭКОНОМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ_______28
3.1. Максимизация доходов от использования водных ресурсов______28
3.2. Экономическая оценка воды, плата за ее использование_________34
3.3.Экономическая оценка воды и плата за ее загрязнение___________37
3.4.Возмещение экологического ущерба за загрязнение водоемов_____41
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ______45
4.1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов_________45
4.2. Водные ресурсы и сбалансированное развитие Крыма___________56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________61
ЛИТЕРАТУРА________________________________________________63
поступление к водным объектам загрязняющих веществ в процессе поверхностного стока воды из застроенных территорий и сельхозугодий;
эрозия почв на водозаборной площади.
Качественное состояние подземных вод в результате хозяйственной деятельности также постоянно ухудшается. Это связано с существованием на территории Украины около 3 тыс. фильтрующих накопителей стоковых вод, а также с широким использованием минеральных удобрений и пестицидов. Наиболее неудовлетворительное качественное состояние подземных вод в Донбассе и Кривбассе. Значительную опасность в эксплуатационных скважинах Западной Украины составляет наличие фенолов (до 5 - 10 предельно допустимых концентраций - дальше ПДК), а также повышения минерализации и роста содержания тяжелых металлов в подземных водах Крыма.
Проблема экологического состояния водных объектов является актуальной для всех водных бассейнов Украины. Что же касается Днепра, водные ресурсы которого составляют около 80 процентов водных ресурсов Украины и обеспечивают водой 32 млн. населения и 2/3 хозяйственного потенциала страны, то это одно из важнейших заданий экономического и социального развития и природоохранной политики государства. Это предопределено сложной экологической ситуацией на территории бассейна, поскольку 60 процентов ее распахано, на 35 процентах земля сильно эродирована, на 80 процентах - трансформирован первичный естественный ландшафт. Водохранилища на Днепре стали аккумуляторами загрязняющих веществ. Значительный вред нанесен северной части бассейна в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; в критическом состоянии находятся малые реки бассейна, значительная часть которых потеряла естественную способность к самоочистке. В катастрофическом состоянии находятся реки Нижнего Днепра, где ежегодно имеет место осложнение санитарно-эпидемиологической ситуации, снижается вылов рыбы, беднеет биологическое многообразие.
Значительного вреда экосистеме Днепра рядом с ежегодным загрязнением бассейна органическими веществами (40 тыс.тонн), нефтепродуктами (745 тонн), хлоридами, сульфатами (по 400 тыс.тонн), солями тяжелых металлов (65 - 70 тонн) наносит загрязнения биогенными веществами в результате использования отсталых технологий сельскохозяйственного производства, низкой эффективности коммунальных очистительных сооружений.
Экологическое оздоровление бассейна Днепра является одним из важнейших приоритетов государственной политики в отрасли охраны и воссоздания водных ресурсов. 27 февраля 1997 года Верховной Радой Украины утвержденная Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качеств питьевой воды. Основной целью Национальной программы является возобновление и обеспечение постоянного функционирования Днепровской экосистемы, качественного водоснабжения, экологически безопасных условий жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности и защиты водных ресурсов от загрязнения и истощения.
Не в лучшем, а кое-где и в худшем состоянии находятся бассейны других рек Украины (Северского Донца, Днестра, Западного Буга, Южного Буга, бассейны рек Приазовской и Причерноморской низменностей). Потому цель и стратегические направления, определенные Национальной программой для Днепра, являются аналогичными и для других водных бассейнов Украины.
Проблемы водных ресурсов Украины.
Системный анализ современного экологического состояния бассейнов рек Украины и организации управления охраной и использованием водных ресурсов дал возможность очертить круг наиболее актуальных проблем, которые нуждаются в решении, а именно:
избыточная антропогенная нагрузка на водные объекты в результате экстенсивного способа ведения водного хозяйства привела к кризисному уменьшению самовоспроизводящих возможностей рек и истощения водноресурсного потенциала;
стала тенденция к значительному загрязнению водных объектов в результате неупорядоченного отведения стоковых вод от населенных пунктов, хозяйственных объектов и сельскохозяйственных угодий;
широкомасштабное радиационное загрязнение бассейнов многих рек в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
ухудшение качеств питьевой воды в результате неудовлетворительного экологического состояния источников питьевого водоснабжения;
несовершенство экономического механизма водопользования и реализации водоохранных мероприятий;
недостаточная эффективность существующей системы управления охраной и использованием водных ресурсов в результате несовершенства нормативно-правовой базы и организационной структуры управления;
отсутствие автоматизированной постоянно действующей системы мониторинга экологического состояния водных бассейнов акватории Черного и Азовского морей, качества питьевой воды и стоковых вод в системах водоснабжения и водоотвода населенных пунктов и хозяйственных объектов[6].
По территории Крыма протекают 257 рек (крупнейшие — Салгир, Альма, Б
Основными источниками водоснабжения в Крыму являются воды Северо-Крымского канала (80,5% от общего объема забора воды), местный сток (9,8%) и подземные воды (8,4%).
Общий объем забора воды из природных источников в 1996 г. уменьшился, по сравнению с 1995 г., на 193 млн. куб. м , в том числе за счет уменьшения забора воды из Северо-Крымского канала на 136 млн. м куб.
Структура использования воды по отраслям народного хозяйства в 1996 г., по сравнению с 1995 г. практически не изменилась. По-прежнему основными потребителями были сельское хозяйство (81%), жилищно-коммунальное (15%) и промышленность (4%). Необходимо отметить сохранение тенденции к уменьшению использования воды всех категорий по сравнению с 1995 г. и, прежде всего, в сельском хозяйстве.
Так, использование пресной воды в 1996 г. уменьшилось по сравнению с 1995 г. на 215 млн. куб. м Основной объем снижения (127 млн. куб. м) приходится на орошение, что связано с тяжелым финансово-экономическим положением субъектов хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе и, в частности, с проблемой оплаты энергоносителей.
При общем снижении объемов безвозвратного потребления на 409 млн. куб. м, потери при транспортировке воды в 1996 г. увеличились по сравнению с 1995 г. в 2,5 раза, что свидетельствует о проблемах в техническом состоянии и эксплуатации водохозяйственных систем.
Анализ использования воды по оросительным системам Крыма показывает, что в течение 1996 г. фактическая водоподача составила 1518,6 млн. куб. м - прежде всего на нужды орошения (1351,5 млн. куб. м). При этом около половины всего объема воды, поданой на орошение, приходится на рисовые севообороты (620,5 млн. куб. м) в Джанкойском, Красноперекопском, Нижнегорском, Советском и Раздольненском районах. Общая площадь орошаемых земель составила 376970 га.
Общее водоотведение из зоны орошения водами Северо-Крымского канала составило 763,8 млн. куб. м (1995 г. - 712,0 млн. куб. м). Основной объем водоотведения (367,7 млн. куб. м ) приходится на рисовые севообороты, что несколько ниже, чем в 1995 г. (421 млн. куб. м). Поверхностный и дренажный сток с зерно-кормовых севооборотов и территорий населенных пунктов (178,1 млн. куб. м ) также уменьшился по сравнению с 1995 г. (194 млн. куб. м). В целом, общее увеличение водоотведения связано с естественным стоком, включая фильтрационные потери из каналов (1996 г. - 177 млн. куб. м, 1995 г. - 65 млн. куб. м).
Самой крупной водной артерией Крыма является р. Салгир, ее общая протяженность составляет 232 км. Река имеет 24 притока (основные - р. Малый Салгир и р. Славянка ). На реке установлено 10 створов наблюдений. Первый контрольный створ расположен в с. Перевальное. На протяжении ряда лет качество воды в этом створе соответствует нормам и значительно не изменяется.
По данным системы наблюдений заметно ухудшается качество воды в Салгире в створах в городской черте Симферополя, в районе с. Богдановка и пгт. ГРЭС, где отмечены случаи превышения ПДК по азоту нитратному (4.1 ПДК), азоту аммонийному (22,6 ПДК ), хрому (6+) - (17 ПДК), СПАВ - (2 ПДК). Основной причиной увеличения содержания загрязняющих веществ являются расположенные в прибрежной зоне застройки частного сектора и выпуски ливневой канализации промышленных предприятий города.
Необходимо отметить, что высокий уровень загрязнения токсичными элементами наблюдается повсеместно в прибрежных водах украинской зоны Черного моря. Если уровень загрязнения хлорорганическими пестицидами в последние годы существенно снизился в связи с уменьшением их использования в сельском хозяйстве, то изменений к лучшему практически не наблюдается по концентрации нефтяных углеводородов, детергентов и фенолов (табл.2). Отмечаются лишь отдельные сравнительно "чистые" регионы: по нефтепродуктам - прибрежный район Южного берега Крыма, по детергентам - Севастопольская бухта, Южный берег Крыма, Феодосийский залив.
Таким образом, наиболее загрязненными являются районы северо-западной части моря, в том числе Каркинитский залив, и акватории портов Керченского региона.
На территории Крыма расположена 2921 артезианская скважина, из которых более половины (1685 скважин) размещено в Джанкойском, Сакском, Красногвардейском, Нижнегорском и Симферопольском районах. В 1996 г. суммарный забор подземных вод составил 203,4 млн. м куб., в том числе для целей водоснабжения 197,5 млн. м куб. и орошения - 5,9 млн. м куб.
Наиболее интенсивно используются подземные воды для водоснабжения в Сакском (42,7 млн. куб. м в год), Джанкойском (23,7 млн. куб. м в год), Красногвардейском (18,0 млн. куб. м в год), Красноперекопском (17,6 млн. куб. м в год) районах и сельскохозяйственной зоне г. Севастополя (19,9 млн. куб. м в год).
Таким образом, как свидетельствует приведенные данные, в 1996 г. в Крыму продолжали развиваться процессы засоления и загрязнения подземных вод под влиянием различных техногенных факторов[10].
Таблица 2
Ведомства, сбрасывавшие загрязненные сточные воды в поверхностные водные объекты Крыма (в % от ежегодного сброса)
Наименование ведомств | Количество сточных вод ( тыс. м3) | |||||||
Без очистки (б.о) | Недостаточно очищенные (н.д.о) | |||||||
| 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. |
Госжилкомхоз | 71,8 | 75,6 | 88,0 | 87,9 | 95,6 | 96,0 | 96,7 | 95,9 |
Минсельхозпpод | 13,8 | 11,9 | 5,6 | 3,4 | 1,2 | 0,9 | 0,6 | 0,9 |
Минхимпpом | - | - | - |
| 2,3 | 2,7 | 2,6 | 2,8 |
Минчеpмет | 13,4 | 11,9 | 6,0 | 8,6 | - | - | - | - |
Прочие | 1 | 0,6 | 0,4 | 0,1 | 0,9 | 0,4 | 0,1 | 0,4 |
Итого по Крыму (тыс.м3) | 6584,2 (100%) | 5643,4 (100%) | 9022,5 (100%) | 6225,2 (100%) | 127407,6 (100%) | 104571,9 (100%) | 104720 (100%) | 100349 (100%) |
Водохозяйственный комплекс (ВХК) включает водные ресурсы, водопользователей, органы управления и контроля я характеризуется определенной функциональной, отраслевой и территориальной организацией. ВХК имеет собственную природную сырьевую базу — водные ресурсы и собственный производственный процесс подготовки воды к различным видам использования. Подготовленная к использованию при помощи различных водохозяйственных объектов и сооружений вода уже становится продукцией ВХК, отпускаемой или предоставляемой водопользователям в установленном порядке соответственно с водным законодательством.
Водопользователями являются государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации, учреждения, а также отдельные граждане. Водные объекты пригодны для удовлетворения жизненных, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбрхозяйствен-ных и других нужд. Водопользователи в составе комплекса выступают не обобщенно, а в виде отдельных отраслей народного хозяйства. Это коммунальное хозяйство, промышленность (включая теплоэнергетику), сельское хозяйство, гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство[6].
Водными объектамb являются моря, океаны, реки, о
Из водных источников для потребления населения и народного хозяйства в Украине ежегодно используется около 32 км3, из которых более 18 км3 безвозвратно. По расчетам ученых, безвозвратное водопотребление уже достигло объема водных ресурсов местного стока и в засушливые годы превышает их в 1,7 раза. Таким образом, в засушливые годы Украина ощущает дефицит водных ресурсов. Таким был, например, 1984 г., близкий по обеспеченности к расчетному.
Среди всех водопользователей наиболее важным является коммунальное хозяйство, в котором безвозвратные нужды воды в 1990 г. достигли 3,361 км4, или 11,2 % общего безвозвратного водопользования.
В настоящее время 412 городов республики и 82 % поселков городского типа (738 из 900) обеспечены центральным водоснабжением.
Информация о работе Охрана и рациональное использование водных ресурсов