Свободные экономические зоны

Автор: Мария Журина, 04 Сентября 2010 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.

Содержание

Введение
1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты СЭЗ
2. Классификация СЭЗ
3. Требования по размещению СЭЗ
4. Исторический аспект формирования СЭЗ
5. Типы СЭЗ, организуемых в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая свободная эконом зона.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

5. Типы СЭЗ, организуемых в России

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

• комплексные  зоны производственного характера;

• внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

• функциональные, или отраслевые (технологические  парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые  зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево")4, свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта)5.

Отраслевые  зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера  относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо - курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды"6.

На выбор  типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные  факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо- рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории, наиболее благоприятные для размещения  СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос  о свободных экономических зонах  в России до сих пор решался  недостаточно последовательно, при  отсутствии конструктивной концептуальной  основы и достаточной правовой  базы. Основной чертой этого процесса  была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.

Список  использованной литературы

Нормативно  правовые акты

1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства"

2. Постановление  ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании  зон свободного предпринимательства" .

3. Постановление  ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании  в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".

4. Положение  о свободной экономической зоне  в районе г. Находки Приморского  края. Утверждено постановлением  СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.

5. Положение  о свободной экономической зоне  в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.

6. Закон  РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных  инвестициях в РСФСР".

7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".

8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

9. Указ  Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О  создании зоны свободной торговли "Шереметьево".

10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".

12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".

14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".

15. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N2117 "О Калининградской области".

16. Конституция Российской Федерации, 1993г.

17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".

18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"

Научная литература

1.  Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсанта, 2003, N 10, с.46-47.

 2.  Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 2005, N 3, с.48-50.

    3.   Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17

    4.   Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 2007, N 3, с.44-46.

    5. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 2000, N 7,с.38-39

    6. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 2006, Ш. с.34-44. 

Приложение 1. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот

Виды  свободных

зон

Размеры

(кв. км)

Наличие таможенной границы Базовые

льготы

Основные регионы /страны распространения
Зоны  свободной

торговли

до 3-5 обязательно таможенные Крупные транспортные

узлы  в развивающихся

и развитых странах

Промышленно-

производствен-

ные:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
а) точечные до 1-2 отсутствует таможенные Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины,

Карибский бассейн

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
б) промпарки 0,1-0,5 не обязательно таможенные ЮВА, Мексика
 
 
1-20  
 
 
 
 
 
Торгово-

производствен-

ные

1-4 обязательно таможенные США
Зоны  малого

бизнеса

0,01-3 отсутствует финансовые,

налоговые

Индия, Ближний  Восток, Аргентина, Франция
Технико-

внедренческие

(научно-

производствен

ные)

2-20 
не обязательно налоговые НИС Юго-Восточной

Азии

Оффшорные финансовые центры 0,05-0,1 отсутствует налоговые Карибский бассейн,

Гонконг, Сингапур

Комплексные:  
 
 
 
 
 
 
 
а) специальные 16-330 обязательно таможенные, КНР
экономические  
 
 
 
налоговые,  
 
 
 
 
 
 
 
финансовые  
 
б)территории 2 200 000

(льготируется

до 10000)

обязательно

для части  зоны

таможенные,

налоговые,

финансовые

Бразилия ("Манаус"),
особого режима

типа  зоны "Ма-

наус"

Аргентина ("Огненная

земля")

 
 
 
 
 
 
 
 
в) особые экономические зоны 
 
в пределах

адм.-территориальных

образований

(город,район)

Обязательно для отдельных локальных зон,

Находящихся на территории особой зоны

налоговые,

таможенные,

финансовые 

Россия (Калининградская  обл., проекты для

других  территорий)

 
 
 
 

Информация о работе Свободные экономические зоны