Спортивно-оздоровительный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В 60-70 годы вся страна ходила по азимуту, карабкалась на вершины гор, сплавлялась по рекам и глотала «дымный чай» под песни Визбора, Городницкого и Окуджавы. У каждого уважающего себя кандидата наук в «красном углу» висела штормовка, почти у каждого доктора- рюкзак. Для 15 млн. граждан туризм стал, нет, не образом жизни- самой жизнью, в которой слова «база», «лавина», «маршрут» были понятны и привычны. Под перебор гитары выросло не одно поколени , которыми в любой стране принято гордиться.

Содержание

Введение ______________________________________________ 3
I.Понятие и сущность
спортивно-оздоровительного
туризма. _______________________________________________ 6

II.Проблемы спортивно-оздоровительного
туризма, пути решения этих проблем. ______________________ 10

III.Перспективы развития спортивно-оздоровительного
туризма на современном этапе. ___________________________ 20
Заключение. ___________________________________________ 23
Список литературы. _____________________________________ 26

Работа содержит 1 файл

курсак 2 курс.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

Проблема 2: Почти полное отсутствие пропаганды здорового образа жизни среди населения.

Падение современного уровня вовлечения граждан в занятие спортивным туризмом в значительной степени  обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; не эффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий СОТ и свертывании форм активного отдыха в учреждениях рекреаций.

Пути решения проблемы:

-Создать постоянно действующую информационно-пропагандистскую и просветительно-образовательную системы, направленных на вовлечение граждан страны в СОТ на всех этапах жизнедеятельности человека.

-Поощрять и развивать социальную и коммерческую рекламу, в которой целенаправленно или нет использованы примеры активного отдыха.

-Обязать руководителей организовать пропаганду здорового образа жизни на вверенных им предприятиях, а так же создание условий для проведения культурно – спортивных мероприятий во вне рабочее время.

 -Опираясь на опыт, полученный в эпоху «развитого социализма», необходимо создавать больше героически-приключенческих фильмов для детско-юношеского просмотра, тем самым стимулируя в формирующихся умах образы и идеалы, достойные подражания, путешественников и героев.

 

 

 Проблема 3: Слабое информационное обеспечение уже созданных или находящихся в развитии туристических ресурсов.

 Доступная информация в области  СОТ, должна являться основой  безопасности для  потребителей туристического продукта, а также работать в качестве рекламы, привлекая больше граждан в занятие самостоятельным туризмом. Развитие СОТ немыслимо без создания современной информационной системы оценки состояния его развития, а также состояния развития инфраструктуры спортивного туризма и создания открытого информационного поля СОТ, включая сведения о закрытых территориях, единой системе пошлин на посещение охраняемых зон. Только тогда создадутся условия для качественной работы государственной статистики в этой сфере деятельности человека. Полноценность этого блока будет также обеспечиваться разработкой, изданием и доведением до каждого туриста учебно-методической и иной литературы по СОТ, журналов, газет и альманахов; крупномасштабных карт и схем и специальных страниц в системе Интернет, отражающих динамику развития СОТ.

Решение проблемы:

-Создать информационные базы, которые будут способствовать развитию СОТ в отдельно взятых районах и областях (интернет, пресса и.т.д.)

-Необходима инвентаризация всех  находящихся на территории Российской Федерации предприятий гостинично - туристического комплекса и создания по этим данным единого каталога.

-Создать туристические офисы,  ориентированные на самостоятельный  туризм, в районах пользующихся особенным вниманием у туристов.

  Рассмотрим пример Германии, опыт которой мы со временем сможем использовать: в Германии в каждом районном центре, не говоря уже о городах, есть туристический офис. Это маркетинговая организация, которая заботится о том, чтобы привлекать туристов к себе в город, деревню, село. Здесь можно приобрести карту города, получить различную информацию о культурной жизни, составить с помощью специалистов прогулочный маршрут. Если это большой город, здесь можно заказать билеты в театр, получить подробную киноафишу и приобрести особую карточку туриста- Welcome Card, чтобы пользоваться общественным транспортом и со скидкой покупать билеты в музей. Информационные пути отлажены до совершенства: интернет, местная пресса. Издаётся, например журнал «Откройте для себя Германию на велосипеде», где прописаны тысячи маршрутов. То есть если вы собрались с друзьями или семьёй в такую поездку, то можно присоединиться к уже сформированной группе, или по индивидуальному маршруту, который специально для вас разработают, а при необходимости снабдят вас инструктором[12].

 

 Проблема 4: Проблема «выживаемости» в условиях рыночной экономики.

 Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался самой захудалой собственностью профсоюзов, то после ее приватизации административно-хозяйственным аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы). Как я уже говорил выше - материально-технической базой функционирования СОТ является туристское снаряжение, технические и иные средства передвижения, туристские полигоны, приюты, турбазы, станции юных туристов и туристские клубы. Если обратить внимание на сегодняшние высокие цены на экипировку и снаряжение (даже самое простое), то можно сделать вывод о том, что эти ресурсы доступны далеко не всем желающим заняться спортивно-оздоровительным туризмом, а это значит то, что не о какой массовости не может быть и речи. Предприятия на балансе которых находились туристические базы, клубы, полигоны и приюты поспешили, в большинстве своём, от них избавиться (яркий пример этому завод БрАЗ г.Братск), так как они не несли в себе никакой коммерческой выгоды. За последние годы возросли цены на услуги транспорта- все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.

 Решение проблемы:

-Государству необходимо обратить внимание на то, куда и как были переданы основные фонды предприятий, созданные предыдущими поколениями, с целью развития туристического движения.

-Учитывая полное отсутствие у СОТ движения материальной базы, ориентированной на спортивный туризм и расположенной в местах проведения спортмероприятий, наиболее важной задачей для Госкомспорта России и Федерации спортивного туризма является создание спортивно-оздоровительных центров в природной среде и координация их деятельности.

 

 В настоящее время в ряде регионов России (Алтай, Зап. Кавказ, Центр России, Байкал, Камчатка и др.) начинается создание спортивных туристских центов, напоминающих альплагеря. Основная направленность центров состоит в проведении соревнований, подготовке кадров, размещении детских лагерей, а также в целях проведения деловых встреч, спортивных туров и отдыха в наиболее интересных информативных природных зонах России[19].

-Производители и продавцы  снаряжения и экипировки, всегда будут преследовать цель получения прибыли, поэтому государству либо местной власти нужно предусмотреть в бюджете статьи для компенсации расходов на покупку снаряжения и экипировки, хотя бы для граждан имеющих не большой доход.

-Снижение цен на  авто, авиа, железнодорожный транспорт  (для туристических групп внутри  страны), позволит большему количеству желающих заниматься СОТ.

-Туристические клубы  должны и сами зарабатывать часть денег на своё развитие. Для примера можно рассмотреть коммерческую деятельность туристического клуба «Глобус» г.Москва. Вот небольшой перечень проектов, которые реализует сам «Глобус»: туристско-психологические тренинги «Сплочение» для школ, организаций и предприятий, празднично-развлекательные (анимационные) программы в лесопарках и спортивных залах, экологические программы, окружные и районные тур. слеты и соревнования для школьников и студентов, экстрим-шоу для организаций, фирм и частных школ, все виды промышленного альпинизма[7].

-Заинтересовать предприятия  и коммерческие организации в  целесообразности вложения средств  в развитие спортивно-оздоровительного  туризма. Становясь спонсорами  тур.клубов,  предприятия получают дополнительную рекламу и возможность использовать дополнительные ресурсы для отдыха и физического развития своих рабочих и служащих. В качестве примера можно опять же привести опыт Германии (аналогичный опыт уже широко используется и в России): Спонсорами становятся не только крупные производители, но и небольшие фирмы и частные производства (пивоварни, ресторанчики и.т.п.). Например, едешь в деревне мимо великолепного теннисного корта и видишь, что его стены украшает реклама местной пивоварни. Вот вам и спонсор[12].

 

Проблема 5: Проблема прозрачности единого туристического пространства.

Одной из главных, болезненных  проблем для России и других стран  содружества является проблема прозрачности единого туристского пространства. Постоянные не унифицированные запреты, ограничения, всевозможные налоги и взносы создают большие трудности при передвижении туристских групп по маршруту. Подобные сбои и трения туристской системы в значительной степени сокращают туристский поток.

Решение проблемы:

-Эти вопросы разрешимы  только законодательным путём  и проведением международных массовых мероприятий по СОТ.

 

Для решения этих и  других вопросов Государственный комитет  Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму образовал  Совет по спортивному и оздоровительному туризму. Отныне это движение получает централизованную поддержку со стороны государства благодаря соединению в рамках Совета также и общественных организаций - таких, как Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), Туристско-спортивный союз России (ТССР), Российская международная академия туризма, и другие. Аналогичные общественные советы по СОТ необходимо создавать при территориальных органах власти. Таким образом, складывается целостная система общественно-государственного регулирования этой сферы, в том числе с участием региональных структур Госкомспорта России. Иными словами, это собранная воедино система поддержки самодеятельных усилий, организаций и отдельных энтузиастов спортивно-оздоровительного туризма.

 

Главная задача созданного Совета заключается в том, чтобы  придать спортивно-оздоровительному туризму импульс поступательного движения вперед. Среди основных направлений работы Совета - формирование современного нормативно-правового механизма регулирования данной системы, создание для нее действенной финансово-механической базы, подготовка проекта закона РФ “О создании единого туристского спортивно-оздоровительного пространства в Российской Федерации”, активизация региональных государственных, общественных и предпринимательских организаций по формированию туристских потоков, спортивных команд и самодеятельных клубов, обсуждение инновационных проектов и их экспертиза, защита интересов участников спортивного и оздоровительного туризма на всех уровнях государственной власти и за рубежом[19].

 

 

Проблема 6: Обеспечение личной, коллективной, экологической безопасности.

По сравнению с временами  «развитого социализма» количество самостоятельных туристов уменьшилось  не только в силу причин указанных  выше. Проблема безопасности, возникшая из-за: разрушения нравственных устоев, недостатка квалифицированных специалистов в области СОТ, слабой инфраструктуры и организации туристических мест пребывания и маршрутов, оттолкнула людей от занятия СОТ . Если раньше в палаточный городок заглядывали местные жители- познакомиться, пообщаться, то теперь когда общество сильно расслоилось, появилось много озлобленных людей, туристов не очень-то привечают. Случается, доходит до разбоя и настоящих трагедий. А в группах, как правило, есть и дети. Так что риск очень большой[7]! Отдых туристов может омрачить не знание таких разделов, как: поведение на маршруте, гигиена питания и быта, техника преодоления препятствий, создание и поддержание морально- психологического тонуса группы и.т.п. Подачей необходимых сведений туристам (особенно новичкам), должны заниматься подготовленные, опытные наставники, способные предусмотреть все «острые углы» в процессе отдыха[14;17]. Не маловажна проблема экологической безопасности (безопасность самой природы). Природа щедро одарила нас естественным туристическим ресурсом, который является трудно, а иногда просто не восстановимым, поэтому СОТ должен быть экологически грамотен и безопасен[6].

 Решение проблемы:

-Прежде всего, необходимо развивать инфраструктуру  во всех смыслах: наладить систему информационных центров, специализированных магазинов, пунктов скорой помощи, недорогих и защищенных отелей. Наверное, заботу об этом должны взять на себя местные власти и общественно-спортивные объединения.

-На базе туристических клубов, ЖКХ, органов МВД, МЧС, ОСВОД- организовать подготовку инструкторов по туризму. Примером такого обучения может послужить ОДЭБЦ (Областной детский эколого - биологический центр), на базе которого дистанционно готовятся «Инструктора детских, летних палаточных лагерей», выпускники этих курсов обучены безопасным приёмам проведения активного отдыха.

-Проведение занятий по экологической безопасности, должны проводиться на всех уровнях социального становления личности. Взрослые люди обязаны своим примером показывать подрастающему поколению, как необходимо вести себя в окружающей природной среде, не нарушая хрупкий экологический баланс.

- Формирование сети учебных заведений для подготовки кадров самодеятельного туризма в государственных образовательных учреждениях совместно с высококвалифицированными туристами-практиками, представляющими общественные туристско-спортивные организации.

 

 Проблем связанных  с организацией СОТ достаточно  много на сегодняшний момент  и я считаю, что это движение  не приобретёт такой массовый характер, как в СССР. Нельзя сказать, что движение умерло, оно трансформируется в новое направление, которое будет руководствоваться положительным опытом самостоятельного туризма прошлого и современными тенденциями. Скорее всего спортивно-оздоровительный туризм будет иметь коммерческую основу, которая не позволит всем желающим заниматься этим интересным делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма на современном этапе.

В последнее время  спортивно-оздоровительный туризм стал возрождаться, после периода перестройки и в настоящее время вновь появляются секции, кружки, клубы. Эту тенденцию нужно активно поддерживать и развивать. Население страны хотело бы заниматься спортивно-оздоровительным туризмом, но нет той материальной базы, которая была при советской власти, а восстановить всё не просто. Поэтому нужно организовывать коммерческие организации, которые занимались бы этой сферой деятельности, что положительно будет сказываться на государстве, населении и стране в целом. Увеличение туристских организаций создает конкуренцию и благоприятно сказывается на экономике, а также популяризирует здоровый образ жизни, что положительно для потребителей.

Информация о работе Спортивно-оздоровительный туризм