Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической, политической, экологической энергетических и ряда других кризисов.
Если проанализировать данные по темпам развития мирового туризма за последние 50 лет, то можно увидеть колоссальный рост количественных и стоимостных показателей.
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Содержание
1. Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития
2. Факторы развития туризма
3. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации
4. Стимулирование развития туризма в России
Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической, политической, экологической энергетических и ряда других кризисов.
Если
проанализировать данные по темпам развития
мирового туризма за последние 50 лет, то
можно увидеть колоссальный рост количественных
и стоимостных показателей.
Таблица 1. Темпы развития международного туризма
Год | Количество прибытий во всех странах, млн | Валютные поступления во всех странах, млрд. долл. |
1960 | 69 | 6,9 |
1970 | 159 | 17,9 |
1980 | 284 | 97,0 |
1990 | 415 | 230,0 |
2000 | 698 | 476,0 |
2008 | 924 | 534,6 |
Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый рост объемов туристического потока, но особенно значительных результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2000 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на "кризисном" уровне. Большой интерес к поездкам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона проявляют жители Европы и Америки.
Обострившийся в последние года арабо-израильский конфликт помешал региону Ближнего Востока добиться значительных результатов. Однако паломнический туризм в прошлые года был наиболее популярен в Израиле, Иордании и Египте. Политическая стабильность и активное продвижение турпродукта позволяют и дальше удерживать лидерство в данном регионе популярным у россиян Египту и Турции. С каждым годом увеличивается турпоток в ОАЭ, в особенности в эмирате Дубай, который сумел достигнуть отличных результатов в летний сезон, который ранее считался традиционно низким.
Значительных результатов за последние восемь лет достигли государства Восточной и Центральной Европы, в первую очередь Хорватия, Словения, Венгрия, Черногория, став оздоровительными курортами. Лидерами Европы по туризму остаются Франция, Испания, Великобритания и Италия, которая совершила огромный рывок благодаря паломническому туризму.
Американский континент, особенно США и страны Карибского бассейна, продемонстрировали значительные темпы роста числа туристских прибытий. В 2008 г. США посетило на 15% туристов больше, чем в 2007 г. Особенно возросло число посетителей из важнейших для США заокеанских рынков.
Африканский континент показал за последние года самые скромные результаты, однако в таких странах, как Марокко, Тунис и Маврикий туристская отрасль продолжает динамично развиваться.
Значительные результаты в туризме в последние года были достигнуты во многом благодаря большому числу масштабных событий, таких, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.
Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что к 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд чел., а к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл.
Таблица 2. Страны - лидеры выездного туризма в 2010 г.
Страна | Количество международных поездок, млн. | Доля рынка,% |
Германия | 163,5 | 10,2 |
Япония | 141,5 | 8,8 |
США | 123,5 | 7,7 |
Китай | 100,0 | 6,2 |
Великобритания | 96,1 | 6,0 |
Франция | 37,6 | 2,3 |
Нидерланды | 35,4 | 2,2 |
Канада | 331,3 | 2,0 |
Россия | 30,5 | 1,9 |
Италия | 29,7 | 1,9 |
Таблица 3. Страны - лидеры въездного туризма в 2020 г.
Страна | Количество прибытий, млн | Доля рынка,% |
Китай | 137,1 | 8,6 |
США | 102,4 | 6,4 |
Франция | 93,3 | 5,8 |
Испания | 71,0 | 4,4 |
Гонконг | 58,3 | 3,7 |
Италия | 52,9 | 3,3 |
Великобритания | 52,8 | 3,3 |
Мексика | 48,9 | 3,1 |
Россия | 47,1 | 2,9 |
Чехия | 44,0 | 2,7 |
Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.
В настоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся по терминологии ВТО странами-поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где доля выезда населения в заграничные поездки больше 10%. Число таких стран невелико (12-15), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы и района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, - Республика Корея, Сингапур и др.
Прежде чем проводить анализ развития туризма в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом и тормозят его развитие во всех странах.
Все эксперты в области туризма следующие факторы, влияющие на рост туристического потока:
политические;
экономические;
социально-
культурные;
научно-технический прогресс.
Далее обо всех подробнее.
Политические факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.
Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма.
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.
Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.
Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами.
Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам.
Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.
Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
Подводя небольшой итог можно выделить что все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две группы:
1) внешние факторы, которые действуют вне зависимости от функционирования организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные);
2) внутренние факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своем функционировании.
При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов.
Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов.