Теофраст Парацельс

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание работы

После строгости и консерватизма средневековой культуры, Возрождение было подобно хаосу различных теорий, систем и взглядов.
Это был сложный, переломный момент в истории человечества, когда на смену старой науки, старому искусству, старому мировоззрению приходили новые формы, происходила борьба между миром умирающим и рождающимся. Момент контрастов, когда рядом с гениальными личностями, удивительными открытиями и прекрасными творениями существовали религиозный и научный догматизм, политическая борьба, заговоры, непросвещенность, жестокость и распущенность людей, эпидемии и одно из самых страшных "детищ" этого времени - инквизиция.
Знаменитый философ, алхимик и врач 16 века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как

Содержание

Введение…………………………………………………….3 стр.
1.Жизнь Парацельса………………………………………4 стр.
2.Труды Парацельса……………………………………….6 стр.
Заключение………………………………………………….9 стр.
Литература…………………………………………………10 стр.

Работа содержит 1 файл

теофраст парацельс.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

   Свои труды  Парацельс писал не на латыни, как было принято тогда, а на немецком языке, это произвело переворот в науке. Он отверг освященную временем латынь, поскольку был убеждён, что истину можно выразить и на языке своей страны. Этот смелый шаг положил начало свободомыслию в науке, и вера в непоколебимость старых авторитетов стала ослабевать. Трудов самим Парацельсом написано немного. Обычно то, что он хотел оставить на бумаге, диктовал своим ученикам. Таким образом, большая часть его сочинений осталась в их записи.

   В своей методике Парацельс пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.

   Он стремился  лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.

   Парацельсу, как практикующему астрологу, был  понятен символизм семи видов «герметической терапии», каждый из которых соотносился с одной из планет септенера.

   В этой «семерке» Солнцу (покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни.

   Парацельс считал медицину универсальной наукой, вбирающей в себя достижения физиологии, физики и химий, базирующиеся на фундаментальных  установках теологии и философии.

   Но все  эти умения, утверждал ученый-мистик, были бы бесполезны без знания устройства астрального мира и умения магическим образом воздействовать на ход процессов.

   Настоящее признание пришло к талантливому врачу лишь по завершении им земного  круга

   Со временем значение трудов хирурга, фармацевта, гомеопата, психиатра было оценено в полной мере, Парацельс стал символом целой эпохи в истории медицины, а в двадцатом веке его имя, многократно упоминаемое не только в медицинской и оккультной литературе, но и в средствах массовой информации, стало известным всему миру.

   Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Швейцарский врач лечил даже безнадежных больных, нередко добиваясь положительных результатов, отводя угрозу смерти от людей, считавшихся обреченными.

   Его алхимическая деятельность принесла немало практических результатов - рецепты созданных  им лекарств, на основе полученных в лаборатории химических веществ, использовались практикующими врачами будущих поколений.

   Первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью Теофраст Парацельс проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка.

   Сам Парацельс  говорил о профессии врача: «Теория врача - это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». По преданию, ему удалось вылечить восемнадцать князей, от которых отступились все врачи.

   «Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы», - считал гениальный Парацельс, не стыдившийся учиться новому и в зрелом возрасте.

   Водолечение - одно из направлений в медицине, в котором Парацельс не просто преуспел - некоторые источники минеральных  вод были впервые открыты самим  Парацельсом и могли бы по праву носить его имя.

   Современная психиатрия обязана Парацельсу теорией  о самовнушении, поскольку выдающийся врач, наблюдая больных, свято верующих в чудодейственную силу лекарств, неоднократно убеждался, что им помогают и пустые облатки безо всякого лекарственного вещества.

   Теофраст  Парацельс установил связь между  болезнью легких у шахтеров и их трудом, между параличом и травмой  головы, он первым стал использовать в  медицинских целях настойку опия, чем несказанно облегчал страдания оперируемых им больных. Следует отметить, что до Парацельса хирургия не знала анестезии, а больных резали, можно сказать, «по живому».

   Он восстал  против повсеместно применявшегося в средние века варварского способа  прижигания ран - заливания их кипящим «бальзамом», настаивая на наложении чистой повязки для того, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов».

   Заслуга Парацельса перед историей состоит  в том, что он официально отрекся  от многих постулатов древней медицины и вместо сложных рецептов на снадобья стал давать больным в качестве лекарства простые химические вещества, извлеченные им из трав, растений и минералов. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Парацельс - врач, естествоиспытатель и философ  эпохи Возрождения. Один из основателей  ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, отвергал культ Галена (он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны). Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. В центре философского учения Парацельс -- понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Читал лекции на немецком языке, а не по латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и дали ему громкую известность, но в тоже время его резкие и грубые выходки создали ему много врагов среди врачей и аптекарей. Характер Парацельса представляет оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия. Понимать его сочинения крайне трудно. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями. Для примера можно привести его воззрения на общие причины болезней. Он различает 4 главные группы причин болезней, которые он называет entia; эти 4 группы суть: 1) ens astrale -- космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale -- причины, лежащие в анатомофизиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni -- ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis -- наследственные аномалии; 3) ens spirituale -- психические влияния и 4) ens Deale -- Божье попущение. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств, как минерального, так и растительного происхождения. Например: препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. “Химия -- один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства”, говорил Парацельс. Этим он ставил химии определенные реальные задачи, а не фантастические, в разрешении которых бессильно путалась алхимия. Ятрохимия подготовила период самостоятельного развития химических знаний, который начинается в XVII в. П. первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом,  он учил, что в составе живого тела участвуют те же “элементы”, которые входят в состав всех тел природы, именно -- ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.  

    ЯТРОХИМИЯ, направление в медицине 16 -- 18 вв., представители которого рассматривали  процессы, происходящие в организме, как химические явления, болезни -- как  результат нарушения химического равновесия и ставили задачу поиска химических средств их лечения. 
 
 
 
 
 
 

    ЛИТЕРАТУРА 

    1. Гартман  Франц «Жизнь Парацельса и сущность его учения» М.: «Новый Акрополь» 1997 г. 

    2. «Большая Советская Энциклопедия» М.: 1981г. 

    3. «Медицинская Энциклопедия» М.: 1997г.  

    4. http://www.lomonosov.org/medicine/fourmedicine19492.html 

Информация о работе Теофраст Парацельс