Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:31, курсовая работа
Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) – в русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.
ГЛАВА
I ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ
В РОССИИ
Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) – в русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.
туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
– путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
– паломнические путешествия;
– поездки с целью лечения и оздоровления;
– образование
первых туристских организаций, которые
положили начало ознакомлению и изучению
Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность
не приобрела широкого размаха, однако
они способствовали становлению туристской
работы и популяризации путешествий.1
2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.) – основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой. Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг–клуб (1895г., Петербург).
Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.
3. Туристско–экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг. – этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.
По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма. Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров.
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
– создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;
– формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
– создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
– формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
– появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
4.
Организационно–
Кроме
восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства, развития различных видов
туризма организационно-
– создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
– лимитирование внешнего (выездного) туризма.
5. Административно–нормативный период (1970-1990 гг.) – Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С
этого времени начали внедряться
новые формы отдыха: некоторые
турбазы стали принимать
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными
чертами административно-
– развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
– распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
– создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
– создание научной основы изучения туризма.3
6. Переходный период (с 1990 г) – Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
– переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
– формирование туристского рынка на основе новых законов;
– использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
– изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
– невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
– возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
– рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Делая вывод к данной главе, можно сказать, что этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими и культурными аспектами, каждый из которых особым образом в дальнейшем повлиял на общее состояние российского туризма.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма.4
1. Экологический туризм – Один из самых перспективных видов туризма во всем мире – экотуризм. Россия – не исключение. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.
В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ. В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию. Помимо этого, в России достаточно и других, привлекательных для экотуризма уголков. Принимая во внимание популярность и перспективы экотуризма во всем мире, обратим на него наиболее пристальное внимание.5
Большие возможности открываются для экотуризма на северо–западе России в Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Карелию часто называют "легкими Европы". Более половины ее территории занимают леса, еще примерно четверть – озера и реки. Уникальны и природные богатства Северного Кавказа, который представляет собой самую высокую горную цепь России с пятью пиками выше 5 тыс. м над уровнем моря. Самые известные – Эльбрус и Казбек. Здесь расположены четыре заповедника и два национальных парка.
2. Спортивный и экстремальный туризм – спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. В общей сложности на Кавказе, Алтае, Урале открыто и обследовано более 5 тысяч пещер. Самые интересные из них являются туристическими объектами. Это, в частности, пещеры (шахты) Кавказа - Снежная, Меженного, Пантюхина и др. В Пермской области популярны уникальные Кунгурские пещеры и среди них Ледяная, в Челябинской - пещеры Кургузак и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, а в Пензенской области интересны многоярусные лабиринты из келий древних монахов, из которых пока пройдены и доступны туристам только два яруса.
Один из наиболее массовых видов активного туризма - лыжный, поскольку на большей части Российской Федерации снег лежит несколько месяцев в году. Это не только многодневные походы по лесам, холмам и полям, но и по тайге, тундре, архипелагам и льдам (в том числе в Антарктике), горам.