Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:10, реферат
Общие представления о поведении собак
Поведение — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.
Оно направлено на удовлетворение возникающих потребностей.
Это система победивших реакций, в которых большую роль играют господствующая мотивация, прошлый опыт и внешние раздражители.
Общие представления о поведении собак
Дрессировка собак
Роль нервной системы в поведении животных
Раздражители и их роль в дрессировке собак
Методы дрессировки
Навыки и правила их выработки у собак
При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства и дачей его, когда животное подойдет.
Контрастный метод заключается в том, что сигнал подкрепляется сначала механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие — лакомством.
Механический раздражитель
вызывает защитную реакцию, и животное
стремится избавиться от эмоционально
отрицательного раздражителя (болевого),
принимает определенную позу и сразу
же получает подкрепление лакомством
(положительно-эмоциональный
Например, подав команду «Сидеть», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство.
Такой контрастный эмоциональный
фон способствует выработке прочных
навыков. Подражательный метод основан
на инстинктивной способности
В дрессировке это используют при научении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника дрессировщика, подавать голос по команде и др. Подражательный метод используют при воспитании щенков.
Навыки и правила их выработки у собак
Навык — это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием.
Обычно навык — это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов).
Например, на команду «Ко мне» собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении.
Навык — это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить на три стадии.
Схема выработки у собаки навыка при дрессировке:
Первая стадия. Выработка
первоначального условного
Вторая стадия. Выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом.
Третья стадия. Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях.
1- я стадия. Дрессировщик
подбирает место без сильных
посторонних раздражителей и
начинает выработку
2- я стадия. Дрессировщик
начинает последовательную
3-я стадия. Продолжение
упражнений по закреплению
При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:
1. Необходимо применять
два раздражителя — условный
(команда) и безусловный (пища,
нажим рукой и т. п.). Команды
следует подавать четко,
2. Физиологическая сила
безусловного раздражителя
3. Безусловный раздражитель применяют через 1—3 с после действия условного.
4. Повторять действие
двух раздражителей необходимо
многократно, до 20 упражнений в
день в среднем с промежутками
между упражнениями 4—5 мин. Когда
навык начинает проявляться,
5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.
6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой.
Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются. Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление.
Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания. Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку.
Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду «Апорт» входит в состав более сложного навыка — выборки вещей по запаху.
Это в целом и составляет
последовательно-сочетательную
При вероятностном подкреплении (30 процентов подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью.
Подкрепление усиливает
или увеличивает вероятность
реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика
способствуют успешному формированию
навыков у собаки. Ошибочные действия
ведут к возникновению
А чтобы переделать
такие навыки в положительные,
требуется еще большее
Соблюдение принципа: от простого к сложному
При выработке каждого
навыка в отдельности и
На каждом занятии рекомендуется
вырабатывать один основной навык в
необходимом сочетании с
При этом нужно выбирать такую последовательность, чтобы один навык не влиял отрицательно на закрепление другого.
На каждом занятии преподаватель
четко и наглядно показывает все
действия (приемы), которые должен совершать
дрессировщик при выработке навыка
у собаки, и добивается от каждого
Дрессировщика их правильного выполнения
при соблюдении режима упражнений и
индивидуального подхода к
Практические занятия по дрессировке собак, прежде всего, нацелены на обучение дрессировщиков умелой работе (технике дрессировки) с животными и одновременно на выработку у собак определенной системы общедисциплинарных и специальных навыков.
Это достигается, главным образом, активной, настойчивой самостоятельной работой каждого обучаемого со своей собакой по индивидуальному заданию и под контролем преподавателя (инструктора) на проводимых занятиях по расписанию в клубе служебного собаководства.
Между плановыми занятиями в клубе в течение всей недели дрессировщики-любители совершенствуют свое мастерство по технике выработки навыков ежедневно: самостоятельно дрессируют своих собак по индивидуальным заданиям, которые дает преподаватель на каждом занятии.
Список литературы: