Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:03, лекция
Туристская инфраструктура является необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Ее особенность состоит в том, что она одновременно обслуживает туристов и местное население, поэтому ее развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создает большое количество рабочих мест.
ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Туристская
инфраструктура является необходимым
условием освоения рекреационных ресурсов
и развития туристской индустрии. Ее особенность
состоит в том, что она одновременно обслуживает
туристов и местное население, поэтому
ее развитие способствует туристскому
освоению территории, улучшает условия
жизни жителей данного района. К тому же
туристская инфраструктура создает большое
количество рабочих мест.
Туристскую инфраструктуру можн
· транспортное обеспечение;
· коммунальные системы;
· торговля и бытовое обслуживание;
· телекоммуникационные связи;
· места размещения и питания.
Транспортное обеспечение опред
При характеристике автомобильных дорог
необходимо обращать внимание на следующие
факторы:
· общая протяженность автомобильных
дорог в регионе с дифференциацией на
дороги федерального, регионального и
местного значения;
· пропускная способность автомагистралей
и дорог туристского назначения, ведущих
к туристским объектам, наличие объездных
и кольцевых автодорог;
· качество дорожного полотна: вид
покрытия (бетонные, асфальтовые, гравийные,
грунтовые, улучшенные грунтовые, проселочные
и лесные), состояние дорожного полотна;
· состояние мостов;
· наличие платных автомагистралей;
· уровень инфраструктурного обустройства:
наличие автовокзалов, площадок-стоянок
для автомобилей с необходимым набором
услуг, наличие модулей автосервиса (бензозаправка,
автомойка, автопылесос, продажа запасных
частей и мелкий ремонт автомобилей), пунктов
питания (столовые, кафе, бистро, рестораны,
автомакдональдсы) и размещения (мотели,
кемпинги), туалетов, пунктов аварийной
вызывной и телефонной связи;
· состояние парка муниципального
и туристского автотранспорта: количество
и качество автобусов, наличие пунктов
проката автомобилей, в том числе автофургонов
для самостоятельного автомобильного
туризма;
· рекламное обеспечение автодорог:
наличие указателей и рекламных щитов,
оповещающих о туристских учреждениях,
музеях и объектах осмотра (природных
и культурных комплексах).
При анализе состояния автомобильной
сети требуется указывать мероприятия,
необходимые для улучшения транспортного
обеспечения и безопасности движения:
· определение участков дорог, требующих
ремонта или реконструкции с усилением
“дорожных одежд”, ликвидацией очагов
аварийности, разрядкой наиболее загруженных
перегонов;
· строительство новых участков автодорог
на обходах городов и населенных пунктов;
· строительство новых автодорог,
в том числе парквеев, по которым будут
передвигаться туристы к турцентрам, памятникам
истории и культуры и интересным природным
объектам;
· повышение качества эксплуатации
дорог, уровня их обустройства, дорожного
сервиса с целью обеспечения удобства,
безопасности и экологичности перевозок
туристов.
Железнодорожный транспорт характеризуется:
· протяженностью (общее количество
железнодорожных путей в километрах) и
густотой железнодорожных путей (отношение
протяженности железнодорожных путей
к площади территории);
· наличием федеральных, межрегиональных
и местных железных дорог;
· наличием кольцевых магистралей,
связывающих радиальные линии;
· наличием туристских железнодорожных
путей и отстойников для туристских поездов;
· качеством железнодорожного полотна,
наличием скоростных магистралей;
· пропускной способностью железных
дорог;
· уровнем подвижного состава, качеством
поездов дальнего следования, местных
электричек и туристских поездов;
· инфраструктурным обустройством
железных дорог: количеством железнодорожных
вокзалов и станций местного сообщения,
уровнем их сервисного обслуживания (наличием
гостиниц, залов ожидания, пунктов питания,
касс текущей и предварительной продажи
билетов, игротек, пунктов связи, обустройством
платформ навесами, переходами, скамьями,
туалетами).
Так же, как и в отношении автодорог, при
оценке железнодорожного обеспечения
требуется внести предложения по его реорганизации
применительно к туристскому обслуживанию.
При этом надо учитывать, что местные железнодорожные
линии пока еще остаются основным способом
передвижения местных рекреантов к местам
отдыха (дачам, маршрутам самодеятельного
туризма).
Авиационное сообщение оценивается по
следующим параметрам:
· количество международных, федеральных
и местных авиалиний;
· количество и качество аэропортов,
подготовленность их к международным
перевозкам, в том числе наличие взлетно-посадочных
полос, принимающих большие авиалайнеры
типа ИЛ-96 и “Боинг”;
· уровень технического оснащения
аэропортов;
· развитие малой авиации по обеспечению
местных авиалиний;
· участие вертолетов в обслуживании
туристов (перевозках туристов в туристские
учреждения, места начала туристских маршрутов,
расположенных в труднодоступных местностях,
облет интересных объектов показа);
· развитие туристского сервиса в
аэропортах (мест размещения, питания,
проведения досуга пассажиров, оказания
им медицинской помощи, пунктов междугородней
и международной связи).
Водное сообщение - морской и речной транспорт.
Для приморских регионов оценивается
развитие морского транспорта:
· существующие международные пассажирские
перевозки и туристские круизные линии;
· развитие туристских морских маршрутов
на малых судах вдоль побережья;
· класс приписанных к местному порту
пассажирских судов;
· техническое оснащение порта;
· инфраструктурное обустройство
главного морского порта и местных причалов
в курортных поселках.
Речной транспорт оценивается по следующим
параметрам:
· общая протяженность и плотность
судоходных водных путей (рек, озер, каналов,
водохранилищ);
· дифференцированная оценка водных
путей для крупных и маломерных туристских
судов;
· количество водных маршрутов для
пассажирских и туристских перевозок;
· техническое состояние сооружений
на внутренних водных путях (каналы, шлюзы,
причалы);
· состояние речного флота: класс
судов, уровень предоставляемых услуг;
· инфраструктурное обустройство
портов и речных причалов: залы ожидания,
места размещения, пункты питания, пункты
связи и досуговые центры.
Коммунальные
системы включают тепло-, водо и энергообеспечение
населенных пунктов,
курортных зон и поселков
и отдельных туристских предприятий.
К ним относятся также
Система
связи включает:
· почтово-телеграфную связь;
· телефонную связь, которая определяется
телефонной плотностью (количеством телефонов
на 100 семей) в среднем по регионам, в городах
и сельских населенных пунктах; обеспеченностью
междугородной и международной телефонной
связью населенных пунктов, гостиничных
и туристских комплексов; распространением
радиотелефонной связи с подвижными объектами,
сотовой системы связи с выходом на местную,
междугородную и международную телефонные
сети;
· аварийно-вызывную связь вдоль автомагистралей,
предназначенную для удовлетворения потребностей
населения и туристов в оперативной передаче
сообщений специальным службам (ГАИ, скорой
медицинской помощи, станциям технического
обслуживания) в экстренных случаях и
при необходимости для связи с абонентами
телефонной сети;
· телевизионное и радиовещание, кабельное
телевидение, что определяется количеством
передаваемых программ и зависит от развития
наземной передающей сети и сетей кабельного
телевидения;
· документальную связь - телексы,
телефаксы, персональные компьютеры с
модемами.
В предложениях по улучшению системы связи
для перспективного развития туризма
следует предусматривать мероприятия
поэтапного развития электрической связи
в регионе: увеличение плотности телефонов,
количество передаваемых ТВ программ
с ростом многопрограммного телевизионного
вещания. Для удовлетворения потребностей
туристов в услугах документальной электросвязи
следует разработать мероприятия по монтажу
абонентских установок АТ-телекс, телефакс,
персональных компьютеров с выходом в
современные информационные системы.
Торговля
и бытовое обслуживание включают различные
предприятия торговли (универмаги, специализированные
магазины, магазины товаров повседневного
спроса в небольших населенных пунктах,
торговые киоски, системы передвижных
автолавок и рынки) и сферы обслуживания
(парикмахерские, прачечные, химчистки,
мастерские по ремонту одежды, обуви, часов,
электроприборов, мебели, теле-, радио-,
видеоаппаратуры и пр.). Оценивается:
· количество предприятий торговли
и бытового обслуживания, складских помещений;
· торговые и технические площади
этих предприятий;
· состояние материально-технической
базы отрасли;
· соответствие технического оснащения
и уровня предоставляемых услуг международным
стандартам;
Система
общественного питания определяется
развитием пунктов питания в регионе:
ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро,
трактиров и др. При этом учитывается:
· общее количество пунктов питания;
· общее количество посадочных мест;
· равномерность размещения их по
территории региона;
· наличие пунктов питания вблизи
туристских центров и предприятий по автомобильным
и железнодорожным магистралям, в авиационных,
речных и морских портах, сельской местности,
расположенных на туристских маршрутах;
· техническое оснащение пунктов
питания;
· уровень предлагаемых услуг (разнообразие
блюд, приготовление традиционных блюд
местной кухни).
Места размещения туристов, относящиеся
к туристской инфраструктуре, включают
муниципальные и ведомственные гостиницы,
частные пансионы, постоялые дворы, деревенские
гостиницы.
При их оценке учитывается:
· общее количество предприятий гостеприимства
с общим числом мест;
· дифференцированная оценка предприятий
гостеприимства по классам с учетом количества
мест каждого класса и предоставляемых
услуг, степени технического оснащения;
· размещение предприятий гостеприимства
по территории региона, расположение их
вблизи туристских объектов и маршрутов;
· выделение территорий, где необходимо
строительство новых мест размещения
или реконструкция существующих гостиниц.