Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:51, реферат
После строгости и консерватизма средневековой культуры, Возрождение было подобно хаосу различных теорий, систем и взглядов.
Это был сложный, переломный момент в истории человечества, когда на смену старой науки, старому искусству, старому мировоззрению приходили новые формы, происходила борьба между миром умирающим и рождающимся. Момент контрастов, когда рядом с гениальными личностями, удивительными открытиями и прекрасными творениями существовали религиозный и научный догматизм, политическая борьба, заговоры, непросвещенность, жестокость и распущенность людей, эпидемии и одно из самых страшных "детищ" этого времени - инквизиция.
Знаменитый философ, алхимик и врач 16 века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как
Введение…………………………………………………….3 стр.
1.Жизнь Парацельса………………………………………4 стр.
2.Труды Парацельса……………………………………….6 стр.
Заключение………………………………………………….9 стр.
Литература…………………………………………………10 стр.
Свои труды Парацельс писал не на латыни, как было принято тогда, а на немецком языке, это произвело переворот в науке. Он отверг освященную временем латынь, поскольку был убеждён, что истину можно выразить и на языке своей страны. Этот смелый шаг положил начало свободомыслию в науке, и вера в непоколебимость старых авторитетов стала ослабевать. Трудов самим Парацельсом написано немного. Обычно то, что он хотел оставить на бумаге, диктовал своим ученикам. Таким образом, большая часть его сочинений осталась в их записи.
В своей методике Парацельс пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
Парацельсу, как практикующему астрологу, был понятен символизм семи видов «герметической терапии», каждый из которых соотносился с одной из планет септенера.
В этой «семерке» Солнцу (покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни.
Парацельс считал медицину универсальной наукой, вбирающей в себя достижения физиологии, физики и химий, базирующиеся на фундаментальных установках теологии и философии.
Но все эти умения, утверждал ученый-мистик, были бы бесполезны без знания устройства астрального мира и умения магическим образом воздействовать на ход процессов.
Настоящее признание пришло к талантливому врачу лишь по завершении им земного круга
Со временем значение трудов хирурга, фармацевта, гомеопата, психиатра было оценено в полной мере, Парацельс стал символом целой эпохи в истории медицины, а в двадцатом веке его имя, многократно упоминаемое не только в медицинской и оккультной литературе, но и в средствах массовой информации, стало известным всему миру.
Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Швейцарский врач лечил даже безнадежных больных, нередко добиваясь положительных результатов, отводя угрозу смерти от людей, считавшихся обреченными.
Его алхимическая деятельность принесла немало практических результатов - рецепты созданных им лекарств, на основе полученных в лаборатории химических веществ, использовались практикующими врачами будущих поколений.
Первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью Теофраст Парацельс проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка.
Сам Парацельс говорил о профессии врача: «Теория врача - это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». По преданию, ему удалось вылечить восемнадцать князей, от которых отступились все врачи.
«Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы», - считал гениальный Парацельс, не стыдившийся учиться новому и в зрелом возрасте.
Водолечение
- одно из направлений в медицине,
в котором Парацельс не просто
преуспел - некоторые источники
Современная психиатрия обязана Парацельсу теорией о самовнушении, поскольку выдающийся врач, наблюдая больных, свято верующих в чудодейственную силу лекарств, неоднократно убеждался, что им помогают и пустые облатки безо всякого лекарственного вещества.
Теофраст
Парацельс установил связь
Он восстал против повсеместно применявшегося в средние века варварского способа прижигания ран - заливания их кипящим «бальзамом», настаивая на наложении чистой повязки для того, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов».
Заслуга
Парацельса перед историей состоит
в том, что он официально отрекся
от многих постулатов древней медицины
и вместо сложных рецептов на снадобья
стал давать больным в качестве лекарства
простые химические вещества, извлеченные
им из трав, растений и минералов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Парацельс
- врач, естествоиспытатель и философ
эпохи Возрождения. Один из основателей
ятрохимии. Подверг критическому пересмотру
идеи древней медицины, отвергал культ
Галена (он даже сжег публично сочинения
Галена и Авиценны). Способствовал внедрению
химических препаратов в медицину. В центре
философского учения Парацельс -- понятие
природы как живого целого, проникнутого
единой мировой душой. Читал лекции на
немецком языке, а не по латыни, что тогда
было неслыханной дерзостью. Лекции его
привлекали множество слушателей и дали
ему громкую известность, но в тоже время
его резкие и грубые выходки создали ему
много врагов среди врачей и аптекарей.
Характер Парацельса представляет оригинальную
смесь благородства и наглости, светлого
ума и грубейшего суеверия. Понимать его
сочинения крайне трудно. Его система
представляет сочетание мистического
сумбура с отдельными светлыми мыслями.
Для примера можно привести его воззрения
на общие причины болезней. Он различает
4 главные группы причин болезней, которые
он называет entia; эти 4 группы суть: 1) ens
astrale -- космические и атмосферические
влияния, 2) ens naturale -- причины, лежащие в
анатомофизиологических свойствах организма;
они распадаются на две главные группы:
ens veneni -- ядовитые вещества в пище и питье
и ens seminis -- наследственные аномалии; 3)
ens spirituale -- психические влияния и 4) ens Deale
-- Божье попущение. Продолжительные занятия
алхимией сослужили ему службу. Ему медицина
обязана введением целого ряда новых средств,
как минерального, так и растительного
происхождения. Например: препараты железа,
ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы
и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне
редко. “Химия -- один из столпов, на которые
должна опираться врачебная наука. Задача
химии вовсе не в том, чтобы делать золото
и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства”,
говорил Парацельс. Этим он ставил химии
определенные реальные задачи, а не фантастические,
в разрешении которых бессильно путалась
алхимия. Ятрохимия подготовила период
самостоятельного развития химических
знаний, который начинается в XVII в. П. первый
взглянул на процессы, совершающиеся в
живом организме, как на процессы химические.
При этом, он учил, что в составе живого
тела участвуют те же “элементы”, которые
входят в состав всех тел природы, именно
-- ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти
элементы находятся в известном равновесии.
Если же один из них преобладает над другими
или находится не в достаточном количестве,
то возникают различные заболевания.
ЯТРОХИМИЯ,
направление в медицине 16 -- 18 вв.,
представители которого рассматривали
процессы, происходящие в организме,
как химические явления, болезни -- как
результат нарушения химического равновесия
и ставили задачу поиска химических средств
их лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гартман
Франц «Жизнь
Парацельса и сущность его учения» М.: «Новый
Акрополь» 1997 г.
2. «Большая
Советская Энциклопедия» М.: 1981г.
3. «Медицинская
Энциклопедия» М.: 1997г.
4. http://www.lomonosov.org/