Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:55, реферат
Подкова с шипами предохраняет лошадь от скольжения и падения на скользкой дороге, т. е. предохраняет лошадь от травмирования. Подковы в зависимости от назначения (горная, зимняя, для верховых и упряжных лошадей и т. п.) обеспечивают высокую работоспособность лошади в разных условиях. Ортопедическое (лечебное) подковывание применяется при некоторых заболеваниях копыт, для исправления их деформации и более равномерной нагрузки на сухожильно-связочный аппарат пальца при порочной постановке конечностей.
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-кадровой политики и образования
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Волгоградская
государственная
Кафедра: «Анатомия и физиология животных»
Дисциплина:
«Оперативная хирургия»
Реферат
на тему:
«Ковачная
кузница, её оборудование и ручное изготовление
подков»
Волгоград, 2010 г.
Подкова
с шипами предохраняет лошадь от скольжения
и падения на скользкой дороге,
т. е. предохраняет лошадь от травмирования.
Подковы в зависимости от назначения (горная,
зимняя, для верховых и упряжных лошадей
и т. п.) обеспечивают высокую работоспособность
лошади в разных условиях. Ортопедическое
(лечебное) подковывание применяется при
некоторых заболеваниях копыт, для исправления
их деформации и более равномерной нагрузки
на сухожильно-связочный аппарат пальца
при порочной постановке конечностей.
Устройство и оборудование кузницы. Ковочная
кузница располагается вдали от жилых
и складских помещений. Она должна иметь
горновое помещение и манеж для ковки.
Площадь горнового помещения должна быть
не менее 12 м2, во избежание сквозняков
в него должна вести только одна дверь
(из манежа). В помещении устанавливают
постоянный горн, имеющий вид очага, сложенного
из кирпича или камня. На очаге устраивают
горновое гнездо, представляющее собой
чашеобразное углубление диаметром 20—25
см, глубиной 10—15 см, в котором сжигают
уголь для нагревания металла. В боковой
стене горна проделывают против горнового
гнезда отверстие, в которое вставляют
чугунную толстостенную трубу (фурму).
Утолщенный конец фурмы выходит в горновое
гнездо. Через нее в горновое гнездо подают
воздух для усиления горения и создания
необходимой температуры для нагрева
металла. Воздух в горновое гнездо подается
с помощью электровентилятора. Над горном
устраивают железный зонт с выводной трубой
для удаления продуктов горения — дыма,
газа. Кроме постоянных, существуют переносные
горны, используемые главным образом в
полевых условиях. Для ухода за горном
необходим горновой инструмент, включающий
железную лопатку, кочергу, швабру и жигало.
Кроме горна, в горновом отделении имеется
наковальня для обработки металла и верстак,
снабженный слесарными тисками. Наковальню
изготовляют из чугуна или железа. На ней
имеется наваренная стальная закаленная
пластина, ровная и гладкая, без раковин
и трещин. Изготовляют наковальни различной
формы и массы. Наиболее желательна наковальня
с коническим отростком (рогом) на одном
конце и небольшим вытянутым утолщением
(пяткой) на другом. На этих выступах отделывают
детали подков и придают им соответствующую
форму. На поверхности наковальни имеются
два отверстия, из которых одно круглое,
позволяющее пробивать в подкове отверстия
для шипов второе - квадратное, необходимое
для кузнечно-ковочных работ. К ковочным
материалам относятся подковы, подковные
гвозди и шипы. Подкова представляет собой
металлическую пластинку изогнутую по
форме подошвенного края роговой стенки
копыта. На подкове различают ветви, поверхности,
края, гвоздевые отверстия, отворот. Ветвей
у подковы две: наружная и внутренняя.
Толщина каждой из них должна равняться
толщине роговой стенки копыта. Ширина
ветвей подковы должна быть равна двойной
ширине подошвенного края роговой стенки
копыта вместе с белой линией. Поверхности
бывают верхние и нижние. Верхняя, или
подкопытная поверхность в свою очередь
подразделяется на наружную и внутреннюю
Наружная часть должна быть совершенно
горизонтальной, так как она предназначена
для непосредственной опоры на нее подошвенного
края роговой стенки. Внутренняя часть
верхней поверхности подковы постепенно
скашивается по направлению к внутреннему
краю подошвы и называется бухтовкой.
Назначение бухтовки - предохранять подошвенную
поверхность копыта от давления. Бухтовка
должна заканчиваться на расстоянии 30—40
мм от концов ветвей с тем, чтобы не препятствовать
нормальному расширению копыт при опирании.
. Нижняя или надземельная, поверхность
подковы должна быть горизонтальной. У
ее наружного края имеется углубление
- гвоздевая дорожка. Наружные края подковы
называются боковыми поверхностями. Различают
внутренний и наружный края. Они должны
быть гладкими, без выступов. Гвоздевые
отверстия пробивают в гвоздевой дорожке.
В подкове обычно бывает 8 отверстий —
по 4 на каждой ветви. Отверстия, расположенные
на наружной ветви подковы, называются
наружными, на внутренней — внутренними.
Отверстия, расположенные в зацепной части
копыта, называют первым и вторым зацепными,
а отверстия, находящиеся у края ветви
подковы,— первым и вторым главными. Гвоздевые
отверстия располагают так, чтобы они
находились против белой линии подошвы,
иначе гвозди не будут удерживаться на
подкове, могут обломать рог или войдут
в мягкие ткани подошвы — основу кожи
подошвы. Чтобы не допустить этого, при
пробивании гвоздевых отверстии принимают
во внимание угол наклона роговой стенки.
Отворот представляет собой тонкую полукруглую
пластинку, оттягиваемую спереди от наружного
зацепного края подковы. Отворот облегчает
подгонку подковы, защищает зацепную стенку
копыта от повреждения, препятствует смещению
подковы назад при движении лошади Стандартные
подковы изготавливают заводским способом
по ГОСТу 5408—77. Их делают со съемными (винтовыми)
шипами для верховых и упряжных лошадей,
для передних и задних копыт отдельно.
В соответствии с размерами копыт по стандарту
выпускаются подкопы 13 размеров: № 0; 00;
1; 2; 2, 5; 3; 3, 5; 4; 4, 5; 5; 6; 7; 8. На верхней поверхности
подковы помещают клеймо завода, отметку,
для какой конечности подкова предназначена:
П — для передней; 3 — для задней. Форма
копыт имеет индивидуальные отклонения,
поэтому несмотря на разнообразие размеров
стандартные подковы все же приходится
подгонять к каждому копыту. Подковные
гвозди вырабатываются машинным способом
шести основных размеров: № 4, 5, 6, 7, 8, 9 (рис.
189).
У подковного гвоздя различают следующие
части: головку, шейку, штифт, или клинок,
и острие. На одной из сторон подковного
гвоздя на его конце находится скос —
наклепка, которая дает направление при
прохождении гвоздя через роговую стенку
и обеспечивает выход его на определенной
высоте. При вколачивании гвоздя наклепка
должна быть обращена внутрь, к стрелке.
Подковные
шипы бывают постоянными и съемными.
Как тем, так и другим шипам
может быть придана различная
форма: кубическая, конусообразная, клинообразная,
долотообразная. Из съемных шипов наиболее
часто применяют шипы Н-образного сечения.
Они бывают двух размеров: короткие —
длиной 22 мм; длинные — 28 мм. Шипы с тупым
концом используются летом, с заостренным
— зимой.
У съемных ввинчивающихся шипов различают
коронку — короткую часть шипа, соприкасающуюся
с землей; шейку —выступ в верхней части
коронки, находящейся на границе с хвостовой
частью; хвостовую, навинчивающуюся часть.
Для
изготовления подковы ручным способом
нужны кузнечные материалы (металл),
топливо и кузнечные инструменты. Подковы
следует изготовлять из стандартной полосовой
мягкой стали. Размер заготовки стали
подбирают в зависимости от размера изготовляемой
подковы. Для малых подков берут сталь
сечением 20Х10, 22X12 мм (ширина 22 мм, толщина
12 мм), для более крупных подков—25Х12 мм.
Для изготовления подков в настоящее время
почти во всех кузницах применяют каменный
уголь. Лучшим сортом каменного угля для
ковочных кузниц является орешковый уголь
марки МК, (мытый кузнечный) или марки ПТ.
При сгорании такого угля сверху образуется
корка, которая хорошо удерживает жар,
что ускоряет нагрев железа.
Подковы для рысистых и скаковых лошадей
делаются из пружинной стали. Ширина их
значительно меньше ширины обыкновенных
подков. Верхняя поверхность ровная, нижняя
имеет на всем протяжении беспрерывную
дорожку. При пригонке подкова незначительно
выступает за подошвенный край роговой
стенки. В подковах для рысистых лошадей
наружный шип задней подковы несколько
выступает наружу, создавая хорошую площадь
опоры в момент отталкивания. Кузнечные
инструменты. К кузнечным инструментам
относятся ручной молоток, большой молот,
клещи, зубило, дорожник, пробойники, шпилька,
оправка, метчик и вороток, клупп.
Ручной молоток, или ручник, бывает квадратным
или бочкообразным. Одна ударная поверхность
ручника плоская, другая — выпуклая. Его
плоская поверхность предназначается
для постоянной работы, выпуклая—для
сгибания бруска металла, выбивания бухтовки
и контрбухтовки. Масса ручника должна
быть не более 1,5 кг; рукоятка — несколько
плоской, длиной около 40 см. Большой, или
боевой, молот (кувалда) предназначается
для нанесения сильных ударов по металлу.
Масса кувалды составляет 4—5 кг, длина
рукоятки 80 см; рукоятку изготовляют из
прочного дерева и хорошо заклинивают.
Ручные (закладочные) клещи служат для
удержания куска железа во время отковки;
клещи для изготовления подков должны
быть с плоскими губками. Масса их должна
быть около 900 г, длина — 40 см. Горновые
клещи употребляются для закладки железа
в горн. Они отличаются от ручных более
толстыми губками, длина их около 50 см.
Сварочные клещи имеют губы в виде совка,
что необходимо для удержания нескольких
кусков железа при сваривании их. Длина
клещей не более 55 см. Зубило прямое применяют
для рубки железа. Зубило полукруглое
используется для обрубания концов ветвей
подковы. Масса зубила должна быть около
500 г. Дорожник изготовляют из стали. Он
применяется для выбивания дорожки на
нижней поверхности подковы. Дорожник
на рукоятку насаживают не наглухо, т.
е. не заклинивают; это связано с тем, что,
во-первых, дорожник часто заправляют,
нагревая его в горне; во-вторых, по нему
наносят удары молотком, и глухая насадка
вызывает сильное сотрясение руки кузнеца,
направляющего дорожник. На заправку дорожника
обращает особое внимание. От скоса его
рабочей части зависят необходимая ширина
и глубина гвоздевой дорожки. Масса дорожника
около 500 г, длина рукоятки 40 см. Пробойник
(набойка, или наметка) предназначается
для проби-вания гвоздевых отверстий.
Масса его составляет 400 г, длина рукоятки
— 40 см; рукоятку не заклинивают. Шпилька
используется при окончательном пробивании
намеченных пробойником гвоздевых отверстий,
ею также оправляют и прочищают гвоздевые
отверстия. Длина шпильки около 30 см. Шпильки
изготовляют из отработанных и негодных
напильников. Пробойник круглый предназначается
для пробивания шиповых отверстий в подкове;
изготовляют его из 30-миллиметровой круглой
стали. Масса пробойника около 450 г. Оправка
стальная используется при установке
шиповых отверстий в подкове. Изготовляют
ее из непригодных шпилек. Диаметр оправки
8—10 мм. Метчик и вороток необходимы для
изготовления винтовой нарезки шиповых
отверстий в подковах. Клупп — приспособление
в виде станка с рукоятками и с набором
плашек различных размеров. Он употребляется
для исправления резьбы на хвостовой части
подковного шипа. Его также можно использовать
для нарезки болтов и винтов диаметром
больше 3 мм. Ковочный инструмент. При
подковывании лошади применяется ковочный
инструмент. В его комплект входят ковочный
молоток, ковочные клещи, обсечка, копытный
нож, секач, копытный рашпиль, шиповой
ключ и лапа для отвинчивания и ввинчивания
шипов. Ковочный молоток предназначен
для забивания подковных гвоздей при креплении
подковы к копыту и для извлечения неправильно
забитого гвоздя. Длина рукоятки с насадкой
35 см, масса молотка 350 г. Ковочные (ковальные)
клещи предназначаются для откусывания
концов подковных гвоздей при ковке и
притягивания их при заделывании барашков,
для извлечения неправильно забитого
гвоздя, снятия старой подковы и укорочения
излишне отросшего конытного рога при
расчистке копыт. Масса ковочных клещей
1140 г, длина 36 см. Обсечка имеет два различных
по форме и назначению конца. Один конец
обсечки в виде короткого топорика предназначен
для отгибания или отсекания заклёпок
подковных гвоздей (барашков) при снятии
старой подковы. Лезвие этого конца обсечки
должно быть закалённым и не очень острым
, чтобы не травмировать глазурь рогового
башмака -верхний край топорика предназначенный
для ударов по нему молотком, не должен
расплющиваться. Другой конец обсечки,
несколько притупленный, имеет форму усеченного
конуса; он предназначен для выбивания
из копыта оставшихся обломков подковных
гвоздей. Копытный нож предназначен для
срезания мертвого копытного рога при
расчистке копыта. Он имеет выгнутое одностороннее
или двустороннее лезвие. Конец ножа загнут
в виде небольшого полукруга. Нож должен
быть соответственно закален, не должен
при работе крошиться и мяться. Его насаживают
на деревянную ручку из бука или ясеня.
Длина копытного ножа с ручкой 21,5 см, масса
около 140 г. Секач (рубак) служит для обрубания
отросшего твердого копытного рога. Он
имеет вид копытного ножа; но с тупым верхним
краем. При работе с секачом его острый
край прикладывают к копыту, а по тупому
наносят удары молотком и таким образом
обрубают лишний рог. Рашпиль копытный
служит для выравнивания подошвенного
края копыта и выпиливания ложбинок на
роговой стенке для заделки барашков.
Рашпиль имеет крупную и мелкую насечки.
Ключ шиповой (подковный) предназначен
для ввинчивания и отвинчивания подковных
шипов при их замене. Лапа используется
для удержания ветви подковы на подкованной
конечности лошади при ввинчивании и отвинчивании
шипов. Последовательность подковывания.
Подковывание производят в такой последовательности.
Сначала осматривают конечности лошади
и устанавливают наличие или отсутствие
признаков той или иной болезни копыт,
препятствующей подковыванию. Иногда
при осмотре выявляют трещины копытного
рога, сужение пяточных частей копыта,
косое или кривое, торцовое или остроугольное,
плоское или выпуклое копыто и другие
виды патологии. В этих случаях требуется
специальное подковывание, направленное
на устранение патологии.
После осмотра лошади в покое осматривают
ее в движении. При этом обращают внимание,
не свойственно ли ей засеканне копытом
или забивание области пяточных частей
копыта, венчика или путовой области. В
этих случаях лошадь подковывают на специальную
подкову и применяют защитные приспособления.
Обращаться с лошадью во время подковывания
нужно ровно, смело и вместе с тем осторожно.
Большинство лошадей при подковывании
ведет себя спокойно. Неспокойных лошадей
успокаивают различными доступными способами.
Подготовка копыт включает следующие
операции: расковывание, расчистку, снятие
мерки с копыта, пригонку подковы и ее
прикрепление. При расковывании сношенные
подковы снимают осторожно, чтобы не повредить
копыта и рога. Для расковки используют
обсечки, ковочный молоток и копытные
клещи. Вначале легкими ударами молотка
по головкам гвоздей расшатывают гвозди.
Затем ударами молотка по обсечке отгибают
или отсекают гвоздевые заклепки (барашки).
После отгибания барашков приподнимают
подкову над копытом, для чего подводят
под пяточную часть ветви подковы разомкнутые
губки копытных клещей, сближают их и наклоняют
клещи по длине ветвей подковы. Приподняв
подкову, сомкнутыми губками клещей ударяют
по подкове, осаживая ее на прежнее место.
После такого приема вынимают выступившие
гвозди поочередно, сначала с внутренней
ветви подковы, потом с наружной, начиная
с первого главного гвоздя. Расчистку
копыт начинают с подошвы (при запущенной
расчистке — со стрелки), а затем обкусывают
ковочными клещами подошвенные края роговой
стенки. После этого приступают к расчистке
подошвы копыта. Копытный нож берут в правую
руку, большой палец направляют вдоль
рукоятки ножа, а остальными четырьмя
пальцами обхватывают рукоятку. Левой
рукой обхватывают стенку копыта снизу.
При расчистке наружной стороны подошвы
левых конечностей копытный нож перемещают
снизу вверх, при расчистке внутренней
стороны — сверху вниз. При расчистке
копыт правых конечностей действуют ножом
в обратном порядке. С подошвы копыта срезают
только так называемый мертвый рог, который
под ножом крошится и дает трещины (живой
рог в отличие от мертвого срезается пластами).
Одновременно с подошвой расчищают или
укорачивают заворотную стенку. При расчистке
роговой стрелки срезают с нее только
отслоившиеся участки. Роговая стрелка
снашивается во время движения лошади
равномерно, поэтому, если она полная,
эластичная, ее не срезают. Подошвенный
край роговой стенки обкусывают копытными
клещами или спиливают копытным рашпилем
с крупной насечкой. При расчистке роговой
стенки и подошвы выравнивают площадь
опоры на подкову. Эту опорную площадь
в передней половине копыта составляют
вся толщина роговой стенки, белая линия
и наружный край роговой подошвы шириной
2—3 мм. В задней же части копыта опорная
площадь образуется только подошвенным
краем роговой стенки. Заканчивают расчистку
опиловкой подошвенного края копытным
рашпилем и заравниванием заусениц и острой
кромки снаружи роговой стенки рашпилем
с мелкой насечкой.
После расчистки с копыта снимают мерку,
по которой подбирают или изготавливают
подкову. Существует два способа снятия
мерки с копыта. Первый способ — снятие
мерки при помощи специального прибора
— подометра, или копытодометра. Подометр
прикладывают к подошве копыта и очертание
подошвенного края на приборе отмечают
мелом. Второй способ — снятие мерки с
применением прута или палочки. При этом
способе делают три измерения. Размеры
каждого из них помечают на пруте зарубками.
Вначале измеряют длину копыта от середины
зацепа до пяточного угла, затем измеряют
ширину копыта в его самой широкой части
(между боковыми стенками), в заключение
определяют расстояние между пяточными
углами. Пригонка подковы — это ее примерка
к копыту и исправление обнаруженного
несоответствия. При пригонке нужно руководствоваться
основным правилом: пригонять подкову
к копыту, а не наоборот. Правильно пригнанная
подкова должна плотно, без просветов
прилегать ко всему подошвенному краю
роговой стенки.
Существует два способа пригонки подковы:
холодный и горячий. При холодном способе
подкову не нагревают, а примеряют в холодном
виде и в таком же виде исправляют ее по
форме копыта. При горячем способе подкову,
подобранную по мерке или изготовленную,
нагревают до темно-красного каленья и
на 2—3 с прикладывают к подошвенному краю
роговой стенки копыта. Если подкова неровная,
то в выступающих местах она будет прижигать
рог стенки копыта. После пригонки подкову
прикрепляют в три этапа к роговой капсуле
копыта подковными гвоздями определенного
номера. Первый этап — забивание подковных
гвоздей, второй — притягивание подковы,
третий—заделка барашков. Подкове придают
правильное положение на копыте. Вначале
забивают первый зацепной гвоздь на внутренней
ветви подковы, затем на наружной. Гвозди
ставят наклепкой внутрь. В этом случае
гвоздь будет выходить наружу. Сразу же
после заколачивания гвоздя конец его
пригибают к стенке копыта для исключения
травмирования лошади и кузнеца. После
забивания двух зацепных гвоздей копыто
опускают на землю и определяют, правильно
ли лежит подкова. Если подкова сместилась,
то легкими ударами молотка ее ставят
на место. Затем вновь поднимают копыто
и забивают остальные гвозди, вначале
с внутренней, а затем с наружной стороны,
одновременно пригибая концы гвоздей
к стенке копыта. Если при забивании гвоздя
лошадь отдернет конечность, то это служит
сигналом к тому, что основе коже копыта
нанесена рана. Такой гвоздь нужно немедленно
извлечь, ранку смазать спиртовым раствором
йода и в это гвоздевое отверстие на подкове
гвоздь больше не забивать. Когда забьют
все гвозди, притягивают подкову, т. е.
еще раз ударяют молотком по головкам
гвоздей, чтобы плотнее прижать подкову
к копыту, после чего концы гвоздей откусывают
копытными клещами на такую длину, чтобы
будущая заклепка (барашек) имела квадратную
форму. Конец барашка оправляют мелко
насеченной плоскостью копытного рашпиля.
Под каждым барашком на роговой стенке
выпиливают ребром мелко насеченной части
копытного рашпиля небольшое углубление
(ложбинку), в которое загибают барашек.
Последним этапом прикрепления подковы
является заделка (заклепывание) барашков.
Для этого сомкнутыми клещами поочередно
упираются в головку каждого гвоздя и
легкими ударами ковочного молотка окончательно
прижимают (заклепывают) барашки в ложбинку
на роговой стенке, после чего рашпилем
сглаживают их. После подковывания необходимо
осмотреть лошадь, обращая внимание на
то, как опирается она подошвенной поверхностью
копыта, не появилась ли хромота при проводке.
Копыто считается правильно подкованным,
если:
1)
подкова на всем ее протяжении
плотно прилегает к
2) ветви подковы не касаются стрелки мякиша;
3) у зацепной и боковых стенок подкова выступает кнаружи на 0, 5—1 мм, у пяточных стенок—на 3—5 мм;
4)
по длине ветви подковы
5)
концы гвоздей выходят на
6) барашки хорошо заделаны в бороздки и находятся на одном уровне с поверхностью роговой стенки.
Расчистка
копыт некованых лошадей должна производиться
не реже одного раза в месяц. Перековывание
лошадей следует производить через 1,5—2
мес, независимо от того, сносилась подкова
или нет. В каждом хозяйстве должна быть
ведомость с указанием календарных сроков
подковывания. Такая ведомость необходима
и ветеринарному специалисту для контроля.
Список литературы:
1. Ковка и болезни копыт лошадей. Кербер Х.Д. М.: Акавариум ЛТД, 2000 г.
2. Общая ветеринарная хирургия. Башкиров В.А., Белов А.Д. и др. М.: Агропромиздат, 1990 г.
3. Оперативная хирургия домашних животных. Чубарь В.К. М.: Госсельхозиздат, 1951 г.
4. Общая хирургия. Петров С.В. М.: Лань, 1999 г.
5. Оперативная хирургия. И.И. Магда. М.: Агропромиздат, 1990 г.
Информация о работе Ковачная кузница, её оборудование и ручное изготовление подков