Туризм. Основные понятия и сущьность туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Содержание

ВВДЕНИЕ 3

1. Сущность туризма и основные понятия

организации и управления в сфере туризма. 4

2. Управленческий труд в туризме.
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в
туризме. 10
2.2. Особенности мотивации в туризме 12

2.3. Анализ результатов социологического исследования

туристской мотивации 29

3. Специфика организации и управления в сфере туризма. 41

Заключение 46

Список используемой литературы 47

Работа содержит 1 файл

Туризм.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

     Мотивы  предопределяют поведение человека при покупке турпродукта, влияя на выбор практически всех составных элементов.

     Цели  путешествия являются основой первоначального  отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели.

     Виды  отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия:

  1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры курортно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры (например, для желающих бросить курить).
  2. Занятие спортом.
  3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой; туры, обучающие различным видам спорта; профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг,   экономика и др.).
  4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Здесь выделяются такие туры, как: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин и т. д.
  5. Возможность заняться любимым делом (хобби). Организуются специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, гурманов. Например, существует «сырный тур» по Швейцарии, «пивной тур» по Чехии.
  6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и другие. В частности - крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
  7. Развлечение и потребность в общении с людьми.
  8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

     Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим  образом:

  1. Отдых:

     - снять стресс, накопленный за  определённый период времени;

     - сменить обстановку и природно-климатические  условия;

     - побыть в окружении других  людей;

     - познакомиться с другой культурой,  образом жизни других людей,  их бытом;

     - сравнить чужой образ жизни  со своим в целях самоутверждения  правильности его организации или заимствования новшеств;

     - побыть в новой для себя  роли - получить на определенный  период времени высокий уровень  обслуживания и ухода;

     - ощутить волнующие переживания,  чтобы потом рассказать об  этом друзьям и знакомым;

     - принять участие в азартных играх;

     - расслабиться вне дома; потратить  деньги, которые независимо от  уровня дохода турист всегда  копит на отдых.

     2. Познание:

     - увидеть достопримечательности  и явления природы, красивые  виды и пейзажи, национальные  парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

     - посетить экологически чистые  или, наоборот, очень загрязнённые  объекты;

     - увидеть экзотический животный и растительный мир;

     - посетить исторические места  и сооружения;

     - сделать фотографии, снять видеофильм.

     3. Развлечения:

     - посетить аттракционы, тематические  и аквапарки;

     - посетить известные театры, цирки,  казино, кабаре, стриптиз-шоу;

     - посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

     - посетить в качестве зрителей  или болельщиков крупные спортивные  состязания, игры.

     4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

     - оздоровительный - общая цель  всех туров (климат, отдых, полезные  для здоровья моральные и физические  воздействия);

     - лечение в качестве сопутствующей  программы, т. е. не как основная  цель;

     - лечение по предписанию врача  как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).

     5. Паломничество:

     - празднование культовых обрядов;

     - самосовершенствование и утверждение  духовного состояния;

     - достижение внутренних конфессиональных целей;

     - получение заряда духовной энергии.

     Соотношение главной и вторичных целей  отдыха, которые определяют выбор  туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

     1. Единый, чётко преобладающий и  обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

     Группу  мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

     - спортивный интерес (катание на  лыжах, участие в спортивных  соревнованиях и т. д.);

     - развлекательный интерес (интересные  знакомства, встречи, общение, лыжные  развлекательные супер-шоу и т.  п.);

     - оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).

     Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение  многих лет.

     2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.

     Группу  мотивации при выборе этой поездки  составят следующие мотивы:

     - познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);

     - престижно-имиджевый (популярные направления);

     - культурно-развлекательный – посещение  Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.

     Несмотря  на то, что мотивы поездки чётко  ограничиваются группой близких  познавательных целей, возможны различные  направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

     3. Главный мотивационный исход  и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

     Группу  мотивации составляют следующие  мотивы:

     - пляжно-оздоровительный (море, морской  воздух и т. д.);

     - пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);

     - покупательный (отдых на море  способствует проявлению интереса  к трате накопленных средств);

     -развлекательный  (по мере пресыщения процессом  загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений).

     Изучение  мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.

     При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.

     Также существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания. Выделяя доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определёнными возможностями, влияющими на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта можно выделить:

     1. Возраст и самостоятельность  в принятии решения или возможности  влиять на его выбор:

     - дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;

     - дети дошкольного возраста (до  семи лет). Путешествуют с родителями, решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей;

     - школьники (до 18 лет). В основном  финансово зависимы, обладают ограниченной  самостоятельностью, отличаются высокой  любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;

     - молодёжь, студенты (до 25 лет). Имеют  достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами;

     - туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой;

     - туристы 35-50 лет. Предпочитают  активный, менее познавательный, более  спокойный отдых, чаще без детей  и без партнёра. Основной мотив  - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;

     - туристы от 50 лет и старше. Им  показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с оздоровлением. Основная мотивация возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация - «успеть увидеть». Высокие требования по внешним воздействиям.

     2. Образование. Этот фактор инициирует  позывы увидеть непосредственно явление, достопримечательности, культурно-зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее и др. При комплектовании групп сотрудникам туристских фирм желательно учитывать уровень образования туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

     3. Социальная принадлежность. Выделяют  следующие социальные группы:

     - рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов;

Информация о работе Туризм. Основные понятия и сущьность туризма