Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:34, реферат

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид - событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.

Содержание

Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь - его состояние и развитие 4
1. Управление туризмом 4
2. Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложения 22-27

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 1.32 Мб (Скачать)
align="justify">       

       Беларусь, обладая богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1-2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс-Минск, Смоленск-Витебск, Псков-Полоцк и т.д.; сократились до минимума туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для проведения комфортного и разнообразного 2-3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается до 3-4 часов максимум. Одна из причин тому - крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и архитектуры, но и само место, где происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты, которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до сувенирного киоска.

       Территория Республики Беларусь разбита на шесть областей, каждая из которых делится на районы, города и иные территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.

       Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2--3 наиболее привлекательных для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест. Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской области - Несвиж и Мядельский район; в Витебской - Полоцк и Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.

       Рассмотрим реализацию данной модели на примере создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж».

       В пределах часовой езды от Мира и Несвижа туристам можно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную на исторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного зодчества XIII-XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев (XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы, Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристам может быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.

       Мировая практика показывает, что туристские территории такого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это означает, что турист может провести здесь минимум 2--3 дня, получив при этом все желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплекс развлечений).

       Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данных замковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт, отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного решения организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского потенциала сформировать пакет туристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам различных категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных туристов и др.). Задача заключается в дифференцированном подходе к формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современного туриста больше ориентировано на активное участие, а не на пассивное созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим требованиям. К тому же следует иметь полную свободу выбора маршрута и возможность мобильного изменения программы.

       Основной интерес для туристов из стран Западной Европы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда, природные богатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой категории туристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее использовать как центры культурных традиций, а не как памятники истории и архитектуры. Внимание польских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет общая история периода ВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей республики могут стать культурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты, спортивные события), отдых на природе с посещением туристских объектов.

       Одной из побудительных причин кратковременных путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных для туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент на местных традициях.

       Культурно-массовые мероприятия могут быть серьезным мотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно сделать традиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народных умельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкi фэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера, театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищных мероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турниров и т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом (Несвиж-парковая зона, пруды; Мир-территория у стен замка, рыночная площадь). Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место в данной местности.

       Организаторы подобных анимационных мероприятий должны придерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на «week-end» будем рады видеть вас среди своих гостей».

 

Глава III. Событийный туризм  в действии 
 

       Спортивный и событийный туризм - это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

       Событийный туризм - это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.

       Итак, что же происходило в нашей стране не так давно и что еще произойдет? 

       
  1. Первый gothic-industrial фестиваль в Белоруси - фестиваль "Dark Rave", (Минск, 21.06.2003).

        Участие восьми отечественных групп, играющих в разных стилях тёмной сцены и самих в сэтах ди-джеев, классика и современность индустриальной и готической музыки. Тёмные вечеринки в Минске проходят все-таки регулярно, но мероприятий подобного рода не было давно.

 

  1. Фестиваль средневековой традиции и культуры «Заславский Набат». (6-7.09.03, Заславль).

        По мнению ученых, на белорусских землях рыцарство возникло даже раньше, чем в Западной Европе, только называлось иначе - воярство. В конце XX в. рыцари начали возвращаться - со своим стилем, укладом жизни, стремлением показать и рассказать об истории другим. Так появились рыцарские клубы, а позже - рыцарские турниры и фестивали. Рыцарское движение в Беларуси в последние годы активно развивается: за шесть лет существования этого движения количество военно-исторических клубов перевалило за 30. На городских улицах сегодня легко можно встретить юношей и девушек в средневековых костюмах, а ежегодные рыцарские турниры и фестивали становятся уже традиционными.

       Недавно в Минске состоялся установочный сейм Международной средневековой лиги: рыцари из Беларуси, России, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины решили действовать вместе, а это 23 рыцарских клуба. Традицией становится участие представителей рыцарских клубов Беларуси в воссоздании батальных сцен Ледового побоища в России, в летнем Балтийском средневековом фестивале в Латвии, в реконструкции знаменитой Грюнвальдской битвы в Польше, а также участие в становящихся все более популярными рыцарских турнирах и фестивалях в республике.

Планируемые мероприятия:

I. «Заславский набат» с участием нескольких десятков рыцарских клубов Беларуси и возможным участием клубов из России, Украины, стран Балтии, Польши, Германии и Чехии:

  • реконструкция осады замка и битвы 1433 г. между войсками князя Свидригайло и князьев Заславских;
  • рыцарские бугурты (показательные выступления);
  • рыцарский турнир в традициях XV в.;
  • конкурс на лучшие рыцарские доспехи;
  • концерт средневековой музыки с участием белорусских групп и гостей;
  • состязания лучников и др.

II. «Заславский Дудник» - 2-й музыкальный фестиваль дударской музыки с участием отечественных дударей и возможным участием гостей из Польши и Шотландии.

III. «Город Мастеров» - показ традиционных ремесел Беларуси и выставка-продажа гончарных, ткацких, резных и пр. изделий мастеров.

IV. Бизнес-семинар о перспективах развития туристской инфраструктуры города Заславля. Семинар проводится городской мерией и газетой «Туризм и отдых» для представителей турфирм и заинтересованных лиц.

Оргкомитет праздника:

  • Заславский горисполком
  • Конфедерация Рыцарских клубов Беларуси «Рыцары Вялiкага Княжства»
  • Газета «Туризм и отдых»
  • Заславский историко-культурный заповедник
  • Кафе «Грунвальд»
  1. 01.10.2003--30.11.2003. Международный фестиваль современной хореографии. Витебск.
  1. 2.15.11.2003--16.11.2003. Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
  2. 19.11.2003--20.11.2003. Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
  3. 10-ая международная специализированная выставка «Турбизнес-2003». Минск, ул. Купалы, 27, НВЦ «БелЭкспо» 26-29 ноября.

       120 компаний из 18 государств мира будут присутствовать на этой выставке туристических услуг. Кто только ни приедет в Беларусь в эти дни, чтобы представить у нас свои интересы: Мальта, Австрия, Чехия, Словакия, Испания, Греция, Турция, Тунис. Само собой киты белорусского турбизнеса тоже представят свои предложения на всеобщий суд. Чем может быть для вас интересна эта выставка?

       Во-первых, именно тут вы можете сами наблюдать, как формируется рынок туристических услуг. Во-вторых, здесь вы наверняка сможете получить четкое представление о туристических предложениях на ближайшее время и даже на весь предстоящий год. Согласитесь, владеть объективными данными из первых уст много стоит - ведь можно не только вовремя сориентироваться, какой именно отдых вам по вкусу и по карману, но и корректировать время года, в которое вы хотели бы поехать отдыхать. В-третьих, проанализировав все предложения по интересующей вас стране, вы можете выбрать самые выгодные цены и скидки на поездки. Одним словом, это тот случай, когда важно оказаться в нужное время в нужном месте. Кстати, «Турбизнес-2003» представил и самые интересные туры на Рождество и Новый год (см. Приложения 2-5).

        Традиционно, выставка уделяет большое внимание въездному туризму. Уже второй год работает на выставке, созданное при Министерстве спорта и туризма в сентябре 2001 года, Национальное агентство по туризму Республики Беларусь. По словам его Генерального директора Шульги Ч.К., проблема Беларуси заключается не только в слабом сервисе и неразвитой инфраструктуре, но и в отсутствии информации о существующих туристических возможностях. Многие западные туристы жаждут отнюдь не благ цивилизации, а нетронутой природы, экологического отдыха, экзотики. Беларусь может все это предложить. Сегодня туристические экскурсионные объекты в Беларуси имеют очень слабую сервисную структуру. Поэтому агентство видит создание развитой системы проката вокруг зон отдыха, как одну из своих задач.

Информация о работе Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие