Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:44, курсовая работа
Объект исследования – спортивная жизнь города Хабаровска.
Целью работы является разработка экскурсии по набережной стадиона имени Ленина.
Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрена сущность, тематика и содержание экскурсий, во второй главе разработана тематическая экскурсия по набережной стадиона имени Ленина. Предложены методические приемы показа и рассказа экскурсионных объектов.
Введение 5
1 Сущность, тематика, содержание экскурсий 7
1.1 Сущность экскурсии 7
1.2 Тематика и содержание экскурсии 12
2 Разработка экскурсии на тему: «Спортивный Хабаровск» 15
2.1 Контрольный текст 15
2.2 Индивидуальный текст 31
Заключение 42
Список использованных источников 43
Схема маршрута 44
Методическая разработка 45
Федеральное
агентство по образованию
РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тихоокеанский
государственный университет
Кафедра
«Социально-культурный сервис и туризм»
Курсовая
работа по дисциплине «Экскурсионная
и выставочная работа»
КР.
Выполнили: студенты группы СКС-
Руководитель работы:
Хабаровск 2010
Курсовая работа содержит 55 страниц пояснительной записки формата А4, включающих 7 приложений формата А4, 10 литературных источников.
ЭКСКУРСИЯ, ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСАНТ, ЭКСКУРСОВОД, СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ, СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ, ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИИ, ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО.
Объект исследования – спортивная жизнь города Хабаровска.
Целью работы является разработка экскурсии по набережной стадиона имени Ленина.
Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрена сущность, тематика и содержание экскурсий, во второй главе разработана тематическая экскурсия по набережной стадиона имени Ленина. Предложены методические приемы показа и рассказа экскурсионных объектов.
Данная
курсовая работа может быть применена
как рекомендации в инфраструктуре
города Хабаровска.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сущность, тематика,
содержание экскурсий
1.1 Сущность экскурсии
1.2 Тематика и содержание
экскурсии
2 Разработка экскурсии
на тему: «Спортивный Хабаровск»
2.1 Контрольный
текст
2.2 Индивидуальный
текст
Заключение
Список использованных
источников
Схема маршрута
Методическая
разработка
«Портфель экскурсовода»
Приложение А
-
Приложение Б
-
Приложение В
-
Приложение
Г -
Приложение Д
-
Приложение
Е -
Приложение
Ж -
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продуктов.
Сегодня экскурсионное дело – это самостоятельная отрасль культурно–просветительской работы. Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно. Но ясно одно – экскурсии заняли важное место в жизни миллионов людей.
Объект исследования – набережная стадиона имени Ленина.
Целью работы является разработка тематической экскурсии по набережной стадиона имени Ленина.
Реализация данной цели осуществляется с помощью решения следующих задач:
- изучить существующие методы подготовки и проведения экскурсий;
-
предложить рекомендации по
Методы и средства решения поставленных задач:
-
анализ учебной литературы в
области экскурсоведения и
- анализ данных периодических печатей;
- анализ практической литературы;
- анализ архивных документов;
- анализ статистических данных.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанная экскурсия может быть востребована в практической деятельности туристических фирм, специализирующихся на организации и проведении экскурсий.
1 СУЩНОСТЬ, ТЕМАТИКА,
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ
1.1 СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в.и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями(тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены так: экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов, помогая им увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно - исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об это говорил известный теоретик, критик и педагог А.В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку – значит составить представление о каком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии – это вывод экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находится писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а так же убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.
Подробное пояснение термину «экскурсии» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительской, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция – построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет
– событие или несколько
Фабула – цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.