Контрольная работа по "Водному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника.

Содержание

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах
2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции
3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции.
4. Виды конституций: Консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.
5. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

Работа содержит 1 файл

понятия и сущность конституции зарубежных стран.docx

— 31.01 Кб (Скачать)

В содержании конституции  выделяют два элемента: правовое содержание -- нормативно-правовой материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание -- предмет конституционного регулирования.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового  регулирования, - общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила  функционирования.

Что, в каком объеме, каким  образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный  вопрос. По политическим целям конституция  должна и отразить сегодняшнюю политическую организацию (политическую систему) страны, и стать основой ее дальнейшего  развития. Но будучи документом юридическим, конституция достигает указанных  целей специфическими средствами, присущими  ей как правовому акту, закону.

Кроме того, важную роль играют соображения целесообразности в  соотношении с природой конституции. Первое означает: политических целей  у общества, по разумению тех, кто  предлагает ему новую конституцию, может быть много, средств их реализации - еще больше. Значит, возникает проблема выбора, поскольку конституция обращена лишь к основному. А учитывая второе обстоятельство, конституция не может  «растекаться мыслею по древу», она  не является чересчур большим документом (хотя и такие бывают) и все  должна отражать в концентрированной  и лаконичной форме.

Таким образом, получается, что  каждая конституция - это продукт  переплетения объективного и субъективного. Объективно то, что она должна закрепить  социально-экономические устои общества, основы статуса человека и гражданина, политические механизмы власти, причем сделать это сжато. Субъективно  то, что все-таки конкретные люди и  на данном отрезке развития страны, общества будут формулировать основной закон.

Под структурой конституции  подразумеваются акты, имеющие кодифицированный характер, то есть, как правило, единые и единственные - охватывающие в  одном документе все нормы  высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет  стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка  также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются  права и свободы или руководящие  начала государственной политики. Эта  часть конституции наиболее важна  в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной  природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение  преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для  толковая и применения остальных  положений конституции.

В основную часть конституции  входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных  органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных  органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы  о парламенте, затем - о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок - сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие  порядок вступления конституции  в силу. Иногда, если это не урегулировано  в основной части, здесь помещают нормы о порядке изменения  конституции или государственных  символах.

Переходные положения  определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы  сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания  законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствии с конституцией.

Дополнительные положения  конституции также обычно оформляются  иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных  вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое  значение. Например, в некоторых  приложениях к Конституции Индии 1950 года содержится разделение компетенции  между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и  трудно обнаружить логику в их строении. Например, три акта, составляющие конституцию  Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные  в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера  не получили в них своего регулирования.

3. Социальные и юридические свойства конституции. Современные концепции конституции

Все современные конституции  призваны противодействовать крайним  формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду: Конституцию характеризуют  социальные и юридические свойства. Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции  в правовой системе, и к ним  относятся: реальность конституции - ее реализуемость и способность  влиять на достижение тех целей, ради которых конституция была принята; программность (перспективность конституции) - наличие норм, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких  норм относятся положения Конституции  РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер Российского государства; легитимность конституции - ее официальное  удостоверение (признание) в обществе. Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 чел.) в  референдуме 12 декабря 1993 г., из числа  которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание признать ее легитимной.

Правовые свойства конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность конституции. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны.

Современные концепции конституции.

Современный этап трактовки  общечеловеческих ценностей и регулирования  их в конституциях характеризуется, с одной стороны, дальнейшими  шагами в направлении социального  акцента на общечеловеческие ценности, расширением сферы конституционного регулирования (она стала охватывать практически все сегменты общества, включая конституционные положения  об идеологии), а с другой стороны, уточнением прежних принципов, возникших  на базе социальной эйфории, равно как  и уточнением ряда положений XIX века, исходя из принципов справедливой и  вместе с тем целесообразной организации  общества, а не лозунговых постулатов. Происходит рационализация парламентаризма, создание смешанных форм правления, усиление исполнительной власти, профессионализация государственного управления, вытекающего  из усложнения общественной жизни. Крушение тоталитарного социализма, других тоталитарных режимов в развивающихся странах  показало также, что излишнее государственное  регулирование не помогает развитию общества, а, напротив, стесняет его, что, несмотря на элементы коллективизма  в развитии общества, права личности требуют особой защиты, допустимость национализации не исключает права  частной собственности, местное  самоуправление не может быть безбрежным, гражданское общество неотделимо от государства и т.д.

4. Виды конституций: консолидированные и неконсолидированные конституции, фиктивные и нефиктивные, формальные и неформальные, («живые») конституции, гибкие и жесткие, временные и постоянные и др.

Механизм классификации  конституций, их разнесение по различным  классам на основе общих свойств  позволяет ориентироваться в  многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определению места  того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности  их содержания и структуры. Классификация  облегчает восприятие общей картины  конституционного законодательства в  мире.

В настоящее время в  странах мира действуют 3 вида конституций, различающихся по их конструкции  и структурным составляющим: консолидированные, неконсолидированные и комбинированные.

Консолидированные представляют собой единый документ (акт), принятый как основной закон государства (Конституция РФ 1993 г., Конституция Польши 1997 г.). Поправки к ним либо непосредственно включаются в текст конституций путем замены определенных статей, либо в качестве дополнений прилагаются к конституционному тексту при сохранении прежнего, часть которого соответственно не действует, а действуют принятые поправки (Конституции США, в Индии сочетаются методы замены и дополнения отдельными приложениями).

Неконсолидированные состоят  из нескольких законов, принятых в разное время, но по правилам принятия и изменения  последних (Израиль, Франция).

Комбинированные конституции  состоят из законов (статутов), судебных прецедентов и конституционных  обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).

По времени действия конституции  разделяют на временные и постоянные. Временные конституции могут  приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного  события. Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая в себя всего 20 статей, действовала до выработки проекта  постоянной конституции Учредительным  собранием. Большинство конституций  являются постоянными. Факт установления неограниченного срока их действия отнюдь не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения  законодателя в момент принятия. Существуют государства, особенно в Латинской  Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего времени представляли собой обычное явление. Смена  конституций там происходила  главным образом вследствие частых военных переворотов. Так, к середине 60-х годов история Боливии насчитывала 20 конституций, Колумбии - 11, Доминиканской  республики - 15, Гаити - 23, Венесуэлы - 22 конституции.

Известны конституции, устанавливающие  собственную несменяемость. В этом отношении характерна Конституция  Мексики 1917 года - она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как только «народ вновь обретет  свободу», действие конституции восстанавливается. Мексиканская Конституция содержит в настоящее время наибольшее число поправок.

По содержанию и характеру  конституций можно выделить следующую  классификацию:

1. по закрепленному политическому  режиму - демократические и авторитарные, а среди последних выделяются  еще и тоталитарные. Первые гарантируют  определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование  и деятельность политических  партий, предусматривают выборность  учреждений власти. Авторитарные  конституции ограничивают или  запрещают деятельность политических  партий либо устанавливают господство  одной партии. Для авторитарных, а особенно тоталитарных конституций  характерна повышенная по сравнению  с демократическими идеологическая  насыщенность вплоть до упоминания  конкретных идеологий, в них  подчас провозглашаются иные  принципы организации государственной  власти, например, создание государственных  органов на корпоративной основе;

2. по форме правления  их можно, в зависимости от  порядка замещения должности  главы государства, разделить  на монархические и ре и  т.д.................


Информация о работе Контрольная работа по "Водному праву"