Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:45, реферат
На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства
На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.
В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек
Быстрое усиление финансово-экономических
позиций туристской отрасли привело
к тому, что во многих странах
мира туризм стал существенным фактором
регионального развития. Органы территориального
управления различных иерархических уровней, от графств и районов до
федеральных властей, заботятся о развитии
туризма и местностей, обладающих ценными
рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается
как катализатор региональной экономики,
позволяющий задействовать не только
весь комплекс рекреационных ресурсов,
но и наиболее эффективным образом использовать
совокупный производственный и социально-культурный
потенциал территории при
сохранении экологического и ку
Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.
Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.
Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия)
С экономической точки
зрения привлекательность туризма
как составной части услуг — в
более быстрой окупаемости вложенных
средств и получении дохода в свободно
конвертируемой валюте. Туристский бизнес
стимулирует развитие других отраслей
хозяйства: строительства, торг
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.
Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.
Задача развития туризма
требует решения множества
В послевоенный период международный туризм начал бурно развиваться во всем мире
Особую роль в этом
сыграли: рост численности населения
в индустриальных странах, увеличение
оплачиваемых отпусков и повышение
доходов населения. В ответ на
возросший спрос на туризм и отдых
предложения развивались в
За весь рассматриваемый
период международный туризм показал
себя здоровым и надежным видом экономики
вопреки многим отрицательным факторам,
таким, как политическая и экономическая
нестабильность во многих частях мира,
усиление терроризма и т.д. Как правило,
во время экономического спада спрос или
оставался неизменным, или вскоре после
"выздоровления" экономики возвращался
на прежний уровень. Однако этот глобальный
процесс не распространялся равномерно
между всеми туристскими центрами. Многие
из них исчезли из-за того, что становились
немодными или не могли обеспечивать достаточную
безопасность туристам.
Начало 80-х годов ознаменовалось
спадом в мировой экономике, который стал
причиной сокращения международных путешествий
вплоть до 1984 г. Этот и следующий - 1985 г.
стали рекордно удачными для европейских
туристских центров. Однако авария на
Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также
террористические акты ливийских экстремистов,
ослабление американского доллара по
сравнению с валютами других стран привели
к сокращению туристских потоков в мире.
Во второй половине
80-х годов положение нормализовалось.
В этот период некоторые страны Тихоокеанского
бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд
и Китай), а также страны Европы (Португалия
и Турция) испытали бурный рост, а другие,
наоборот, -спад, например некогда процветавший
и славившийся своей индустрией туризма
Ливан.
Девяностые годы также
начались неблагоприятно для развития
международного туризма. В этом главную
роль сыграла война в Ираке, названная
"Буря в пустыне". Вскоре после начала
войны были прекращены путешествия в этот
регион, а также на восточное Средиземноморье
и в Северную Африку, тем самым замедлив
темпы роста международного туризма. Последующий
экономический спад, охвативший многие
индустриальные страны, еще больше усугубил
положение.
Статистика ВТО показывает,
что за 20 лет число прибытий международных
туристов почти утроилось -со 160 млн в 1970
г. до 460 млн в 1990 г. Однако в 1991 г. международный
туризм потерпел значительную неудачу
и рост прибытий составил всего 1,5%. Очередной
подъем наблюдался в следующем - 1992 г.,
когда рост составил 8%. При этом общее
число прибытий туристов в 1992 г. увеличилось
до 504 млн человек, в 1993 г. - до 518 млн, а в
1994 г. -до 546 млн.
Информация о работе Статистика и динамика развития мирового туризма