Значение экскурсоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе существующей практики и рекомендаций экскурсионного обслуживания.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты экскурсионного обслуживания туристов;
- изучить традиции и инновации в определении методических приемов проведении экскурсии;
- изучить экскурсионную деятельность в Республике Татарстан

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИ.docx

— 44.39 Кб (Скачать)

Евреинов  ввел его в круг своих знакомых, где было много прогрессивно настроенной  молодежи из казанского отделения “Народной  воли”. Их пламенные речи во многом способствовали тому, что юноша из Нижнего решил посвятить себя служению революционной идее.

12 декабря  1887 года Алеша Пешков едва не  закончил свой земной путь. Купив  на скобяном базаре револьвер,  он пришел на Федоровский бугор  у реки Казанки (ныне здесь  расположен НКЦ “Казань”). К счастью,  пуля, направленная в сердце, всего  лишь пробила левое плечо. Тем  не менее Алеша едва не скончался  от потери крови. Сторож Федоровского  монастыря Мустафа Юнусов вовремя  привез юношу в земскую больницу (сейчас в этом здании на  ул. К.Маркса находится кардиологический  центр). О том, что вызвало желание  покончить жизнь самоубийством,  пишут разное. По одним данным, принцип малодушия, которого Горький  потом стыдился, был вызван смертью  любимой бабушки – Акулины  Ивановны. Вторая версия – разочарование  в революционной борьбе, вызванное  арестами казанских студентов  после сходки в университете  в начале декабря 1887 года. Некоторые  исследователи считают, что всему  виной неудача на любовном  фронте: Пешков влюбился в Марию  Деренкову, но та не ответила  взаимностью. Одно известно точно:  в предсмертной записке он  обвинил… немецкого поэта Гейне,  “выдумавшего зубную боль в  сердце”. Приходил в себя будущий  писатель в Красновидово, а потом отправился странствовать по Руси великой.Литературоведы зафиксировали немало случаев, когда Казань и казанцы встречаются в сочинениях, напрямую не связанных с нашим городом. Так, внешний вид Казани они нашли в “Фоме Гордееве”, один из героев романа “Жизнь Клима Самгина” Степан Кутузов был студентом Казанского университета. Героями его сочинений не раз бывали татары, с жизнью которых он познакомился в Казани, в том числе Асана, герой пьесы “На дне”. Свои первые рассказы Пешков публиковал в казанской газете “Волжский вестник”.

Максим  Горький стал следить за татарской  литературой еще до революции. В 1909 году он рекомендовал перевести  на русский язык стихи Габдуллы Тукая, и такие переводы вскоре появились. В 1911-1912 годах он предлагал издать на русском языке “Татарский литературный сборник” и вел оживленную переписку  по этому поводу с Казанью. Он принимал участие в редактировании присланных материалов. Не ослаблялись связи  с татарскими писателями и после  революции. Известна встреча группы литераторов с М.Горьким в Москве в сентябре 1929 года.Два татарских  писателя по праву могли считать  себя учениками Максима Горького. Даже небольшие контакты писателя с  Кави Наджми и Хусаином Ямашевым оставили в их памяти и творчестве важный след. В 1934 году, после первого съезда Союза писателей СССР, Кави Наджми, избранный руководителем Союза  писателей Татарии, был принят Алексеем Максимовичем в Москве.

В 1930 году, когда Татарская республика готовилась отметить свое десятилетие, ТатЦИК направил Горькому в Сорренто приглашение  на торжество, в котором были такие  слова: “Зная Ваше отношение к  национальному строительству в  Советском Союзе, Ваш особый интерес  к татарскому и тюркскому народу и к Казани, ЦИК ТАССР от имени  всей общественности приглашает лично  прибыть на юбилей и принять участие  в подготавливаемом сборнике, посвященном 10-летию Татарской АССР”. Писатель прислал в ответ телеграмму, в  которой говорилось: “…Я рад, что  дожил до времени, когда трудовой народ татарский имеет право свободно строить свою жизнь вместе и в дружбе с русским рабочим народом”.

Памятник  Максиму Горькому в Центральном  парке культуры и отдыха имени  Горького (Казань). к 120-летию великого писателя к зданию был сделан пристрой, который позволил значительно увеличить  экспозиционную площадь, в музее  появился большой лекционный зал.В  музее постоянно работают две  экспозиции. Одна посвящена М.Горькому, вторая – его другу Федору Шаляпину. Еще одна стационарная экспозиция –  “Серебряный век” – оформлена  в литературном кафе музея, которое  называется “Бродячая собака”.

С историей Казани связаны имена многих выдающихся деятелей русской культуры. В их ряду особое место занимает великий  писатель, основоположник советской  литературы Максим Горький. В Казани Алексей Максимович жил более  четырех лет – с августа 1884 по сентябрь 1888 года. Казань 1880-х годов  представляла собой крупный по тому времени провинциальный промышленный город и культурный центр. Приехал  он шестнадцатилетним подростком, а  уехал сформировавшимся двадцатилетним юношей. Эти годы были периодом быстрого духовного роста, идейного становления  и развития будущего великого русского писателя.Одним из наиболее известных  «горьковских мест» является булочная А.С.Деренкова, у которого Алеша Пешков работал подручным пекаря. На базе этой пекарни 12 марта 1940 года был открыт музей А.М.Пешкова. Музей за годы своего существования неоднократно перестраивался. Так, в 1968-м, в год  столетия писателя, на втором этаже  были открыты разделы «Горький и  Шаляпин», «Горький и татарская литература», «Пьесы Горького на сценах казанских  театров».Это было в годы Великой  Отечественной войны. Советский  Союз тогда дал политическое убежище  многим прогрессивным деятелям литературы и искусства зарубежных стран, в  том числе и Германии. Так и  попал в наш город известный  немецкий скульптор Вилли Ламмерт.В  то время музей А.М.Горького начал  работу по созданию экспозиции о казанском  периоде жизни будущего писателя. Было разработано более пятидесяти тем, подобраны горьковские тексты, собраны исторические данные, найдены прототипы произведений Горького. Музей пригласил к сотрудничеству художников Татарстана, и многие из них приняли участие в создании музейной экспозиции.

На собрании художников Мария Елизарова и  узнала, что в Казани живет немецкий скульптор. Он сразу принял предложение  музея и выбрал четыре темы для  будущих работ: “Алексей Пешков в  ночлежке Кувалды”, “У хозяина Семенова”, образы двух героев из повести “Мои университеты” – сумасшедшего математика и Терезы. Как оказалось, скульптор  не только знает Горького, но и любит  его творчество.Вилли Ламмерт  исполнил заказ. Три скульптуры были приняты в музей, последнюю работу – “Тереза” – скульптор заканчивал в Москве, где она и осталась.

Использованы  материалы из книги бывшего директора  Литературного музея А.М.Горького М.ЕЛИЗАРОВОЙ, а также публикации казанских краеведов А.ИДРИСОВА и Л.ДЕВЯТЫХ, журналиста Р.МИРГАЗИЗОВА, газеты “Советская Татария” (номер, посвященный 120-летию М.Горького).

Ведущие историки и искусствоведы страны приняли участие в научной  конференции «Казань в жизни  и творчестве А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина», которая работала 23 марта в Литературно-мемориальном музее Горького. Так, по-деловому, намерены сотрудники музея отметить его 65-летний юбилей.С докладами на конференции  выступили не только казанцы, но и  гости из Москвы, Нижнего Новгорода, Томска, переводчик и специалист по творчеству Горького из Парижа Франсуа  Эйшар. На конференции прозвучали следующие  сообщения: «Казанские «университеты» Горького» (заведующая отделом изучения и издания писателя Института  мировой литературы им. Горького Спиридонова  Лидия Алексеевна (Москва, «Да, я  тоже покушался на самоубийство». Казанский  эпизод биографии Горького» (директор Музея Горького в Москве Демкина  Светлана Михайловна, Москва), «Максим  Горький. Возвращение в Казань»  – по материалам архива Горького (заведующая архивом М.Горького Мотевосян Елена  Рафаэлловна, Москва), «Ф.И.Шаляпин: у  истоков личности» (Ревякина Ирина  Александровна, Москва), «Гастроли Ф.И.Шаляпина в г.Казани 1899г.» (руководитель Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина Семиколенова Светлана Викторовна, Москва). Будут работать две секции: «А.М.Горький и Казань», «Ф.И.Шаляпин и Казань»,

Днем  раньше, 22 марта, в музее открылась  выставка «За Родину, за Горького». Торжественный вечер, приуроченный к юбилею музея, состоялся в Государственном  концертном зале имени С.Сайдашева. Он продолжил славную традицию Шаляпинских  вечеров, на которых всегда звучат арии и романсы из репертуара Федора Ивановича  Шаляпина и выступают лучшие музыканты. В юбилейном концерте приняли  участие солисты Московского  муниципального театра «Новая опера»: лауреат международных конкурсов  Ольга Мирошникова (сопрано), лауреат  международных конкурсов Сергей Артамонов (бас), а также ведущие  солисты и коллективы нашей республики: шаляпинский стипендиат Владимир Васильев (бас), заслуженный деятель искусств России, народный артист РТ Рубин Абдуллин (орган), Государственный струнный квартет, лауреат Всероссийского и международных  конкурсов вокальный квартет  «Притча» и воспитанники детского приюта «Родник» (Раифский Богородицкий монастырь), учащиеся Казанского хореографического  училища, Ансамбль новой музыки (руководитель А.Гулишамбарова) и хор оперной  студии КГК (руководитель – М.Таминдарова). Режиссер и ведущая – заслуженная  артистка России и РТ С.Захарова.Организаторами юбилейных торжеств выступили: Министерство культуры РТ, Управление культуры Казани, Национальный музей РТ, Литературно-мемориальный музей А.М.Горького, Казанская консерватория  Общество любителей творчества Ф.И.Шаляпина, клуб любителей оперы при театре им. М.Джалиля.Подручный пекаря, ставший  великим писателем

12 марта  1940 года в Казани, в бывшей булочной  А.С.Деренкова, открыт Музей А.М.Горького.

Основная  часть экспозиции Музея Горького рассказывает о казанском периоде  жизни Алеши Пешкова. Но путешествие  начинается с материалов о Нижнем Новгороде, о детстве будущего писателя. Музей располагает копией плана города с пометками Максима Горького. Еще в 1928 году члены краеведческого кружка при школе №3, которая теперь носит его имя, обратились к писателю с просьбой отметить на карте места, где он некогда жил и работал. В экспозиции можно увидеть уникальный фотопортрет Пешкова 1887 года – первое из сохранившихся изображений будущего писателя, единственное дошедшее до нас от казанских лет его жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В данной работе была разработана экскурсия, которая называется

«Горький  в Казани». Экскурсия пешеходная, предназначена для студентов  и учащихся. Продолжительность экскурсии 2 часа.

-    Гостиница «Казань», где останавливались  М. Горький, В. Маяк

5. ГОРЬКОВСКИЕ  МЕСТА. Горький писал: «Физически  я родился в Нижнем Новгороде,  духовно – в Казани. Казань  – любимейший из моих университетов». Вам покажут дома, где жил 16-летний  Пешков; места, где он работал  грузчиком, садовником, подручным  пекаря (на месте одной из пекарен  (Деренкова) – Музей Горького, в котором сохранен интерьер  подвала-пекарни и инвентарь), театр  им. В.И. Качалова и др. места,  где выступал с митингом в  очередной свой приезд (уже с  сыном Максимом), Федоровский бугор,  где он пытался покончить жизнь  самоубийством. Казань описана  Горьким в повести «Мои университеты»,  рассказах «Коновалов», «Хозяин», «Бывшие люди», «26 и одна», «Дело  с застежками» и др. Именем  писателя названа одна из центральных  улиц Казани.

Литературно-мемориальный музей Максима Горького с подвалом-пекарней (Алексей Пешков работал здесь  подручным пекаря) и  мемориальным музеем Ф. И. Шаляпина – уроженца Казани. Музей Горького отражает детские  годы писателя, казанский период его  жизни, его творческую и общественную деятельность, заграничный период, рассказывает о дружбе Горького с  Ф. Шаляпиным. Уникальной является пекарня  с ее бытовой обстановкой, в которой  работал юный Пешков. В музее выставлены редкие фотографии, первые издания  произведений Горького, его личные вещи, копии рукописей и т.д. Здесь  проводятся различные выставки картин, фотографий, а также музыкально-поэтические  вечера.

В настоящее  время экскурсия выступает как  нечто законченное, целостное,

имеющее свои специфические функции и  признаки, своеобразную

индивидуальную  методику. В значительной степени  она обогатилась по

содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и

характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и

культурно-массовой работы.Экскурсия, являясь произведением  конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе.Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Проделав  работу над данной курсовой работой,я  провела анализ разработки экскурсии»Горький  в Казани»,и выделила следующее:

Максим  Горький всегда помнил наш город, своих казанских друзей. Здесь  родились сюжеты 20 его литературных произведений. Побывав на самом дне  общества, он описал его в своих  рассказах: “Бывшие люди”, “Хозяин”, “Двадцать шесть и одна”, “Коновалов”. На автобиографическом материале написана повесть “Мои университеты”. Кстати, по мотивам этой повести режиссер Празат Исанбет поставил в Татарском  академическом театре имени Г.Камала спектакль “Как звезды в небе”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1.Александров,  Ю.Н. Подготовка и проведение  экскурсий: методические рекомендации/ Ю.Н. Александров. - М.: ЦРИБ Турист, 2009. - 200 с.

     2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник. - 7-е изд./ М.Б. Биржаков. - СПб.: Невский фонд - Издательский  дом Герда, 2009. - 448 с

     3.Гуляев  В.Г. Организация туристской деятельности/ В.Г. Гуляев - М.: НОЛИДЖ, 2009. - 183 с.

     4.Гуляев, В.Г. Организация туристической  деятельности/ В.Г. Гуляев. - М.: Политиздат, 2009. - 107 с.

     5. Долженко, Г.П. В помощь экскурсоводу: учебно-методическое пособие/ Г.П.  Долженко. - М.: Изд-во Русь, 2009. – 150с.

Информация о работе Значение экскурсоведения