Территориальная организация хозяйства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:16, доклад

Описание работы

Под территориальной организацией общества понимается сочетание, совокупность взаимосвязанных и функционирующих территориальных систем, объединяемых системой управления для воспроизводства в соответствии с целями развития и на основе действующих экономических законов.
Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики.

Содержание

1.Понятие территориальной организации
2. Территориальная организация хозяйства страны
3.Состав единого народного хозяйственного комплекса
3.1. Топливно-энергетический комплекс
3.2. Металлургический комплекс
3.3. Химико-лесной комплекс
3.4.Транспортный комплекс
3.5.Агро- промышленный комплекс
4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 43.18 Кб (Скачать)

Согласно данным Госкомстата РФ в 2007 году добыто 491 млн  тонн нефти, что на 2,1 % больше, чем  в 2006 году (480 млн тонн), в результате темпы роста добычи нефти в  России превысили темпы роста  мирового спроса на нефть более чем  в полтора раза.

По данным статистического  агентства США в 2007 году потребление  переработанной нефти в России составило 28,9 % от добычи нефти — 2,8 млн баррелей в день. Чистый экспорт нефти и  нефтепродуктов составил 71,1 % от добычи нефти — 6,9 млн баррелей в день. 

3.2 Металлургический комплекс России

Металлургический  комплекс включает черную и цветную  металлургию, то есть совокупность связанных  между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - чёрных и цветных металлов и  их сплавов.

К чёрным металлам относят  железо, марганец, хром. Все остальные - цветные.

Черная  металлургия

Черная металлургия  охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных  материалов до выпуска проката с  изделиями дальнейшего передела.

Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (одна треть производимого  иетелла идет  в машиностроение), строительство (1/4 металла идет в  строительство). Кроме того продукция  черной металлургии имеет экспортное значение.

  В состав черной  металлургии входят  следующие основные  подотрасли:

- добыча и обогащение  рудного сырья для черной металлургии  (железных, марганцевых и хромитовых  руд);

- добыча и обогащение  нерудного сырья для черной  металлургии (флюсовых известняков,  огнеупорных глин и т.п.);

- производство черных  металлов (чугуна, стали, проката,  доменных ферросплавов, металлических  порошков черных металлов);

- производство стальных  и чугунных труб;

- коксохимическая  промышленность (производство кокса,  коксового газа и пр.);

- вторичная обработка  черных металлов (разделка лома  и отходов черных металлов).

Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие  чугун, сталь и прокат, относятся  к металлургическим предприятиям полного  цикла.

Предприятия без  выплавки чугуна относят к так  называемой передельной металлургии. “Малая металлургия” представляет собой  выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий  черной металлургии являются комбинаты.

В размещении черной металлургии полного цикла большую  роль играет сырье и топливо, особенно велика роль сочетаний железных руд  и коксующихся углей. Особенностью размещения отраслей является их территориальное  несовпадение, так как запасы железной руды сосредоточенны, в основном, в  европейской части, а топлива - преимущественно  в восточных районах России. Комбинаты  создают у сырьевых (Урал) или  топливных баз (Кузбасс), а иногда между ними (Череповец). При размещении учитывают также обеспечение  водой, электроэнергией, природным  газом. 

В России созданы  три металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская.

• Уральская металлургическая база использует собственную железную руду (главным образом Качканарских меторождений), а также привозную  руду Курской магнитной аномалии и отчасти - руду Кустанайских месторождений  Казахстана. Уголь привозится из Кузнецкого бассейна и Карагандинского (Казахстан). Крупнейшие заводы полного цикла  находятся в городах Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил и др.

• Центральная металлургическая база использует железные руди Курской  магнитной аномалии, Кольского полуострова  и металлолом Центральной России, а также привозной коксующийся  уголь из Печорского и Кузнецкого бассейнов, а отчасти - Донбасса (Украина). Крупные заводы полного цикла  представлены в городах Череповец, Липецк, Тула, Старый Оскол и др.

• Сибирская металлургическая база использует железные руды Горной Шории, Абаканского, Ангаро-Илимских месторождений  и коксующегося угля Кузбасса. Заводы полного цикла представлены Кузнецким  металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским  металлургическим заводом, расположенным  в городе Новокузнецке.

Цветная металлургия

Цветная металлургия  включает добычу, обогащение руд цветных  металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов.

Россия обладает мощной цветной металлургией, отличительная  черта которой - развитие на основе собственных ресурсов. По физическим свойствам и назначению цветные  металлы условно можно разделить  на тяжелые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и легкие (алюминий, титан, магний). На основании этого деления различают  металлургию легких металлов и металлургию  тяжелых металлов.

На территории России сформировано несколько основных баз  цветной металлургии. Различия их в  специализации объясняются несхожестью  географии легких металлов (алюминиевая, титано-магниевая промышленность) и  тяжелых металлов (медная, свинцово-цинковая, оловянная, никель-кобальтовая промышленности).

Размещение предприятий  цветной металлургии зависит  от многих экономических и природных  условий, особенно от сырьевого фактора. Заметную роль, помимо сырья, играет топливно-энергетический фактор.

Производство тяжелых  цветных металлов в связи с  небольшой потребностью в энергии  приурочено к районам добычи сырья  по запасам, добыче и обогащению медных руд, а также по выплавке меди ведущее  место в России занимает Уральский  экономический район, на территории которого выделяются Красноуральский, Кировоградский, Среднеуральский, Медногорский комбинаты.

Свинцово-цинковая промышленность в целом тяготеет к районам  распространения полиметаллических  руд. К таким месторождениям относяться Садонское (Северных Кавказ), Салаирское (Западная Сибирь), Нерченское (Восточная  Сибирь) и Дальнегорское (Дальний  Восток). Центром Никель-Кобальтовой  промышленности являются города: Норильск (Восточная Сибирь), Никель и Мончегорск (Северный экономический район).

Для получения легких металлов требуется большое количество энергии. Поэтому сосредоточение предприятий, выплавляющих легкие металлы, у источников дешевой энергии - важнейший принцип  их размещения.

Сырьем для производства алюминия являются бокситы Северо-Западного  района (город Бокситогорск), Урала (город Североуральск), нефелины Кольского  полуострова (город Кировск) и юга  Сибири (город Горячегорск). Из этого  алюминиевого сырья в районах  добычи выделяют окись алюминия - глинозем. Выплавка из него металлического алюминия требует много электроэнергии. Поэтому  алюминиевые заводы строят вблизи крупных  электростанций, преимущественно ГЭС (Братской, Красноярской и др.).

Титано-магниевая  промышленность размещается преимущественно  на Урале, как в районах добычи сырья (Березниковский магниевый завод, так и в районах дешевой  энергии (Усть-Каменогорский титано-магниевый  завод).

Заключительная стадия титано-магниевой металлургии - обработка  металлов и их сплавов - чаще всего  размещается в районах потребления  готовой продукции. 

3.3 Химико-лесной комплекс

В отрасли выделяют три крупных блока: горная химия (добыча апатитов и фосфоритов для  производства удобрений, поваренной и  калийной солей, серы), основная химия (выпуск удобрений, соды, серной кислоты), производство полимерных материалов.

Для основной химии  характерны максимальные объемы выпускаемой  продукции. Производство удобрений  в 1999 г. составило в общей сложности 11,5 млн т. Основные объемы приходятся на азотные удобрения (40 %). Предприятия размещаются у источников сырья. Заводы, работающие на коксе, расположены в угольных бассейнах, использующие коксовый газ — недалеко от металлургических заводов. Доля производства фосфорных удобрений составляет примерно 25 % общего объема. Предприятия уже в меньшей степени ориентированы на сырье (фосфориты и апатиты), за исключением тех случаев, когда месторождения располагаются в местах потребления, как, например, Воскресенск (Московская обл.), Кингисепп (Ленинградская обл.). В остальных случаях привозится сырье или с этих месторождений, или с месторождений апатитов в Мурманской области. Основные центры — Санкт-Петербург, Волхов, Уварове (Тамбовская обл.), Красноуральск, Череповец, Ба-лаково. По калийным удобрениям наша страна оказывается в лидерах, наряду с Канадой, Кубой и Белоруссией. Данное производство в России основано на уникальном Верхне-Камском месторождении калийных солей. В Соликамске и Березниках выпускается 100% калийных удобрений.

Производство серной кислоты использует в минимальной  степени самородную серу (месторождение  Алексеевское, Самарская обл.). В  большинстве случаев серную кислоту  получают или из серного колчедана, или при очистке нефти и  газового конденсата, а также в  качестве дополнительного продукта в цветной и черной металлургии  и при нефтепереработке. Чаще всего  производство серной кислоты связано  с заводами по производству фосфорных  удобрений. Содовая промышленность всегда ориентирована на месторождения  сырья, а именно районы залегания  поваренной соли.

Промышленность органического  синтеза включает в себя производство полимеров, синтетических смол и  пластмасс, синтетического каучука, химических волокон и нитей. Сейчас почти  всегда предприятия строятся вблизи потребителей, так как все отрасли  органической химии перешли на нефтегазовое сырье.

Производство синтетических  смол и пластмасс возникло в Центральном  районе (Москва, Владимир, Орехово-Зуево), затем уже в послевоенные годы появляются предприятия, ориентированные  на местные ресурсы газа и нефтепереработки, в Поволжье (Казань, Волгоград, Новокуйбышевск), на Урале (Екатеринбург, Уфа, Салават). В Западной Сибири используется или  коксовый газ (Кемерово), или сырье, переданное по трубопроводам (Тюмень, Новосибирск). Возникли производства в  Дзержинске (Нижегородская обл.) и  Санкт-Петербурге.

Синтетический каучук был изобретен в России в начале XX в. Именно здесь появилось первое промышленное производство на основе натуральных спиртов из картофеля  и зерна (Ярославль, Казань, Воронеж, Ефремов (Тульская обл.). Затем при  увеличении выпуска синтетического спирта в районах нефтепереработки туда переместилось и производство каучука (Тольятти, Нижнекамск, Волжский, Стерлитамак, Омск). Используется также  и древесный спирт (Красноярск).

Производство химических волокон и нитей концентрируется  вблизи потребителей — предприятий  текстильной промышленности, то есть в центре страны. Искусственные волокна  выпускают в Твери, Рязани, Санкт-Петербурге, Шуе, Красноярске, Клину, Серпухове, Энгельсе, Барнауле, синтетические — Курске, Саратове, Волжском, Клину, Серпухове, Энгельсе, Барнауле.

Лесной  комплекс

По запасам лесных ресурсов, и особенно хвойных пород, наша страна является мировым лидером. Но большинство годных к эксплуатации лесных массивов находится в северных районах с тяжелыми условиями  работ.

В состав лесного  комплекса входят следующие отрасли: заготовка древесины, механическая обработка, химическая переработка. Отдельно стоит целлюлозно-бумажная промышленность, применяющая как механическую обработку, так и химическую переработку.

Россия занимает ведущие места в мире по заготовке  древесины и производству пиломатериалов, но пока что отстает по коэффициенту эффективности использования древесного сырья. В основном все крупные  предприятия первичной обработки  древесины расположены на пересечении  железных дорог и лесосплавных путей, в низовьях крупных сплавных рек, на лесовозных железных дорогах (Архангельск, Сыктывкар).

Целлюлозно-бумажная промышленность ориентируется на крупные  районы лесозаготовок, а затем уже  на источники воды. Поэтому главные  центры производства бумаги сосредоточены  в Северном и Северо-Западном (Кондопога, Сегежа, Светогорск), Волго-Вятском (Балахна, Коряжма), Уральском (Соликамск, Краснокамск, Пермь) районах. 

3.4 Транспортный комплекс

Транспорт - особая сфера  материального пр-ва и самостоятельная  отрасль народного хоз-ва. С его  помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри эк-ких районов и между  ними, формируются межгосударствен­ные  связи. Транспорт - необходимое условие  и материальная основа территориального разделения труда. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение пр-ва. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета  которых нельзя обеспечить эффективное  размещение пр-ва. Транспортные затраты  увеличивают стоимость продукции. Основные виды транспорта – ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и  трубопроводный, они образуют единую транспортную систему РФ. Уровень  развития транспортной системы различается  по районам. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, ж/д и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров –  ж/д и автомобильный. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европейского Севера), Южный, Приволжский федеральные  округа, наименее развитой  Дальневосточный  и Сибирский.

Главная роль принадлежит  ж/д транспорту - он основное звено  транспортной системы России - обеспечивает 3/5 грузооборота и 2/5 пассажирооборота. Ж/д транспорт характеризуется  относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. Основными грузами ж/д являются: уголь, кокс, нефть, и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, с/х грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция  машиностроения. Ж/д транспорт отличается регулярностью движения во все времена  года, большой скоростью, способностью осваивать мас­совые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако, учитывая большие кап вложения, затрачиваемые  на постройку ж/дорог, его использование  наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. По протяженности ж/дорог  общего пользования Россия занимает 3 место в мире, уступая США  и Канаде, и на ее долю приходится 7% всех ж/дорог мира. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог  сосредоточена в европейской  части страны. Размещен ж/д транспорт  неравномерно. Размещение складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. В центральных районах образовалась радиально-кольцевая система транспортной сети. От Москвы ж/дороги лучеобразно расходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке ж/д сеть менее развита. В восточных районах основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии: Южно-Сибирская и Средне-Сибирская. В Западной Сибири железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой соединила нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.

Информация о работе Территориальная организация хозяйства Российской Федерации