Структура туристических поездок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:31, реферат

Описание работы

Туризм (от tour – прогулка, поездка) – одна из самых динамичных отраслей мировой экономики, принадлежащая сфере услуг. Туризм является основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников.

Работа содержит 1 файл

Туризм.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

     Туризм (от tour – прогулка, поездка) – одна из самых динамичных отраслей мировой экономики, принадлежащая сфере услуг. Туризм является основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места, с другой, привели к росту числа путешественников, как во внутреннем, так и в международном туризме. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и

    Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в.

степень влияния международного туризма  в мире можно оценить по показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек, в 2000 г. количество международных прибытий составило 698 млн. человек.

    По  данным ВТО вклад туризма в  мировую экономику (ВВП) оценивается  в 3,5 трлн. Долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек

Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных  инвестиций и приносят в казну  государств в виде налоговых поступлений 302 мдрд. долл.

                                                                                                                Таблица 1

Показатель      1995 г.      2000 г.      2005 г.      2010 г.
Турпоездки, млн.      535      698      782      964
Ночевки, млн.      4571      5518      6903      8654
Расходы на туризм, млрд. долл. США       393      516      686      922

    Источник: ВТО ( Всемирная Туристическая Организация)

Растущий  уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту  продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения.

Важнейшими  условиями развития туризма являются рекреационные ресурсы — аттрактивные ландшафты и климат, памятники  истории и культуры, а также  условия сервиса и обслуживания.

Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основной экономики.

    В практике туристской деятельности различают  страны поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым – Франция, США, Испания, Италия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и дох оды от них выросли во всех регионах мира. 
 
 
 
 
 
 

          Страны-лидеры по числу туристических прибытий, 2007 г.

Суммарные вложения в сферу туризма в 2007 году, по данным WTTC, составляет 7,06 млрд. долл. (9,5% инвестиций в экономику  всех стран мира), а спрос на туристические  услуги достигает 7 трлн. долл., при этом через десять лет эта сумма удвоится и составит 13,2 трлн. долл.

В 2007 году темпы роста международного туризма  составляют 3,9% в год. Евросоюз «заработал» 2,5 млрд. долларов. Северная Америка  – 2 млрд. долл., а Северо-Восточная  Азия – 1,2 млрд. долл.

Количество  экономически активного населения, занятого в туристической индустрии, достигает 231 млн. человек. Лидером по количеству занятого населения стала Северная Азия - 83 млн. человек. С большим отставанием от лидера далее следуют Южная Африка - 31 млн. и Евросоюз - 26 млн. человек.

Рейтинг WTTC составляется на основе доли доходов  от туризма в ВВП страны. При  этом учитывается как прямой, так  и косвенный вклад. Под «прямым» вкладом подразумевают традиционную туристическую инфраструктуру: отели, апартаменты, авиакомпании и ж/д перевозки, службы проката автомобилей и т.д., а под «косвенным» – внутренние экономические агенты и поставщики, развивающие традиционный туристический сектор, и импорт.

Страны–лидеры  туристической отрасли.                                       Таблица 2

Страны Доля  от ВВП, % Доход от туризма,

 млн.  дол.

Рост дохода от туризма, % Доля рынка,%
1 Макао 89.4 17 256 10.6 0.2
2 Антигуа и Барбуда 75.8 868 2.2 0.0
3 Ангилья 71,1 159 2.9 0.0
4 Аруба 70.1 2 355 2.1 0.0
5 Мальдивы 61.2 731 4.7 0.0
6 Сейшельские острова 54.5 471 1.0 0.0
7 Багамские острова 53.6 4 434 2.6 0.1
8 Гваделупа 47.3 1 782 2.1 0.0
9 Сент-Люсия  и Гренадины 46.0 635 3.4 0.0
10 Барбадос 43.4 1 932 4.0 0.0

Первое  место в рейтинге удерживает лидер прошлого года, бывшая португальская колония – Макао. В 2007 году ее ожидаемый доход от туризма составляет 89.4% от ВВП или 17,2 млн. долл. Доля активного населения, занятого в индустрии составляет 95%.

На втором месте - Антигуа и Барбуда: вклад  от туризма в ВВП страны составит 75.8%. На третьем месте - Ангилья (71.1%), на четвертой строчке - Аруба (70.1%), а на пятой – Мальдивы (61,2%). Далее следуют Сейшельские острова, Багамские острова, Гваделупа, Сент-Люсия и Гренадины и замыкает десятку лидеров Барбадос.

Несмотря  на то, что пока Россия занимает 138 место (по доли турбизнеса в ВВП), в ближайшие 10 лет этот сектор переживет бум  инвестиций, войдя в десятку мировых  лидеров: доход от туризма в 2007 году составляет 111 млрд. долл. или 6,7% от ВВП страны.  

Государственное регулирование

    Очень много зависит от политики государства  по поддержке туриндустрии. Страны развивают туризм по-разному. Шотландия и Канада активно привлекают к работе в турсекторе мигрантов. Ирландия пытается выполнить недостаток кадров запустив специальную образовательную программу. Турция, Великобритания и Канада включили в число приоритетов инфраструктуры для туристов, а Дания – работу над улучшением бренда страны.

    Понимая, что даже популярные туристические  направления могут утратить привлекательность, если имидж не поддерживать, многие страны, включая Швейцарию и Норвегию, уделяют большое внимание развитию инновационных продуктов (экологический туризм и т.д.)

    В Норвегии создают особые туристические  зоны, действующие круглый год (зимой  они ориентированы на горный туризм). Япония и Мексика занимаются популяризацией культурно-исторического наследия, а Новая Зеландия делает ставку на экологию и природные ресурсы. В Швеции, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли, совершенствуют систему сбора данных, аналитики и опросов туристов.

    Создаются туристические зоны и в России. Но особенное влияние на популярность страны у иностранных туристов должно оказать проведение сочинской Олимпиады.

    Межпарламентская  конференция по туризму, проведенная в Гааге в апреле 1989 г. Приняла Гаагскую декларацию по туризму. Один из принципов данной декларации гласит: «туризм должен планироваться государственными властями, а также туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. Ввиду того, что туризм имеет в национальной жизни по меньшей мере такое же промышленное значение как и другие виды экономической и социальной деятельности, и поскольку роль туризма будет вырастать по мере научного и технического прогресса и увеличения количества свободного времени, представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические секторы».

    Предполагается  необходимым государственное регулирование  в глобальном порядке осуществлять по двум основным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение и т.д.).

        Таким образом, государственное  регулирование в сфере туризма  может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики. Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного сектора обязательны.

Конкретные  задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию:

  • Принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подгатовка и принятие плана такого развития;
  • Создание условий для решения проблем социального туризма
  • Обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
  • Обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Государство, признавая туризм одной из приоритетных отраслей экономики, руководствуется следующими принципами:

  • Содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • Определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;
  • Формирует о стране как место деятельности, благоприятной для туризма;
  • Осуществляет поддержку и защиту туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Информация о работе Структура туристических поездок