Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение историко-культурных мест Кировской области, связанных с жизнью и деятельностью Васнецовых для возрождения туристского потенциала в этих местах.
Задачи:
- изучить и исследовать историю Васнецовского рода в Вятском крае;
- осуществить анализ и оценку туристских ресурсов, связанных с жизнью и деятельностью Васнецовых в Кировской области;
- изучить программу «Вятское Васнецовское кольцо».
- ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3-4
I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАСНЕЦОВЫХ НА ВЯТКЕ
1.1 Родословная Васнецовых……………………………………………..4-5
1.2 Добрый наставник братьев-художников.
1.3 Вятский период в жизни и творчестве братьев-художников Васнецовых.
II. «ВЯТСКОЕ ВАСНЕЦОВСКОЕ КОЛЬЦО» - ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРИНЫ.
2.1 Основные туристские ресурсы, связанные с деятельностью Васнецовых.
2.1.1 Село Ошеть. Спасская церковь…………………………………..5-6
2.1.2 Село Курчум. Екатерининская церковь…………………………....6
2.1.3 Село Богородское. Вознесенская церковь……………………….6-7
2.1.4 Село Рябово. Предтеченская церковь…………………………....7-8
2.1.5 Село Лопьял. Троицкая церковь………………………………….8-9
2.2 Основные цели программы «Вятское Васнецовское кольцо»……9-10
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
- ЛИТЕРАТУРА…………………
Итак, мы с вами только что окунулись в историю жизни на Вятке братьев-художников Васнецовых. Их деятельность действительно заслуживает восхищения, так как они были настоящими мастерами своего дела, великими художниками.
«Вятские» братья Васнецовы – Николай, Аркадий и Александр – внесли большой вклад в развитие родного вятского края, всей своей жизнью показали, что они были не только честными исполнителями обязанностей земских учителей, но были людьми одаренными, творчески реализующими свои способности на благо простого народа, среди которого они жили, чьих детей воспитывали, вкладывая в них лучшие душевные начала.
Каждый из них оставил после себя по научному труду, актуальность которых особенно очевидна в наши дни. Их брат Николай составил «Материалы для объяснительного словаря вятского говора». Аркадий написал книгу «Русский школьник» и был прекрасным резчиком по дереву, а младший Александр собрал и издал сборник вятских песен «Песни Северо-Восточной России». Каждый из них внес свою долю в развитие искусства, унаследованного в течение веков от простого вятского народа.
Биография Васнецовых, их творческая и хозяйственная деятельность связана в Кировской области со многими селами, в которых осталась вечная история об этом знаменитом роде.
По
материалам исследователей
знаменитого рода
известно, что Васнецовы
жили более чем в 30 селах.
Многие села в состоянии
умирания, так как жителей
осталось мало.
II.
«ВЯТСКОЕ ВАСНЕЦОВСКОЕ КОЛЬЦО» - ВОЗРОЖДЕНИЕ
СТАРИНЫ
2.1
Основные туристские ресурсы,
связанные с деятельностью
2.1.1 Село Ошеть. Спасская церковь
Село Ошеть основано в 1690 года Вятским Успенским Трифоновым монастырем и принадлежало монастырю до 1764 года. Для основания и строительства села из монастыря были посланы служители, среди которых был дьячок Дмитрий Игнатьев сын Васнецов – документально известный основатель вятского рода Васнецовых. Сначала в селе были построены большая деревянная Спасская церковь, жилые дома для служителей и монастырских крестьян, а также монастырский двор, съезжая изба, а много позже и первая в округе школа для крестьянских детей. В 1740 году принято решение о строительстве каменной церкви. Каменная Спасская церковь построена в 1747 -1753 гг. Самое активное участие в строительстве церкви принимал сын дьячка Дмитрия Васнецова диакон Спасской церкви Иосиф Дмитриевич Васнецов. Приход быстро растет, в 1775 году в Ошетском приходе было 599 дворов, и теплая церковь становится тесной. В 1843 -1847 гг. теплая церковь перестроена и расширена представителями рода Васнецовых. В 1855 году теплый храм был соединен с колокольней каменным переходом.
Четыре поколения Васнецовых вкладывали в строительство Ошетской церкви, этого редчайшего по красоте сооружения, не только свои организаторские и душевные силы, но и собственные деньги.
В церковной ограде около 10 могил Васнецовых, а на приходском кладбище похоронены рано умершие дети и женская половина рода.
Два с половиной века, т.е. со дня основания села и до его закрытия, прожили в Ошети представители вятского рода Васнецовых
Это Васнецовы на протяжении веков давалиимена новорожденным, венчали на свадьбах на долгую жизнь молодых людей, святили на большие праздники красный угол в каждой избе, отпевали и провожали в последний путь своих прихожан.
Они учили крестьянских детей грамоте и недаром грамотность ошетских прихожан была довольно высокой.
В Ошети родился, провел детство и юность прадед художников Козма Иванович, сам в молодости незаурядный художник.
Последними в Ошети жили прадед, дед и отец народного художника РСФСР Юрия Алексеевича Васнецова.
Ошеть является родовым селом Васнецовых и представляет архитектурную, культурную, и историческую ценность.
В
настоящее время церковь
Сейчас
делаются жалкие попытки восстановления
строений села Ошети, но дело идет крайне
плохо. Нужны самые срочные меры по восстановлению
васнецовского родового села Ошеть!
2.1.2
Село Курчум, Богородский район. Екатерининская
церковь
Курчумский погост основан в 1661 году Вятским Успенским Трифоновым монастырем. При основании погоста были срублены большая деревянная Екатерининская церковь, монастырский двор, дома служителей, съезжая изба, амбары и другие строения. При основании села все окружающие починки и деревни были включены в приход Курчумского погоста, крестьяне из черносошных перешли в разряд монастырских и стали платить оброк в пользу Вятского монастыря. Приход растет и богатеет. В 1731 году заканчивается строительство каменной церкви. В 1736 году по указу Консистории №148 снесена деревянная церковь. С 1735 года служба велась уже только в новой каменной церкви. Это была одна из самых первых каменных церквей на селе во всей Вятской епархии. В 1749 году в Курчум приехал новый священник Андрей Иосифов сын Васнецов, прослужил в церкви 41 год. С 1791 года в селе Курчум служат священниками два сына Андрея – Петр и Матвей. В 1818 году были построены каменные лавки на церковные деньги, которые существуют, по сей день. В 1876 году в село приезжает служить Иван Васильевич Васнецов. Он расширяет теплую церковь и устраивает в ней два престола: правый – Георгиевский и левый – Рождество-Богородицкий, а главный холодный храм остается Екатерининским.
Курчум славился своими ярмарками – Клементьевская, Воскресенская, Богородская, Екатерининская.
Екатерининская церковь в Курчуме закрыта постановлением облисполкома в 1938 году, а кладбищенская церковь закрыта в 1941г.
Прекрасные
памятники древней вятской
Екатерининская
церковь в Курчуме уцелела
и не была снесена. Подлежит скорейшему
восстановлению и реставрации.
2.1.3
Село Талокючинное-Богородское, Богородский
район. Вознесенская церковь
Село Талый ключ основано, и первая деревянная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была закончена в 1701 году. К 1770 году число прихожан увеличилось, и деревянная церковь стала тесной и ветхой, и прихожане просят разрешение на строительство каменной церкви. Целых восемь лет велась заготовка строительных материалов и кладка стен каменной церкви, и все эти годы велся интенсивный сбор денег. Все строительство велось на кровные, собственные деньги местных прихожан, на деньги наших прадедов и дедов, тем обиднее и непонятнее становится варварский снос наших вятских святынь, в том числе и снос Вознесенской церкви. Главный престол холодного храма был закончен и освящен в 1787 году в честь Казанской Божией Матери, т.е. в честь Богородицы Казанской и церковь стала называться Богородской, а село – Богородское. По земскому учету село называлось Талоключинным. В 1800 году по рисунку, который составил Косма Васнецов, в селе была построена каменная колокольня, по своей архитектуре резко отличающаяся от ранее построенного каменного храма. В этом же году он приезжает в село служить священником. Вскоре он был назначен благочинным священником и всю жизнь прожил в Богородском. В 1822г. в село приезжает служить священником старший сын Космы Василий Козьмич – дед братьев-художников. Здесь в 1823 году родился их будущий отец – Михаил Васильевич.
Прослужив пять лет в церкви Талого Ключа, Василий Козмич в 1827 году умирает от чахотки. В этот же год умирает прадед братьев-художников Косма Иванович Васнецов.
Лежат в богородской земле прадед и дед братьев-художников, захоро-нения которых осквернены и разграблены, а о могилах их мы ничего не знаем.
К 1840 году приход села сильно вырос, и теплая церковь становится тесной, поэтому прихожане просят о расширении церкви. В 1843г. сложена новая большая церковь. В 1843г. освящен правый придел расширенной теплой церкви в честь иконы Казанской Божией Матери, главный холодный храм – в честь Вознесения Господня, и церковь стала называться Вознесенской.
А название села так и осталось Богородское, т.к. правый придел расширенной теплой церкви был Богородским.
Село
до 1791 года входило в состав Казанской
митрополии, а в 1791 году было передано
в состав Вятской епархии.
2.1.4
Село Рябово, Зуевский район. Предтеченская
церковь
Рябово – родина великого русского художника Аполлинария Михай-ловича Васнецова. Здесь родились еще три сына – Петр, Аркадий, Александр.
Село Рябово - центр Рябовского сельского округа. Расстояние до районного центра, г.Зуевка, 38км. До 1929г. входило в Сезеневскую волость Вятского уезда. Село расположено в котловине, около села протекает маленькая речка Рябовка. Дата основания села – 1754г. В 1757г. в селе построена деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1795г. построена каменная церковь в то же проименование. В селе тогда жили лишь священнослужители, а крестьяне – в деревнях и починках. Приход состоял из 25 селений. Самые дальние деревни, входящие в приход, находились в 7 верстах от Рябова. В селе мужская земская школа. Занятие жителей землепашество.
В “Сведениях о церквах епархии” за 1862г. о прихожанах Рябовской церкви сообщается следующее: “Прихожане состояния посредственного. Промышляют хлебопашеством, некоторые плотничают, а беднейшие идут в работники”. [2] Воспоминания о быте крестьян оставил младший из братьев Васнецовых Александр Михайлович: “В окресностях Рябова еще в значительной степени сохранялся старинный уклад жизни. Избы были черные. Оконные отверстия были затянуты обделанной коровьей брюшиной (пузырем). Никакого освещения кроме лучины крестьяне не знали. Употребления мыла не было известно. Посуда была преимущественно глиняная и деревянная… Из лиц, родившихся после 1855г., некоторое количество было грамотных. О газетах в деревнях обычно даже не слыхивали”.[7] Согласно переписи населения 1926г. в начале 1920-х гг. был создан Рябовский сельсовет, число жителей села 29 человек (11 хозяйств). Колхоз носил название им. Васнецовых.
Семья
Васнецовых обосновалась в Рябово в
1850 году, когда священник М.В.Васнецов
был переведен «согласно
К
сожалению, не сохранилась каменная
церковь Иоанна Предтечи, в которой
20 лет служил отец Михаил. Но на сегодня
восстановлена деревянная церковь, а восстановление
каменной Предтеченской церкви и всей
васнецовской усадьбы - задача будущего
и поле деятельности современных меценатов
и инвесторов.
2.1.5
Село Лопьял,Уржумский район, – родина
В.М.Васнецова. Троицкая церковь
Село Лопьял основано в 1740 году Казанской конторой новокрещенных дел. По указу конторы была построена первая деревянная церковь и освящена во имя Богоявления Господня. Вновь организованное село по церковному учету стало называться Богоявленским, а по земскому учету называлось селом Лопьял. В 1791 году село Лопьял передано из Казанской епархии в Вятскую в связи с организацией Вятской губернии. В мае 1805 года началось строительство каменной церкви, а в июне 1811 года закончено строительство теплой каменной церкви на два престола, к 1819 г. закончено строительство холодного храма. Он освящен во имя святой Троицы (церковь Троицкая) и с этого дня Лопьяльская церковь стала называться не Богоявленской, а Троицкой. В 1822 году сход решает начать сбор денег на строительство каменной колокольни. Сбор длился долгие 11 лет. Строительство началось только в 1834г. В 1842 году в Вятской семинарии состоялся очередной выпуск семинаристов. В 1844 году окончивший курс Вятской семинарии и получивший билет на брак с девицей духовного звания Аполлинарией Кибардиной воспитанник Михаил Васильев сын Васнецов подает прошение преосвященному Неофиту о рукоположении его в священники в село Лопьяльское. В этом же году окончив курс Богословия, Михаил в Крестовой церкви Вятского кафедрального собора приведен к исповеди и присяге, рукоположен в диакона, в священнический сан, в священника Троицкой церкви села Лопьял.
По приезду в село Васнецов сразу был назначен наставником Лопьяльского сельского училища. В училище он преподавал арифметику, грамматику и Закон Божий.
Он
шесть лет прослужил в Лопьяле
священником и наставником
Информация о работе Васнецовское кольцо история и современность