Дрессировка собак

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Общие представления о поведении собак
Поведение — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.
Оно направлено на удовлетворение возникающих потребностей.
Это система победивших реакций, в которых большую роль играют господствующая мотивация, прошлый опыт и внешние раздражители.

Содержание

Общие представления о поведении собак
Дрессировка собак
Роль нервной системы в поведении животных
Раздражители и их роль в дрессировке собак
Методы дрессировки
Навыки и правила их выработки у собак

Работа содержит 1 файл

Дрессировка собак.docx

— 31.36 Кб (Скачать)

При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства и дачей его, когда животное подойдет.

Контрастный метод заключается  в том, что сигнал подкрепляется  сначала механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие — лакомством.

Механический раздражитель вызывает защитную реакцию, и животное стремится избавиться от эмоционально отрицательного раздражителя (болевого), принимает определенную позу и сразу  же получает подкрепление лакомством (положительно-эмоциональный раздражитель).

Например, подав команду  «Сидеть», делают нажим в области  поясницы и натягивают поводок вверх  и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство.

Такой контрастный эмоциональный  фон способствует выработке прочных  навыков. Подражательный метод основан  на инстинктивной способности животного  следовать примеру другого: подражание щенков действиям взрослых собак. Врожденные формы поведения обогащаются в результате заимствования чужого опыта.

В дрессировке это используют при научении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника  дрессировщика, подавать голос по команде  и др. Подражательный метод используют при воспитании щенков.

Навыки и правила  их выработки у собак 

Навык — это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием.

Обычно навык — это  сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных  рефлексов).

Например, на команду «Ко  мне» собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет  выдержку (тормозной рефлекс) в занятом  положении.

Навык — это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить на три  стадии.

Схема выработки у собаки навыка при дрессировке:

Первая стадия. Выработка  первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка.

Вторая стадия. Выработка  последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом.

Третья стадия. Упрочение  навыка до автоматического его проявления в различных условиях.

1- я стадия. Дрессировщик  подбирает место без сильных  посторонних раздражителей и  начинает выработку первоначального  флекса, входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у 'аки хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, команде «Апорт».

2- я стадия. Дрессировщик  начинает последовательную выработку  новых рефлексов, входящих в  состав того же навыка. По команде  «Апорт» приучает брать предмет,  брошенный вблизи, затем отыскивать  предмет, заброшенный далеко от  собаки, и приносить его. Таким  образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжение  упражнений по закреплению навыка  до автоматического его выполнения  в разнообразных условиях.

 

При дрессировке собак  следует соблюдать следующие  правила:

1. Необходимо применять  два раздражителя — условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т. п.). Команды  следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика. 

2. Физиологическая сила  безусловного раздражителя должна  быть большей по сравнению  с силой условного. 

3. Безусловный раздражитель  применяют через 1—3 с после  действия условного. 

4. Повторять действие  двух раздражителей необходимо  многократно, до 20 упражнений в  день в среднем с промежутками  между упражнениями 4—5 мин. Когда  навык начинает проявляться, режим  упражнений и время между упражнениями  изменяют — то сокращают, то  увеличивают с учетом индивидуальных  особенностей собак. 

5. Выработанный навык  закрепляют, постепенно усложняя  обстановку и изменяя условия. 

6. Дрессируемая собака  должна быть здоровой, бодрой.

Обращаться с собакой  нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются. Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду  и подкрепление.

Например, собаку отпускают  побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят  к методу наталкивания. Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку.

Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в  поведении собаки. Выработка каждого  нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить  в состав новых навыков. Например, навык на команду «Апорт» входит в состав более сложного навыка —  выборки вещей по запаху.

Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему  выработки навыков у собаки при  подготовке ее к определенной службе. В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным  раздражителем применяют регулярно, либо эпизодически (вероятностное подкрепление).

При вероятностном подкреплении (30 процентов подкреплений) некоторые  условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным  возбуждением, достигающим максимума  именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью.

Подкрепление усиливает  или увеличивает вероятность  реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика  способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных  навыков, затрудняющих дрессировку  собаки.

 А чтобы переделать  такие навыки в положительные,  требуется еще большее напряжение  нервной системы собаки, чем при  первоначальной его выработке.  Переделка стереотипа всегда  труднее, чем его выработка.  Только высокое мастерство дрессировщика  дает возможность избежать ошибок  в работе.

 

Соблюдение принципа: от простого к сложному 

При выработке каждого  навыка в отдельности и общедисциплинарных и специальных навыков в целом следует всегда соблюдать принцип от простого к сложному.

На каждом занятии рекомендуется  вырабатывать один основной навык в  необходимом сочетании с некоторыми ранее выработанными, постепенно усложняя и совершенствуя их.

При этом нужно выбирать такую последовательность, чтобы  один навык не влиял отрицательно на закрепление другого.

На каждом занятии преподаватель  четко и наглядно показывает все  действия (приемы), которые должен совершать  дрессировщик при выработке навыка у собаки, и добивается от каждого  Дрессировщика их правильного выполнения при соблюдении режима упражнений и  индивидуального подхода к дрессируемой собаке.

Практические занятия  по дрессировке собак, прежде всего, нацелены на обучение дрессировщиков умелой работе (технике дрессировки) с животными и одновременно на выработку у собак определенной системы общедисциплинарных и специальных навыков.

Это достигается, главным  образом, активной, настойчивой самостоятельной  работой каждого обучаемого со своей  собакой по индивидуальному заданию  и под контролем преподавателя (инструктора) на проводимых занятиях по расписанию в клубе служебного собаководства.

Между плановыми занятиями  в клубе в течение всей недели дрессировщики-любители совершенствуют свое мастерство по технике выработки  навыков ежедневно: самостоятельно дрессируют своих собак по индивидуальным заданиям, которые дает преподаватель  на каждом занятии.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сахаров Николай Алексеевич «ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК» Россельхозиздат, г. Москва, 1961.
  2. Е. Н. Мычко, В. А. Беленький, Ю. А. Журавлев, М. Н. Сотская «Поведение собаки» «Аквариум Принт»; Москва; 2004
  3. Селина дель Амо «Школа для собак. Шаг за шагом», Москва, «Аквариум» 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дрессировка собак