Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа
В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.
Введение
Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма
1.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
1.2 История развития велосипедного туризма
1.3 Особенности велосипедного туризма
1.4 Материально-техническое оснащение для развития велосипедного туризма
Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае
2.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
2.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Заключение
Список литературы
Для организации процесса втягивания людей в сообщество цивилизованных велотуристов нужен специальный фонд, прежде всего на проведение семинаров велотуристской подготовки с учебно-тренировочными походами, массовых походных мероприятий, причем это дело не осилить одному лишь государственному бюджету, тем более в нынешнее время. Тут нужно объединение средств разных источников.
Но все проблемы велотуризма
не решить без главного - без преодоления
разобщенности между лидерами и
руководителями различных велосипедных
ведомств, организаций, обществ, клубов
в пределах Пермского края и между
регионами России, без понимания
того, что большое дело в одиночку
не сдвинешь, что возможностей для
личного самоутверждения в
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Любителей езды на велосипеде в Пермском
крае немало и многие занимаются велосипедным
туризмом. Туристу-велосипедисту
В последней четверти XX века много
пишут и говорят о велосипеде.
Словно подражая веку минувшему, нынешний
век в те же годы удивил мир велосипедным
бумом - по крайней мере на страницах
газет и журналов это словосочетание
в последние десятилетия можно
было увидеть часто. И, тем не менее,
доля организованных велотуристов в
Пермском крае слишком мала, если сравнивать
с десятками миллионов
Причин тут много, но главная, по нашему мнению, - не осознали еще жители Пермского края мощного оздоровительного потенциала заложенного в велосипеде, не знают многие, сколько радости и впечатлений может принести обычный недельный велопоход. А потому подавляющее большинство владельцев двухколесных экипажей не связывает с ними свой отдых, потому у нас так мало выпускается снаряжения для велотуризма, почти нет в Пермском крае велодорожек и никак не утвердится велотуризм по путевкам. Потому книги о велотуризме - большая редкость.
В последние несколько лет
Развитие велотуризма в
Раньше шоссейно-гоночный, сугубо спортивный, стиль велопутешествий был уделом спортсменов (действующих и оставивших спортивную арену) и лишь небольшого количества велотуристов. Теперь он, не без влияния со стороны Запада, все больше утверждается и в Пермском крае. Это прослеживается даже в терминологии: велотуристские законы и правила теперь пестрят такими словами как “спортивный поход”, “соревнования”, “чемпионат” и другими. Становится очень модным новый стиль велоезды, зародившийся в США, - бездорожный быстрый, или, как его еще называют, агрессивный - на так называемых горных велосипедах с широкими шинами (“маунтинбайках”), пришедший из велокроссов по пересеченной местности, из соревнований типа “триал”, из спортивных велоралли. На этих велосипедах ездят, что называется, не разбирая дороги, первоначально - по горным тропам. В многодневном туризме, по крайней мере в Пермском крае, такой стиль пока не нашел широкого распространения, но поездки выходного дня - это ведь тоже велотуризм [3, c. 87].
Во многих городах Пермского края таких, как Александровск, Губаха, Березники, Красновишерск и др. организованы школы велосипедного туризма. В них новички могут получить базовые сведения по велотуризму и ознакомится с традициями и правилами велотуров. Неотъемлемой частью подготовки велотуриста являются скатки – походы выходного дня с целью отработки движения в группе и повышения физической подготовки участников.
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Нами разработан следующий велосипедный маршрут по пермскому краю.
Цель велотура: познавательный маршрут
Продолжительность: 6 дней
Район: Пермский край
План маршрута: Кунгур - Березовка - Сосновка - Кумыш - Усть-Койва - Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва - Кусье-Александровский - Усть-Тырым - Черный Тырым - Старый Бисер - Теплая Гора – Колпаки.
Протяженность маршрута: 307 км
Дорога: грунтовки, лесные дороги, асфальт, набор высоты около 15 тыс. м
Разработка туристического продукта:
1-й день
Прибытие в Кунгур. Пещера. Старт.
Нитка маршрута: Кунгур – деревня Березовка – река Шаква
Протяженность: 41 км, асфальт
Время в пути – 3 часа, подъем – 690 м
Познавательная часть: осмотр Кунгурской пещеры, Свято-Никольской церкви города Кунгура.
Нитка маршрута: р.Шаква – Сосновка – Сая – Красоты (нежилая) - Матвеево – Кормовище – урочище Вынырок - Кумыш
Протяженность: 89 км, грунтовка (бывшая бетонка), в редких деревнях асфальт (18 км), прохождение брода в районе деревни Красоты.
Время в пути – 12 часов, подъем – 990 м.
Нитка маршрута: Кумыш - Усть-Койва
Протяженность: 35 км, грунтовка (бывшая бетонка), песчано-каменистая дорога
Время в пути – 6 часов
Познавательная часть: осмотр начала реки Кумыш, памятного креста у деревни Усть-Койва, Дыроватого Камня на реке Кумыш.
Нитка маршрута: Усть-Койва – р. Чусовая – пещера Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва
Протяженность: 26 км, песчано-каменистая дорога
Время в пути – 5 часов
Познавательная часть: осмотр пещеры Чудесница.
Нитка маршрута: Усть-Койва – Кусье-Александровский – Усть-Тырым – р. Черный Тырым
Протяженность: 51 км, каменистая лесовозка, в т.ч. 7 км глины
Время в пути – 10 часов
Познавательная часть: осмотр скал на реке Чусовая (рис. 8), искусственного водопада на притоке реки Черный Тырым.
Нитка маршрута: р. Черный Тырым – Старый Бисер – Теплая гора – Промысла – г. Колпаки
Протяженность: 65 км, каменистая лесовозка, щебенка, в т.ч. 8 км асфальт
Время в пути – 12 часов
Познавательная часть: осмотр водослива плотины (рис. 10), поселка Теплая Гора.
Особенности туристического продукта
На маршруте есть безлесные участки и участки с плотными лесными массивами. Возможности пополнения запасов пищи и воды не ограничены. Плотность потока машин – высокая, на вспомогательных – средняя. Заболоченные участки отсутствуют.
Живописные природные картины с тихими лесными речушками и широкими просторами полей, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами, самобытная архитектура придают особую прелесть этому шестидневному путешествию.
Особенности организации велотура
Состав группы следует подбирать однородный по силам и владению техникой езды на велосипеде. Самое подходящее число участников путешествия — 4—8 человек. До начала путешествия рекомендуется провести несколько тренировочных поездок, чтобы туристы втянулись в походный режим и лучше познакомились друг с другом.
Приведем основные теоретические результаты исследования:
1. Велосипедный туризм – это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.
2. Велосипедный туризм
3. Первый туристический клуб
в России появился в Санкт-
4. Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения.
5. Пермский край считается одним из старейших горообразований России, имеющий большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма. География велотуризма в Пермском крае обширна. Познавательные маршруты есть в любой части Пермского края, именно его природной богатство помогло приобрести популярность велосипедного туризма среди любителей активного отдыха и приключенческого туризма.
6. Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма.
7. Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении условия развития велосипедного туризма в Пермском крае достигнута, задачи выполнены.