Современное состояние российского туристского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:45, реферат

Описание работы

1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Работа содержит 1 файл

география туризма россии и снг.doc

— 42.50 Кб (Скачать)



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

 

Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1.   распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2.   создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3.   модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

-   новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

-   упрощение порядка выезда;

-   расширение внешних деловых контактов;

-   увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

-   доступность цен на выездные туры;

-   большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

-   нестабильность внутренней политики;

-   несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

-   несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

-   завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

-   недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

-   отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

             В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.

Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

1.   Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

2.   Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.

3.   Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь  и т.д.)

4.   Развитие транспортных средств  привело к массовому туризму.

5.   Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.

6.   Постепенное формирование рынка услуг.

7.   Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.

8.   Повышение качества туристских услуг и обслуживания.

9.   Создание административно-правовых норм в туризме.

10.            Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.

 

СТРАНЫ СНГ

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому — безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние. Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Украины, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Азербайджана, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские. Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным, имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха. Крым – самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная страна – Азербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками. Также, среди курортных республик южного Кавказа нужно отметить Армению. Среди ее курортных областей наибольшей популярностью у иностранцев пользуются горные, водные и климатические курорты такие как Цахкадзор, Озеро Севан, Ванадзор, Джермук, Дилижан, Арзни, Анкаван.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай



Информация о работе Современное состояние российского туристского рынка