Выделение познавательного туризма как высокодоходную отрасль

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование роли культурно-исторического потенциала в формировании внутреннего туризма в Российской Федерации. В связи с целью были поставлены следующие задачи:

1. Выявить роль исторического наследия в развитие туризма;

2. Изучить типы историко-культурных туристических ресурсов;

3. Исследовать развитие внутреннего туризма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА.

1.1 РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

1.2 ТИПЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА НА БАЗЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА

2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТУРИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА

2.2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТУРОПЕРЕЙТИНГА В НАПРАВЛЕНИИ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

черновик-КУРСОВИК.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

Современная культурная городская политика –  это не только сохранение наследия, но и создание новых ценностей. Музей  является проводником истории и культуры края и придает ему новое достоинство на туристическом рынке. Россия может представить всемирно известный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея – национальный музей русского изобразительного искусства, музей имени Пушкина, Оружейная палата и Алмазный фонд, расположенный в Кремле с коллекцией драгоценных камней и регалий. 

Один  из модных сейчас механизмов регенерации  городов – это создание кластеров  креативной индустрии. Важной стороной городской креативности становится поиск историчности вне зависимости от срока жизни города. Городское общество активно включается в поиск и сохранение объектов историко-культурного наследия. Этот поиск предполагает выявление объектов прошлого, признание объектов настоящего и моделирование объектов исторического будущего. Например, москвичи сопротивляются разрушению властями рядовой застройки прошлых веков, еще сохраняющей потенциал реконструкции исторического быта. 

Рассмотрев  культурно-исторический потенциал, мы видим огромную роль исторического  наследия в развитии внутреннего  туризма. Историко-культурные объекты , являясь сильнейшим побудительным туристическим мотивом, также способствуют расширению ресурсов для привлечения туристов. Историко-культурный туризм не только приносит прибыль региону, но и дает основание гордится своим наследием. Однако необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории.  

  

1.2 Типы  историко-культурных ресурсов 

  

Туристические ресурсы – это все то, что  способно удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление. 

Составной частью туристических ресурсов являются туристские объекты или объекты  туристского интереса. Объектами  туристского интереса считаются  достопримечательности, природные  объекты и другие объекты, способные  привлечь туристов. 

Культурно-исторические ресурсы, представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития. К культурно-историческому наследию следует относить общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания  социальной и этнической идентичности, а также для передачи последующим  поколениям.[3] 

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. 

Среди культурно-исторических объектов ведущая  роль принадлежит памятникам истории  и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного  туризма.[4] В зависимости от их основных признаков историко- культурные ресурсы подразделяются на шесть основных видов: 

  I.  культурные, интерес к произведениям изобразительного и других видов искусства, к фольклору, народному промыслу, посещение фестивалей. 

  II.   исторические, интерес к истории  страны, посещение исторических  памятников и памятных мест, тематических  лекций по истории. 

  III.  археологические, интерес к археологии  страны, посещение памятников древности,  мест раскопок. 

  IV.  религиозные ресурсы, интерес  к религии, посещение культовых  сооружений, мест паломничества,  знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами. 

  V.  Этнографические – интерес к  культуре народа, объектам, предметам  и явлениям этнической культуры, быту, языку, костюму, этническому  творчеству. 

  VI.  Экологический вид – памятники  ландшафтной архитектуры. 

Культурные  ресурсы - к ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного  и иных видов искусства, а также  события , связанные с развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. Составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования достояние. В основном посещают туристы фестивали, представления, театры, памятники и музеи.  

Народные  промыслы исторически относятся  к древнейшим видам искусства. Некоторые  виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в  дворянской помещичьей культуре. В  крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество  и вышивка.В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры. 

Ремесла традиционно были представлены и  в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое – в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в  женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр.  

Роль  народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно  велика. Центры народного искусства  – это не только объекты познавательного  туризма, но и основа сувенирной промышленности.  

Историко–архитектурные - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода, все белокаменные памятники архитектуры Владимира и Суздаля. 

Археологические ресурсы – это памятники археологии являются не только целевыми местами  работы специалистов, но и интересными  местами для массовых туристов. К  объектам археологии относятся памятники  человеческой цивилизации и социально-экономической  культуры, древние города, развалины  древних городов, памятники военной  культуры: крепости, оборонные стены  и валы, места битв и сражений и т.п. Археологические раскопки являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и  поэтому обладают большим преимуществом  для привлечения туристов. Такие  памятники человеческой культуры представляют собой высокую историко-культурную ценность.  

Религиозные ресурсы - это культовые объекты, чаще всего — монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри  на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам. Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса. 

Этнографические ресурсы - это этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. 

Интересный  этнографический материал представляют места расселения малых народов. Так можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями.  

Экологические ресурсы - создание памятников ландшафтной  архитектуры. Места, расположенные  в окружении живописного ландшафта  или с которых открываются  великолепные виды, могут обратить эти вещи в капитал, если их будут  сознательно охранять и развивать. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших  памятников культуры и истории как  целостных архитектурно-ландшафтных  и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются  как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.  

Представленные  типы историко-культурного туризма  формируют ядро культуры туристических  центров. Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют  расширение спектра мотиваций в  рамках культурного туризма и  специализацию интересов путешественников по различным аспектам культур и  культурного наследия посещаемых ими  территорий. 
 

ГЛАВА 2. Развитие внутреннего туризма  на базе исторического наследия Золотого Кольца России 

  

2.1 Общие  сведения о туристических центрах  Золотого Кольца 

туризм  въездной золотой кольцо 

Золотое кольцо — не только самый популярный маршрут в российском туризме, но и один из самых увлекательных. Здесь  можно близко познакомиться с  Русью княжеской, царской, былинной, ощутить дыхание древней истории  нашей огромной страны.[5] 

Золотое Кольцо» России – уже более 30 лет это один из самых популярных туристских маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический  круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской  культуры.  

Наиболее  известными и посещаемыми городами Золотого Кольца являются Владимир, Кострома, Суздаль, Углич и Ярославль. Во Владимире  поражает Успенский собор с богатейшей коллекцией фресок Андрея Рублева. В  Костроме стоит посетить старейшую  постройку – Богоявленский собор (XVI в.), Богоявленско-Анастасин монастырь. Суздаль изобилует памятниками истории: Кремль, Собор Рождества Богородицы, Крестовая Палата, Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри Каждый город Золотого Кольца прекрасен и уникален по своему. Этот маршрут подходит для любого времени года и дает возможность всем, кто интересуется историей, культурой и сегодняшним днем России, посетить ее древнюю столицу и другие города, входящие в Золотое кольцо, на которые прошедшие столетия наложили свой отпечаток.  

Города  Золотого Кольца : Владимир, Боголюбово , Суздаль , Гусь-Хрустальный, Муром , Гороховец , Юрьев-Польской , Александров , Сергиев Посад , Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострома. 

Сергиев – Посад – основанный в XV веке, и названный в честь святого  Сергия Радонежского, город знаменит прежде всего великолепной Троице-Сергиевой Лаврой. Возник монастырь в 40-х г.г. XIV в. на холме Маковец недалеко от городка Радонежа. Мощи святого захоронены в Лавре, ставшей сегодня своеобразным «русским Ватиканом». За высокими стенами Лавры расположены мужской монастырь, духовные школы, здесь находится самая богатая в России библиотека религиозной литературы, Введенская и Пятницкая церкви (обе — 1547г), Вознесенская (1766—1779гг), Успенская (1769г) и Ильинская (1773г) церкви; монастырская гостиница (1823г, в классическом стиле), торговые ряды (начало XX в.), Пятницкий колодец (конец XVII — начало XVIII веков) многие знаменитые иконы и памятники старины. Словно по волшебству, оживает здесь история русского православия в камне, красках и колокольных звонах. [6] 

Владимир  – исторический город России, Древняя  столица славного Владимиро-Суздальского княжества была основана в 1108 году великим  князем Владимиром Мономахом. Здесь, на высоком берегу реки Клязьма, во Владимире и в соседнем Суздале сложилась знаменитая Владимиро – Суздальская школа архитектуры и живописи. Историю становления могущества Руси XI–XVIII веков хранят стены «Золотых ворот» (1164 г.), дворцовый храм Всеволода III, Дмитриевский собор (1194 г), и величавый белокаменный Успенский собор (XVII в),который содержит фрагменты фресок 1408 года работы Андрея Рублева и Даниила Черного.[7] 

Информация о работе Выделение познавательного туризма как высокодоходную отрасль