Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:40, курсовая работа
Актуальность темы. Социально-культурная сфера - часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В его состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторимостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов общества.
Введение………………………………………………………………………………
I.Теоретическая часть: Изучение учреждений культуры………………………….3
1.1.Понятие учреждения культуры………………………………………..................5
1.2. История развития учреждений культуры ………………………………………9
1.3. Классификация учреждений культур…. ………………….…...………...........24
Выводы по главе I……………………………………………………………………25
Глава II. Развития учреждений культуры в Кировской области…………………26
2.1.Культурный потенциал в Кировской области..............………………..……...28
2.2. Проблемы развития учреждений культуры в Кировской области...……………………………………………………………………..……….30
2.3. Перспективы развития учреждений культуры в Кировской области.
Выводы по главе II
- реализации программ, направленных на формирование ценностей, благоприятствующих инновациям и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также на углубление интереса к чтх инновационные программы и проекты (по основным направлениям: библиотечное дело, традиционная народная культура, музейное дело, профессиональное искусство, образование в сфере культуры);
- обеспечения эффективного встраивания музеев и библиотек в систему непрерывного образования, превращение их в информационные, культурные и досуговые центры;
- обеспечения условий для сохранения, функционирования и развития библиотечного, музейного и иных аналогичных фондов.
Второе – формирование единого культурного пространства ению, литературному, историческому и научному наследию;
- развития потенциала культуры области за счет демонстрации культурного наследия и современных достижений культуры и искусства области как за её пределами, так и за рубежом, привлечения туристов с культурными целями в частности через формирование музейного комплекса братьев Васнецовых российского уровня;
- укрепления партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развитию народных промыслов и культурных традиций, решению проблем устойчивого развития городских и сельских территорий;
- содействия реализации проектов двухстороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая предоставление конкурсной поддержки таких проектов;
- содействия развитию благотворительности и меценатства в сфере культуры.
Третье - повышение социальной и территориальной доступности качественных культурных благ и услуг, системы художественного образования за счёт:
- выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни, доступность качественных культурных благ и услуг независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания через реализацию масштабной программы по развитию культуры сельских территорий в Кировской области;
(см. приложение 2)
- развития информационно-коммуникационных сетей, обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек сети центров правовой, деловой и иной информации;
- оптимизации действующей сети организаций культуры на селе и в малых городах путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы), реализации крупных проектов «Передвижная филармония», «Передвижной музей»;
- обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования;
- содействия изданию краеведческой литературы по истории, культуре созданию краеведческих серий, тематических изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм, развивающих творческие способности, идеологию успеха и созидания, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения;
- модернизации системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, укрепление кадрового потенциала отрасли, расширение доступа детей и молодежи к дополнительному образованию в области культуры и искусства, развитие непрерывного профессионального образования;
(см. приложение 4)
- развития механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе, музыкальных, театральных и других творческих коллективов.
[7; http://www.ako.kirov.ru/
Вывод по II главе
Огромное разнообразие форм, средств позволяет донести до людей идеи духовного возрождения общества. Учреждения культуры создают условия для объединения людей в сфере досуг, выявляют их способности, таланты, дают возможность людям почувствовать себя свободными и независимыми, без чего человек не может трудится в условиях рыночной экономики.
Разнообразие форм их деятельности, поиск интересного материала, выбор нетрадиционного пути к уму и сердцу постоянных участников объеденений и коллективов, а также разовых посетителей позволяют лучше понять суть происходящих в нашей обществе перемен.
Все это предъявляет к культурно - досуговой деятельности повышения требования, ибо оно своими корнями уходит в самую гущу широких народных масс. Поэтому нужно постоянно думать, искать новые формы, при которых можно было активно удовлетворять духовные потребности людей в условиях досуга. В связи с этим перед профессиональными работниками учреждений культуры встает задача: привить людям любовь к жизни, прекрасному, стремление к высокой культуре, подарить им праздник в короткие часы досуга.
Дело в том, что культурно – досуговая деятельность по своему содержанию и методам пока отстает от стремительных перемен в экономических и политических областях, бурного роста общественной активности масс, стремится без достаточного учета тех глубочайших изменений, которые происходят в быту и образе жизни людей. Образовался определенный разрыв между духовными устремлениями и ценностными ориентациями населения и содержанием деятельности учреждения культуры по организации досуга.
В культурно – досуговой деятельности пока не решены многие вопросы в области как теории, так и практики. [2;3-4]
Статистика показала, что за 2008год деятельность учреждений культуры Кировской области имеются положительные моменты:
- по обеспеченности библиотечным фондом область сохранила за собой первое место среди регионов Приволжского федерального округа и превышает средне российский показатель;
- активизировалась деятельность музеев. Расширение фондов способствовало организации большого количества выставок, которые привлекают посетителей. Активность посещения музеев с 2006 года выросла на 20 посещений в расчёте на 1000 человек населения ( на3,6%);
- дети активно посещают специализированные детские школы. За два последних учебных года число школ увеличилось на 6, численность учащихся в них – на 3,8%.
Вместе с тем следует отменить существующие проблемы:
- деятельность некоторых учреждение культуры осложнена неудовлетворительным состоянием зданий. В 2008 году 31% зданий музеев, 22,9- учреждений культурно – досугового типа и 4,9% библиотек требовался капитальный ремонт;
- выбытие книг из библиотек превышает их поступления, что ведет к сокращению библиотечного фонда:
- снижается интерес населения к участию в деятельности культурно – досуговых формирований. За прошедшие 2 года численность участников культурно – досуговых формирований сократилось на 5,9% [4;12]
Заключение:
Проанализировав особенности развития учреждений культуры в Кировской области, определив их культурный потенциал, выявив проблемы и перспективы развития можно сделать вывод о том, что учреждения культуры в Кировской области развиты недостаточно.
Прежде всего, это выражено недостаточным финансированием их материально-технической базы, а также оплатой труда работников этих учреждений.
Также это связано с утратой интереса молодежи и некоторых слоев населения к культурному наследию страны в общем, и отдельных народов в частности.
Главное же назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемирному раскрытию талантов, дарований и способностей. Именно поэтому развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. От уровня культуры существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, совершенствования качества жизни людей [5;8].
Многие учреждения уже начинают развиваться, при поддержке государства. Внедряются новые программы развития, обновляется материально-техническая база, модернизируются системы профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры.
Итак, цель работы - изучение особенностей развития учреждения культуры в Кировской области - достигнута, а поставленные задачи – выполнены.
Приложение 1
Культурно-досуговая деятельность
| 2006 | 2007 | 2008 |
Число культурно- досуговых мероприятий | 136,3 | 135,3 | 130,2 |
Из них детей до 14 лет включительно | 43,1 | 43,9 | 42,5 |
Из общего числа мероприятий - не платной основе,тысяч | 70 | 65 | 63,3 |
Из них детей до 14 лет включительно | 14,4 | 14,2 | 13,6 |
Численность посетителей платных мероприятий – киносеансы,тысяч | 2,2 | 1,7 | 1 |
Из них детей до 14 лет включительно | 1,30 | 1 | 1 |
Численность посетителей платных мероприятий – киносеансы,тысяч | 58,5 | 45 | 31 |
Из них детей до 14 лет включительно | 37,8 | 28,7 | 21,3 |
Приложение 2
Число учреждений культурно –досугового типа
| Число учреждений культурно-досугового типа | На 10000 человек населения | Место, занимаемое в РФ по числу учреждений культурно-досугового типа на 10000 человек населения в 2007 году | ||
2007 | 2008 | 2007 | 2008 | ||
Республика Башкортостан | 2484 | 2466 | 6,1 | 6,1 | 12 |
Республика Марий Эл | 370 | 367 | 5,3 | 5,2 | 28 |
Республика Мордовия | 597 | 591 | 7,1 | 7,1 | 4 |
Республика Татарстан | 2137 | 2095 | 5,7 | 5,6 | 18 |
Удмуртская Республика | 744 | 740 | 4,9 | 4,8 | 31 |
Чувашская Республика | 890 | 882 | 6,9 | 6,9 | 6 |
Пермский край | 927 | 926 | 3,4 | 3,4 | 50 |
Области: |
|
|
|
|
|
Кировская | 773 | 739 | 5,5 | 5,3 | 26 |
Нижегородская | 1157 | 1190 | 3,4 | 3,6 | 49 |
Оренбургская | 1173 | 1176 | 5,5 | 5,6 | 21 |
Пензенская | 721 | 714 | 5,2 | 5,2 | 29 |
Самарская | 813 | 782 | 2,6 | 2,5 | 60 |
Саратовская | 1229 | 1217 | 4,8 | 4,7 | 33 |
Ульяновская | 595 | 592 | 4,5 | 4,5 | 35 |
Информация о работе Учреждения культуры как направление социально-культурного сервиса