Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:05, реферат
Фрахтование трампового тоннажа является одним из наиболее важных аспектов коммерческой работы на морском транспорте и основой трампового судоходства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Условия договоров фрахтования трампового судоходства………………….5
2. Типовые проформы чартеров………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Условия договоров фрахтования трампового судоходства………………….5
2. Типовые проформы чартеров………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Фрахтование трампового тоннажа является одним из наиболее важных аспектов коммерческой работы на морском транспорте и основой трампового судоходства.
Во фрахтовых операциях наиболее тесно переплетаются коммерческие интересы судовладельцев и выступающих в качестве фрахтователей торговцев и промышленников, экспортирующих или импортирующих промышленное или сельскохозяйственное сырье, энергоносители, металлы, удобрения, лес и многие другие товары.
Чартер-партия - один из древнейших документов морской коммерции. Это классический образец "свободного контракта", его условия не регламентируются ни на национальном, ни на международном уровне. В условиях отсутствия национальных законодательных и международных конвенциональных норм, регламентирующих чартер, большое значение имеют сложившиеся обычаи, судебные решения по спорам, связанным с чартером.
Появление чартера как документа обязано так называемому "трамповому судоходству", при котором суда не придерживаются определенных линий, а совершают перевозки в любых направлениях, для которых имеется на данный момент груз. Эти суда получили название "трамповых" от английского слова tramps - судно-бродяга.
Чартер оказался обоюдовыгодным документом. С одной стороны, он отвечал интересам судовладельца, который мог быть уверенным в том, что получит вознаграждение за перевозку независимо от того; сможет ли отправитель полностью загрузить судно. С другой - чартер отвечал интересам грузовладельцев, обеспечивая надежную перевозку груза при отсутствии устойчивых транспортных сообщений.
Контракты международной купли-продажи товаров служат основой фрахтовых контрактов. Поэтому хорошее знание условий фрахтования тоннажа и, в первую очередь, чартера, как очень специфического контракта, необходимо не только судовладельцам и профессиональным брокерам, но и экспортерам и импортерам.
Договор морской перевозки в трамповом судоходстве, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера.
Чартер – договор фрахта, в соответствии с которым оговоренная часть судна или все судно арендуется фрахтователем у судовладельца на определенный период или для выполнения определенного рейса. На практике часть применяют стандартные проформы чартеров, в которые стороны вносят изменения и дополнения – оговорки. Чартер должен обязательно содержать наименования сторон, размер фрахта, обозначения судна и груза, место погрузки, порт прибытия. Чартер подписывается либо фрахтователем и судовладельцем, либо их уполномоченными агентами [8].
Круг условий, содержащихся в чартере очень широк. Можно выделить следующие наиболее важные условия чартера:
Субститут (англ. substitute) - право судовладельца заменить поименованное судно другим;
Мореходность (англ. Seaworthiness). Данное условие означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса;
Безопасный порт (англ. safe port). Данное условие означает, что в тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным;
Всегда на плаву (англ. always afloat). Судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды;
Сталийное время (англ. laytime) - время, отводимое на грузовые операции;
Демередж (англ. demmurage) - плата за простой. За простой судна сверх нормы судовладельцу возмещаются затраты на содержание судна во время стоянки;
Сверхконтрсталия (англ. detention) - время, превышающее контрсталийное. В случае, если фрахтователь держит судно в простое долее установленного в чартере срока (обычно это 5-10 суток), на него ложится обязанность возместить судовладельцу не только расходы на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек.
Диспач (англ. dispatch) - компенсация усилий фрахтователя за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени;
Канцеллинг (англ. cancelling) - право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку.
Нотис о готовности судна (англ. notice of readiness). Данное условие означает, что прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям.
Прекращение ответственности (англ. cesser clause). Данная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено.
Как правило, составляются два оригинала чартера - по одному для каждой из сторон договора. При этом с чартера снимают необходимое количество копий для капитана судна, его агента в порту погрузки, фрахтового агента, отправителя груза и т.д.
В торговом мореплавании применяются следующие основные виды договоров фрахтования трампового тоннажа:
1. Фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter) которое делится на:
а) фрахтование на один рейс (single voyage) - соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется на обусловленном судне перевезти обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения. Этот вид фрахтования судна оформляется рейсовым чартером;
б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) - разновидность рейсового чартера, применяемого при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном. Обычно такие договоры заключаются с условием, что судно после окончания выгрузки должно немедленно вернуться в порт погрузки для совершения следующего рейса или же вправе в балластном направлении перевозить грузы других фрахтователей. Количество последовательных рейсов может быть твердо оговорено в чартере либо ограничено определенным периодом времени. Соглашение обычно оформляется одним чартером с указанием количества рейсов, которое должно совершить судно;
в) фрахтование по генеральному контракту (general contract) - соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза. При перевозках по генеральному контракту судовладелец вправе выделить для перевозки любые пригодные для этой цели суда, причем их наименование в соглашении не указывается. На каждый рейс судна, осуществляющего перевозку по генеральному контракту, выписывается отдельный чартер либо составляется лишь букинг-нот, в котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет исполнения генерального контракта. В настоящее время контрактация тоннажа получила широкое распространение, что поставило вопрос о создании стандартной формы контракта. Такая форма (volume contract) была разработана совместными усилиями Балтийской и международной морской конференцией и Международной ассоциацией судовладельцев [7].
2. Фрахтование на условиях тайм-чартера (time charier), которое в зависимости от способа определения продолжительности нахождения судна в аренде делится на обычный тайм-чартер и на круговые рейсы. По условиям кругового рейса время аренды определяется фактической продолжительностью обусловленного рейса.
3. Фрахтование на условиях бэрбоут-чартера или димайз-чартера. В этом случае судно передается фрахтователю без экипажа. Договор на условиях димайз-чартера (demise charter) предусматривает, что фрахтователь оплачивает все расходы по эксплуатации судна — как переменные, так и постоянные, включая содержание экипажа. Таким образом, капитан и весь экипаж становятся на время чартера служащими фрахтователя, а не судовладельца. Димайз- и бербоут-чартеры применяются в сделках на длительный период (3-5 лет и более), когда судовладелец не может надежно контролировать интенсивность эксплуатации судна фрахтователем. В последние годы широкое распространение получил наем судов в бербоут-чартер с последующим переходом в собственность. При заключении такой сделки фрахтователь выплачивает определенную долю (обычно 20%) согласованной цены судна. Остальная часть его стоимости, включая установленный процент на капитал, оплачивается каждые полгода равными долями в течение периода в 3-5 лет. После полного завершения расчетов судно переходит в собственность фрахтователя. Фактически такая форма договора представляет собой вариант продажи имущества в рассрочку.
В коммерческой практике работы судоходных компаний применяются все основные из перечисленных выше формы договоров морской перевозки и видов фрахтования судов. Особенно широко используются те из них, которые связаны с развитием регулярного судоходства: линейные перевозки по коносаменту, отфрахтование судов на последовательные рейсы, долгосрочные контракты по обеспечению крупных грузопотоков массовых грузов, сдача судов в тайм-чартер.