Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить и изучить основные виды водного туризма, их особенности и роль в общей системе организации досуга.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- определить и изучить историю развития основных видов водного туризма;
- изучить основные регионы путешествий водного туризма;
- определить основные виды средств для сплава в водном туризме;
- выявить все существующие категории сложности в водном туризме;
- раскрыть основные виды водного туризма.
Водный туризм - один из видов спортивного
туризма, который заключается в преодолении
маршрута по водной поверхности.
Понятия перемещать, перемещаться характеризуют способ передвижения, полностью или частично рассчитанный на мускульные силы участников тура.
Каждый тур вдали от места постоянного проживания его участников начинается с переезда транспортом к начальному пункту маршрута или в места отдыха и заканчивается переездом к местам постоянного проживания.
Эти термины стали обиходными, подчас не заставляющими анализировать вкладываемое в них содержание. Однако они имеют вполне определенные значения: понятию транспорт соответствуют значения: переносить, перемещать, перевозить.
Кажущееся анахронизмом значение «переносить» в понятии транспорт оказывается востребованной услугой в специальных программах туров.
В общем случае понятие «транспорт» может относиться к любым перевозочным средствам или же только к средствам в отраслях материального производства и сферы услуг: перевозки осуществляются железнодорожным или водным, или воздушным, или автомобильным транспортом.
Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» и этнограф, о путешествиях писал так: «Путешествие - способ времяпрепровождения, связанный с посещением мест далеких, доселе невиданных... Присущ натурам пытливым и предприимчивым, влекомым духом и рассудком своим...»1.
Не меньшая пытливость и предприимчивость необходимы и туроператорам, планирующим и выполняющим туры по самым разнообразным направлениям.
Посещение зон отдыха, иных объектов туристского интереса связано с перемещением туристов во времени и пространстве. Оно опирается либо на мускульную силу участников тура или животных, либо на природные явления, либо на энергию технических (моторизованных) транспортных средств.
В
своей деятельности туроператор
ориентируется на стандартную международную
классификацию средств
Среди транспортных средств выделяют стандартные, предназначенные для перемещения людей и грузов, и нестандартные, используемые для решения узкоспецифических задач по транспортному обеспечению в определенном месте или с иной, чаще развлекательной целью.
К
стандартным видам относят
Актуальность данной курсовой работы обусловлена следующими факторами:
- организация досуга населения имеет важное значение для общества в целом; от качественной организации досуга зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье;
- все больше возрастает потребность населения в профессиональной разработке программ проведения досуга, организации полноценного досуга. Также в данный момент существует глубокая потребность в организации качественно нового досуга, так как его прежние формы утрачены, а новые не определены;
- изучение данной проблемы позволит значительно расширить знания, представления об организации досуга населения, в области анимационного сервиса в целом, так как содержит богатый исторический и фактологический материал.
Цель курсовой работы – выявить и изучить основные виды водного туризма, их особенности и роль в общей системе организации досуга.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- определить и изучить историю развития основных видов водного туризма;
- изучить основные регионы путешествий водного туризма;
- определить основные виды средств для сплава в водном туризме;
-
выявить все существующие
- раскрыть основные виды водного туризма.
Объект исследования данной курсовой работы – раскрыть и изучить особенности и виды водного туризма.
Предмет
исследования данной курсовой работы
– определить значение водного туризма
в современном обществе, а также рассмотреть
его виды и классификацию.
I глава. Водный туризм в современном обществе
Имперский водный туризм (морские путешествия и экспедиции).
Самыми первыми, задокументированными морскими путешествиями, являются экспедиции Никитина в Персию, Индию и Африку (то самое пиратское Сомали – грозу современных мореплавателей). Путешествие состоялось в 1422 – 1472 годах, в целях поиска новых рынков и изучения заморских стран. В 1628 году Хабаров дошел до Таймыра вдоль реки Лены, а затем, по реке Олекме прошел к реке Уссури, изучив, таким образом, большую часть Сибири2.
После того, как моря начали осваивать первые русские путешественники, за такое важное и прогрессивное направление взялся сам Петр I. Он не только развил кораблестроение, морские экспедиции и торговлю, но и научил людей путешествовать с познавательными и развлекательными целями. Таким образом, он стал основоположником и популяризатором современного водного туризма.
Тогда же начали создаваться первые «водные» курорты - такие, как «Марциальные воды».
Позднее, в 1725 году Беринг прошел первый маршрут на Камчатку, с целью изучения морских торговых путей. В частности, Беринг должен был проверить наличие перешейка между Америкой и Европой.
В 18 веке водный туризм стал важной частью светской жизни. Дворяне, изнуряемые сплином и иными «модными» болезнями, путешествовали по Европе, Америке, Востоку. Дышали соленым морским воздухом, изучали иные страны и расширяли свой кругозор.
Примерно до середины 19 века в России водный туризм (путешествия), в основном, преследовал сугубо утилитарные цели. В конечном счете, это был даже не туризм (в современном понимании этого слова), а именно экспедиции с торговыми, исследовательскими, научными целями. Туризм, исходя их политических, экономических и социальных особенностей имперской России, не мог быть массовым развлечением. Путешествовать по морям могли лишь избранные.
Советский водный туризм (плановые и самодеятельные путешествия).
В начале двадцатого века, по понятным причинам, все виды туризма на время забылись и возродились лишь в двадцатые годы. В 1918 году появилась первая туристская организация под названием «Бюро школьных экскурсий». Советское правительство всерьез озаботилось здоровьем населения и начало активно строить дома отдыха, турбазы и санатории, переделанные из церквей, а также усадеб бывших помещиков и «кулаков».
В тридцатые годы двадцатого века базы стали строиться в Крыму, Карелии, Алтае, на Карпатах и т.д. Что интересно, инструкторами тогда выступали немецкие спортсмены. Своих «кадров» в стране не было. Во время войны, развитие туризма приостановилось, однако, уже в пятидесятых годах, начали восстанавливаться разрушенные строения, обучатся свои советские инструкторы и набираться новые туристы.
Тем не менее, плановый туризм радовал не всех. Многие люди предпочитали «дикий» отдых у костра, дальние походы в заброшенные места, гитары, бардовские песни и абсолютную свободу - хотя бы на несколько дней отпуска.
Что примечательно, самодеятельный туризм развивался гораздо активнее, чем санкционированный государством. Туристы объединяются в турклубы по интересам, составляют собственные маршруты и даже устраивают соревнования. Так появляется «спортивный водный туризм». Создаются спортивные комиссии, составляются списки эталонных маршрутов, определяются параметры категорий сложности и правила безопасности на воде3.
В
семидесятых годах двадцатого века
заводом Салют выпускается
С развалом СССР, плановый туризм «канул в Лету», и вместе с тем спортивный туризм получил возможность развиться, научиться чему-то новому у зарубежных коллег, опробовать новое снаряжение и новые техники.
Российский водный туризм (сплав, рафтинг, яхтинг, сиякинг, каякинг и проч.).
В девяностые годы двадцатого века благополучие граждан несколько улучшилось, появилась стабильность и вместе с тем тяга к активному и интересному отдыху.
От советского туризма остались традиции «спортивности» и «категорийности», но вместе с тем открылись новые горизонты, позволяющие освоить новые территории и непривычное снаряжение.
Туристы начали путешествовать по Карелии, Заполярью, Кавказу, Камчатке и т.д. Открылись возможности посещения Финляндии, Канады, Аляски и иных экзотических стран и маршрутов. Водный туризм вступил в новую стадию.
Итак,
рассмотрев основные этапы исторического
развития водного туризма можно
сделать выводы о том, что освоение
водного туризма началось еще
с древности - для открытия новых земель,
а ныне в целях досуга.
1.2 Регион путешествий
Карели и Кольский полуостров. Край северной природы, спокойствия и вечной прохлады - наверное, эти ассоциации приходят в голову при упоминании Карелии и Кольского. Реки данного региона можно охарактеризовать, как умеренно спокойные, преобладающее большинство из которых имеют 2-3 категорию сложности, но есть и реки с порогами 4-5 категории сложности. Карелию можно посоветовать как регион с обилием грибов и ягод, приятным климатом и своеобразной красивой природой. Реки этого региона могут позволить себе даже мало опытные экипажи в целях повышения уровня своего мастерства. Наиболее известными и характерными реками для Карелии являются Охта и Чирка - Кемь, Кольского полуострова - Кутсайоки, Тумча и Умба.
Поволжье и средняя полоса России. В силу малой холмистости и отсутствию гор, реки этого региона имеют, спокойны, ровный характер. В основе своей они относятся к 1 категории сложности. Эти реки хороши для начинающих туристов водников, т. к. не представляют особой опасности и являются хорошими маршрутами для спокойного отдыха и рыбалки. Характерными представителями этого региона являются реки из бассейна Волги.
Кавказ. В самом этом слове заложена монолитность и возвышенность, непокорность и ретивость. Для водного туризма Кавказ значит очень много. Реки Кавказа имеют очень жёсткий и ретивый характер, они подобны дикому вольному жеребцу, который не даётся никому. Реки Кавказа характеризуются Слодными порогами и опасными каньонами. Скорость течения на этих реках высока, и от того цена ошибки экипажа на них очень высока. Характерными представителями Кавказских рек можно назвать Белую, Лабу, Зеленчук, Кодори, Риони. Кавказские реки, как правило, имеют 4-6 категорию сложности. Однако есть и простые, реки.
Урал. Сам Урал подразделяется на Южный, Средний, Приполярный и Полярный. Реки южного и среднего Урала представляются красивыми и игривыми, имеющими 2 категорию сложности. Здесь всегда есть что посмотреть и чему удивиться. Обилие заповедных зон и заказников, а так же сам хребет Уральских гор станут замечательным украшением любого сплава. Приполярный и полярный Урал усеян реками 2-3 категории сложности, однако из-за ненаселённости территорий и продолжительности путешествий этим рекам заслуженно присваивают и 4 к.с. Характерными представителями Урала являются реки Кара, Собь, Ланготьеган, Уса (приполярные урал), Зилим, Инзер, Сакмара (средний и южный Урал).
Алтай. Горная система Алтая породила огромное количество красивейших и сложнейших рек. Для водного туризма Алтай, как и Кавказ, является харизматичным регионом. Реки Алтая полноводны, быстры и Опасны. Здесь сосредоточено большинство рек высшей категории сложности. Они имеют жёсткий характер и открываются сильнейшим. Среди всех рек выделяются такие: Бия, Катунь, Башкаус, Чулышман, Аргут. Много рек и 4, и 5 к.с.