Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:31, реферат
Туризм (от tour – прогулка, поездка) – одна из самых динамичных отраслей мировой экономики, принадлежащая сфере услуг. Туризм является основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников.
Туризм (от tour – прогулка, поездка) – одна из самых динамичных отраслей мировой экономики, принадлежащая сфере услуг. Туризм является основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места, с другой, привели к росту числа путешественников, как во внутреннем, так и в международном туризме. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и
Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в.
степень влияния международного туризма в мире можно оценить по показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек, в 2000 г. количество международных прибытий составило 698 млн. человек.
По данным ВТО вклад туризма в мировую экономику (ВВП) оценивается в 3,5 трлн. Долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек
Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 мдрд. долл.
Показатель | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. |
Турпоездки, млн. | 535 | 698 | 782 | 964 |
Ночевки, млн. | 4571 | 5518 | 6903 | 8654 |
Расходы на туризм, млрд. долл. США | 393 | 516 | 686 | 922 |
Источник:
ВТО ( Всемирная Туристическая
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения.
Важнейшими
условиями развития туризма являются
рекреационные ресурсы —
Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основной экономики.
В
практике туристской деятельности различают
страны поставщики туристов (направляющие
страны) и страны, как правило, принимающие
туристов. К первым могут быть отнесены:
США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и
др. Ко вторым – Франция, США, Испания,
Италия и др. Статистика ВТО показывает,
что за последнее время международные
путешествия и дох
оды от них выросли во всех регионах мира.
Страны-лидеры по числу туристических прибытий, 2007 г.
Суммарные вложения в сферу туризма в 2007 году, по данным WTTC, составляет 7,06 млрд. долл. (9,5% инвестиций в экономику всех стран мира), а спрос на туристические услуги достигает 7 трлн. долл., при этом через десять лет эта сумма удвоится и составит 13,2 трлн. долл.
В 2007 году темпы роста международного туризма составляют 3,9% в год. Евросоюз «заработал» 2,5 млрд. долларов. Северная Америка – 2 млрд. долл., а Северо-Восточная Азия – 1,2 млрд. долл.
Количество экономически активного населения, занятого в туристической индустрии, достигает 231 млн. человек. Лидером по количеству занятого населения стала Северная Азия - 83 млн. человек. С большим отставанием от лидера далее следуют Южная Африка - 31 млн. и Евросоюз - 26 млн. человек.
Рейтинг
WTTC составляется на основе доли доходов
от туризма в ВВП страны. При
этом учитывается как прямой, так
и косвенный вклад. Под «прямым»
вкладом подразумевают
Страны–лидеры
туристической отрасли.
№ | Страны | Доля от ВВП, % | Доход от туризма,
млн. дол. |
Рост дохода от туризма, % | Доля рынка,% | |
1 | Макао | 89.4 | 17 256 | 10.6 | 0.2 | |
2 | Антигуа и Барбуда | 75.8 | 868 | 2.2 | 0.0 | |
3 | Ангилья | 71,1 | 159 | 2.9 | 0.0 | |
4 | Аруба | 70.1 | 2 355 | 2.1 | 0.0 | |
5 | Мальдивы | 61.2 | 731 | 4.7 | 0.0 | |
6 | Сейшельские острова | 54.5 | 471 | 1.0 | 0.0 | |
7 | Багамские острова | 53.6 | 4 434 | 2.6 | 0.1 | |
8 | Гваделупа | 47.3 | 1 782 | 2.1 | 0.0 | |
9 | Сент-Люсия и Гренадины | 46.0 | 635 | 3.4 | 0.0 | |
10 | Барбадос | 43.4 | 1 932 | 4.0 | 0.0 |
Первое место в рейтинге удерживает лидер прошлого года, бывшая португальская колония – Макао. В 2007 году ее ожидаемый доход от туризма составляет 89.4% от ВВП или 17,2 млн. долл. Доля активного населения, занятого в индустрии составляет 95%.
На втором месте - Антигуа и Барбуда: вклад от туризма в ВВП страны составит 75.8%. На третьем месте - Ангилья (71.1%), на четвертой строчке - Аруба (70.1%), а на пятой – Мальдивы (61,2%). Далее следуют Сейшельские острова, Багамские острова, Гваделупа, Сент-Люсия и Гренадины и замыкает десятку лидеров Барбадос.
Несмотря
на то, что пока Россия занимает 138 место
(по доли турбизнеса в ВВП), в ближайшие
10 лет этот сектор переживет бум
инвестиций, войдя в десятку мировых
лидеров: доход от туризма в 2007 году
составляет 111 млрд. долл. или 6,7% от ВВП
страны.
Государственное регулирование
Очень много зависит от политики государства по поддержке туриндустрии. Страны развивают туризм по-разному. Шотландия и Канада активно привлекают к работе в турсекторе мигрантов. Ирландия пытается выполнить недостаток кадров запустив специальную образовательную программу. Турция, Великобритания и Канада включили в число приоритетов инфраструктуры для туристов, а Дания – работу над улучшением бренда страны.
Понимая, что даже популярные туристические направления могут утратить привлекательность, если имидж не поддерживать, многие страны, включая Швейцарию и Норвегию, уделяют большое внимание развитию инновационных продуктов (экологический туризм и т.д.)
В
Норвегии создают особые туристические
зоны, действующие круглый год (зимой
они ориентированы на горный туризм).
Япония и Мексика занимаются популяризацией
культурно-исторического
Создаются туристические зоны и в России. Но особенное влияние на популярность страны у иностранных туристов должно оказать проведение сочинской Олимпиады.
Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге в апреле 1989 г. Приняла Гаагскую декларацию по туризму. Один из принципов данной декларации гласит: «туризм должен планироваться государственными властями, а также туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. Ввиду того, что туризм имеет в национальной жизни по меньшей мере такое же промышленное значение как и другие виды экономической и социальной деятельности, и поскольку роль туризма будет вырастать по мере научного и технического прогресса и увеличения количества свободного времени, представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические секторы».
Предполагается
необходимым государственное
Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение и т.д.).
Таким образом,
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию:
Государство, признавая туризм одной из приоритетных отраслей экономики, руководствуется следующими принципами: