Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 02:11, реферат
Со времени первого государственного образования на территории Белоруссии - Полоцкого княжества, возникшего в конце прошлого тысячелетия, - и до создания суверенной Республики Беларусь борьба народа за свободу и независимость принимала разные формы, но никогда не прекращалась.
Однако здесь, как и повсюду в Европе, "цветок средневековья" мог существовать только под защитой и охраной надежных укреплений. В годы тяжелых испытаний, когда под угрозой оказывалось само существование народа, города становились для людей надежным домом, цитаделью, кузницей оружия, школой мужества и единства. Сквозь дымку столетий видятся нам островерхие шеломы городских башен, неприступные замки, одетые в прочную кольчугу укреплений, видятся отважные ратоборцы с оружием в руках.
6. Гольшанский замок
На северо-западе Беларуси в нескольких километрах от Литвы находится деревня Гольшаны, которую историки еще называют музеем под открытым небом. Архитектурный облик Гольшан практически не изменился со стародавних времен.
Название деревни пошло от первых владельцев - князей Гольшанских, выходцев из известного и влиятельного рода литовского княжества. Мужчины рода Гольшанских занимали высшие государственные должности, а женщины побывали на престоле Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Так, Ульяна Гольшанская вышла замуж за великого князя Витовта Кейстутовича, а Софья Гольшанская обвенчалась с его двоюродным братом, польским королем Владиславом Ягайло, став родоначальницей целой династии королей - Ягеллонов.
Впрочем, отношения с королевским и великокняжеским престолом у князей Гольшанских складывались довольно непросто. В 1481 году православные князья Иван Гольшанский, Федор Бельский и Михаил Олелькович, недовольные притеснением, организовали заговор против польского короля Казимира Ягеллончика, младшего сына Ягайло и Софьи Гольшанской. Князья-заговорщики планировали убить монарха на свадьбе Бельского, после чего захватить власть в стране, передав престол князю Михаилу Олельковичу. В случае неудачи заговорщики планировали отделить свои владения от Литовского княжества и присоединить их к Московскому княжеству, присягнув на верность московскому князю Ивану III.
Однако накануне покушения заговор был раскрыт, Гольшанского и Олельковича казнили, а Бельскому удалось бежать в Москву. С тех пор род Гольшанских угас, а имение оказалось в собственности другого могущественного рода - Сапег. До сих пор на окраине Гольшан высятся развалины резиденции магната Речи Посполитой Павла Стефана Сапеги. Когда-то "Черный замок Ольшанский", воспетый в романе Владимира Короткевича, был самым красивым на территории Великого Княжества Литовского. Высокие шестигранные башни со шпилями, полы, выложенные керамической плиткой, отделанные гобеленами стены - вот что представлял собой этот архитектурный шедевр.
Личность самого Павла Стефана Сапеги также привлекает исследователей. Рыцарь без страха и упрека, ближайший друг короля Стефана Батория, он участвовал во многих военных кампаниях конца XVI - начала XVII веков. При короле Сигизмунде III Вазе Павел Стефан сделал головокружительную политическую карьеру, заняв должность подканцлера Великого Княжества Литовского, что позволило ему играть видную роль в общественной жизни Речи Посполитой.
В чем не везло Павлу Стефану Сапеге, так это в личной жизни - даже бытует мнение, что он был местным "синей бородой". Однако эта версия не соответствует действительности: просто три жены Павла Стефана - Халецкая, Альжбета Веселина, Екатерина Ославская - рано умирали, и магнату ничего не оставалось, как в очередной раз жениться. Лишь последняя, четвертая по счету жена, Софья Данилович, смогла пережить мужа, похоронив его в заранее подготовленной усыпальнице в соборе францисканцев. Кстати, детали надгробия демонстрируются в музее Гольшан, а каменные фигуры Павла Стефана и трех его жен были перевезены в Минск - их и сейчас можно увидеть в музее древнебелорусской культуры.
Не
дала судьба Павлу Стефану наследника:
от брака с Альжбетой Веселиной
у него было трое дочек. Две из них,
Евдоксия и Теофилия, стали монахинями.
Младшая, Кристина, вышла замуж за Яна
Ходкевича. Не пощадила судьба и само родовое
гнездо - шедевр архитектуры белорусского
Возрождения со временем превратился
в развалины. Однако и сейчас поросшие
травой руины несут на себе печать былого
величия, производя неизгладимое впечатление
на туристов.
7. Собор францисканцев
Еще одна достопримечательность Гольшан - здание собора и монастыря францисканцев. С монастырским комплексом связана история, которую знают не только в Гольшанах, но и далеко за ее пределами. Монастырь был построен в 1618 году. Однако даже в те времена строители допускали брак - одна из стен неожиданно обрушилась. Рабочие восстановили постройку, однако стена рухнула вновь. Тогда Сапега пригрозил, что оставит строителей без оплаты. Каменщики прибегли к древнему и распространенному средству - для прочности решили замуровать в стену человека, который первым придет на стройку. Первой пришла юная жена самого молодого каменщика. Ее и замуровали в фундаменте строения.
Эта история передавалась из уст в уста в течение почти четырех веков, и считалась легендой. Однако несколько лет назад при проведении очистительных работ в подвалах монастыря в кладке XVII века были обнаружены человеческие кости. Студенты-медики, бывшие на экскурсии, без колебаний определили, что останки принадлежали молодой девушке, а неестественная поза скелета свидетельствовала о том, что это не является обычным захоронением.
8. Лидский замок
Лидский замок - своеобразное военно-оборонительное сооружение XIV в. Он возник в те тревожные годы, когда натиск крестоносцев на белорусские и литовские земли достиг наибольшей силы. Вместе с литовцами и украинцами население Белоруссии мужественно сражалось с врагом. Особенно манили захватчиков богатые земли Понеманья.
Чтобы закрыть рыцарям дорогу в глубь земель Великого княжества Литовского, князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок. Новый боевой форпост принеманских земель строили около пяти лет.
Зодчие Лидского замка, взяв за основу тип рыцарского кастеля, творчески подошли к решению сложной задачи. Исходя из местных строительных традиций, они создали мощное сооружение, пригодное для надежной защиты. За его стенами отныне могли найти пристанище жители не только города, но и соседних селений.
Строители удачно использовали рельеф местности, избрав для замка болотистую низменность, где речушка Каменка впадала в речку Лидею. На искусственном острове, насыпанном из песка и гравия, и было возведено это сооружение. Стены Лидского замка в плане напоминают трапецию, большое основание которой смотрит на север, туда, откуда чаще всего угрожала военная опасность. Перед северной стеной (длина ее около 93,5 м) лежал глубокий и широкий ров, который, видимо, наполнялся водой. Северную стену (длина около 80 м) прикрывали болотистые берега Каменки и Лидеи. Длина западной и восточной стен - соответственно 84 и 83,5 м.
Недалеко от северо-восточного угла замка толщу восточной стены прорезали два входа. Меньшие ворота ("фортка") при ширине прохода 2,5 м и высоте 3 м имели стрельчатую арку, облицованную болыпемерным кирпичом. Вторые (приблизительно 4,5 м ширины и около 6 м высоты) завершались полуциркульной аркой.
Меньшие ворота были как бы "черным" повседневным входом. Большие же открывались только для торжественного въезда князя либо знатных гостей.
В южной стене замка, на высоте около 2 м от земли, находился полуциркульный проем высотой около 3,9 м и шириной около 2 м. Судя по всему, это был запасной выход для гарнизона в критические моменты обороны.
Южная стена интересна также тем, что здесь сохранились до наших дней древние бойницы. Они бескамерные и в плане имеют форму трапеций, обращенных широким основанием внутрь замкового двора. При одинаковой высоте бойницы имели разную ширину и три их типа чередовались на стене. Бойницы предназначались для стрельбы из луков и арбалетов, а позже - и из легкого огнестрельного оружия. По периметру замковых стен, ниже бойниц, шла деревянная галерея - помост ("вулица"), устроенная на консольных балках. Подымались на помост по лестницам с перилами, которые размещались в северо-западном и юго-восточном углах замка.
Боевая
галерея накрывалась
Есть сведения, что именно в этой башне находилась православная церковь св. Георгия Победоносца, вынесенная отсюда в город в 1533 г.
Вторая башня располагалась по диагонали от первой, в северо-восточном углу замкового двора. Построена она позже, видимо, в 80-е годы XIV в. или на рубеже XIV и XV вв., когда повсюду в Белоруссии и Литве совершенствовались оборонительные сооружения для решительного отпора крестоносцам. План второй Лидской башни - перекошенный разносторонний четырехугольник размером 12X12,5X12,3X12,15 м.
Археологические и письменные источники свидетельствуют, что на всех этажах имелись покои и залы: на нижнем, перекрытом крипичным сводом, находилась тюрьма, выше - суд и архив. Жилые помещения занимали верхние этажи. Лестница для подъема располагалась в толще стены.
Размещение замка на болотистой низменности во многом сняло проблему водоснабжения. В ходе археологических раскопок на территории замкового двора найдено несколько средневековых колодцев. Немалое значение имел большой пруд на Лидее и Каменке, который закрывал прямые подступы с восточной и юго-восточной сторон.
Средневековая Лида состояла из замка, княжеского двора, собственно города с подзамчьем и Заречья. Княжеский двор, или замковый фольварк, как его часто называли еще в XVIII в., размещался над речушкой Каменкой, на северо-запад от замка. Возле него были мельницы, винокурня, различные другие хозяйственные строения.
"Место" лежало на север от замка. Его историческим центром считался рынок, от которого отходили всего четыре улицы: Виленская - в сторону Вильни, Замковая - к замку, Каменская - к Каменке и далее по дороге на Василишки и Острину и улица Кривая, которая соединяла Каменскую улицу с рынком. Заречье в те времена было небольшим - всего несколько десятков хат. Своих укреплений город Лида не имел.
Во время долгой русско-польской войны середины XVII в. каменные стены и башни Лидского замка ощутили всю силу новейшей тогдашней осадной техники. После продолжительной осады и артиллерийского обстрела летом 1659 г. 30-тысячное войско воеводы Никиты Хованского взяло замок штурмом. Сильно поврежденный, он был совершенно разрушен в 1702г., когда один из шведских отрядов подорвал его башни. В то время стратегического значения замок уже не имел. Начался период запустения и разрушения старого укрепления, которое последний раз использовал по назначению отряд повстанцев Т. Костюшки в 1794 г.
В конце XIX в. местные предприимчивые дельцы начали ломать замковые стены и пускать кирпич и камень на продажу. Однако после решительных протестов лидских любителей древностей этот вандализм удалось остановить.
В начале нашего столетия императорская археологическая комиссия выделила 946 руб. на проведение работ по консервации Лидского замка, но сделано было немного: замок частично обмерили, зафотографирова-ли башни и стены и разобрали ненадежные места кладки.
В
20-е годы частичные консервационные
работы провели польские реставраторы.
В 80-е годы реставраторы Министерства
культуры БССР восстановили завершения
стен и северо-восточную башню, где разместится
Музей истории города Лиды
9. Кревский замок
В долине между высоких пригорков, на низком лугу, у слияния речушек Кревянка и Шляхтянка, встал в 30-е годы XIV в. каменный замок Кревского княжества. Тогда здесь правил сын Гедимина - Ольгерд (в замке он жил с 1338 по 1345 г.).
Своей планировкой этот интересный памятник военной архитектуры XIV в., расположенный в Сморгонском районе Гродненской области, напоминает Лид-ский замок. Форма его - неправильная трапеция, обращенная большим основанием в напольную сторону. С востока, юга и частично с запада и севера замок защищали воды Кревянки и Шляхтянки, перекрытых плотиной.
Как и в Лиде, здесь было всего две башни, размещенных по диагонали. Однако Кревский замок имеет с 30-сантиметровым цоколем. Он лежит на подушке из дубовых и еловых жердей и веток. Низ каменного фундамента северной стены устроен на глине. До высоты 4 м замковые стены сделаны из камня. Выше (и только с внешней стороны) - кирпичная кладка толщиной 65 см, а основу стены составляет все тот же валун. Внутри западной стены, как и в стенах Княжеской башни, сохранились отверстия от балок внутренней деревянной связи. Они шли параллельно трассе стен и были предназначены укреплять их, предотвращать неравномерную осадку и другие динамические воздействия.
Ранее высота стен Кревского замка достигала 12- 13 м. Теперь только отдельные их фрагменты (с северной стороны) имеют высоту около 10 м. Принцип организации огня такой же, как и в Лидском замке. На высоте 10 м по всему периметру на деревянных балках размещалась боевая галерея - помост. Стреляли защитники замка сквозь бойницы, размещенные черен каждые 2,4 м.
На стыке восточной и южной стен, изнутри, стояла еще одна башня размером 11X10,6 м (ее возвели позже), которая имела не менее четырех этажей.