Современное состояние и перспективы развтия туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить туризм на современном этапе и его перспективы.
Задачи:
- Изучить литературу по теме
-Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее
- Изучение туризма на современном этапе;
- Изучение перспектив туризма.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 163.92 Кб (Скачать)

  Введение

  Туризм  вошел в XXI век как самый стабильно  развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое  развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.  Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.  Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.  Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.  Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.  В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.  Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма. 

     Цель  контрольной работы: изучить туризм на современном этапе и его  перспективы.

     Задачи:

  1. Изучить литературу по теме
  2. -Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее
  3. Изучение туризма на современном этапе;
  4. Изучение перспектив туризма.

    Предметом данной работы является туризм.

     Объектом  работы является туризм на современном  этапе и его перспективы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Международный туризм

     Международный туризм выступает в качестве важного  фактора регионального развития, стимулируя освоение пустынных местностей, брошенных земель, отсталых и депрессивных районов, экстремальных территорий.

     Во  многих случаях международный туризм выступает как отрасль - субститут, замещающая отсталые, отжившие свой век  виды промышленного и сельскохозяйственного  производства. При этом предприятия  старых отраслей специализации часто  превращаются в своеобразный туристический  ресурс, который «работает» уже по-другому  и приносит доход. Так, например, обстоит  дело во многих местностях зарубежной Европы, где экскурсантам демонстрируются  старые соляные и угольные шахты, ныне превращенные в музеи под  землей или под открытым небом.

     В России, огромной по площади и разнообразию природных условий стране, туристические  ресурсы используются недостаточно. По мнению автора, причина этого  кроется наряду с прочими проблемами в не решенных до конца отношениях собственности, носящих пока во многом декларативный характер. В России нельзя купить остров и сделать из него престижный курорт, как это  осуществил австрийский предприниматель  П. Купелвайзер, приобретя архипелаг  Бриони в Адриатическом море в XIX в.

     Для поднятия теряющего население российского  села может быть эффективно развитие популярного в настоящее время  за рубежом аграрного туризма, а  также охоты и рыбалки в  экологически чистых местностях.

     В условиях наличия необъятных просторов  девственной природы перспективным  для нашей страны может стать  развитие очень популярного сегодня  в мире экологического туризма1.

     Россия  располагает огромным потенциалом  как для развития внутреннего  туризма, так и для приема иностранных  путешественников. У нее есть все  необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Перспективы туризма на современном  этапе

  В 1991 г. средний доход от одного иностранного гражданина при 7-дневном туре составил 430 долл. США. Поэтому прогнозировалось, что к 2005 г. доходы от иностранного туризма в целом по РФ составят 4250 млн. долл. США, а по Москве — 2385 млн. долл. США в ценах 1991 г.

  Что касается поездок граждан России за рубеж, то в 2005 г. их количество возросло до 15,9 млн., что составило 10% от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения  РФ (в США в 1991 г. число выехавших  за границу граждан составило 16% всего населения, а по СНГ аналогичный  показатель составлял всего 3,8%).

  Но  чтобы добиться подобных показателей, была разработана специальная стратегия  развития туризма в Москве, согласно которой прогнозируемый поток туристов нуждался в обеспечении достаточными материально-техническими и трудовыми  ресурсами: гостиничной базой, предприятиями общественного питания, транспортными средствами, предприятиями досуга и развлечений, спортивными сооружениями, предприятиями торговли, выставочными площадями и сооружениями для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме того, необходима высокоразвитая городская инфраструктура, коммунальные услуги, аэропорты, дороги, парки, музеи, здания, театры и т.д2.

  Немаловажное  значение для приема иностранных  туристов имеет и подготовка кадров на уровне, соответствующем городским стандартам, организация рекламы и пропаганды города как туристского центра, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких туристских и гостиничных предприятий.

  Наибольшее  развитие до 2005 г. получили следующие  виды туризма:

  - деловой, включая конгрессный  и интенсив-туризм;

  - культурно-познавательный;

  -  по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий);

  - религиозный.

  При этом одним из наиболее перспективных  и высокоприбыльных сегментов рынка был назван конгрессный туризм3. Около 20 % деловых людей в мире путешествуют с целью участия в различных конгрессах и конференциях. В Москве для этих целей необходимо построить хотя бы один конгресс-центр. Например, в Сингапуре и Барселоне действует около десятка конгресс-центров, в Лондоне их расположено пять и т. п.

  Исходя  из концепции развития предполагалась реорганизация управления туризмом, создание системы государственных  органов различных уровней. Международный опыт показал необходимость создания так называемого фонда туризма, как в рамках города, так и в масштабах страны. Фонд должен формироваться за счет налогов, взимаемых с предприятий, занятых в сфере туризма, а также налога за проживание и использования в целях развития индустрии туризма. Именно за счет фонда должна финансироваться пропаганда города и создание его имиджа, защита и охрана окружающей среды и культурно-исторических памятников; разработка планов, проектов и программ, организация различных конкурсов; повышение квалификации.

  Статистика  выездов в 1990-е гг. приведена в таблице 4.5.   
 
 

  Исходя  из этих данных, очевидно, что прогноз  на состояние на 1997 г. в определенной степени оправдывает себя. Если считать, что население России в конце 1990-х гг. составляло около 140 млн. чел., то в 1997 г. за рубеж выехало 7,9% россиян, что, конечно, почти в 20 раз выше, чем это было в СССР, но в то же время заметим, что это данные до 1998 г., когда из-за кризиса произошел  обвал в туристской индустрии. При  этом надо отметить, что многие россияне никогда не были за границей, в то время как значительный процент из российских туристов составляют «новые русские», многократно бывающие за границей. В настоящее время из-за сильной поляризации общества невозможно сказать, что «среднестатистический житель России» (так как такового не существует) мог бы выезжать за рубеж 1 раз в 10 лет.

  Эти данные косвенно характеризуют состояние  нашей экономики, находящейся в глубочайшем кризисе, что, в свою очередь, ведет к обнищанию основной массы населения, чей прожиточный уровень ниже черты бедности. Перед подавляющим большинством россиян вопросы зарубежного туризма просто не встают.

  Неадекватно доходам граждан выросли транспортные тарифы. А если учесть российские расстояния, то становится очевидным, что все  большее развитие будет приобретать  региональный туризм, так как перемещение  на дальние расстояния становится все  более недоступной роскошью.

  Некоторые виды товаров и услуг по стоимости  сравнялись со среднемировыми, в то время как доход большинства  россиян меньше, скажем, среднеевропейского в 20-80 раз.

  К менее важной причине расхождения  реальных показателей по туризму  с прогнозируемыми можно отнести  некоторые ограничения в выезде за рубеж, связанные по профилю работы некоторых граждан с ознакомлением с государственной тайной4.

  Каково  же состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания на примере Москвы? По состоянию на середину 2000 г. в столице функционировало около 6000 предприятий питания (общедоступной сети) более чем на 170000 посадочных мест. Это составляет 45 мест на одного жителя Москвы (норматив 22 посадочных места). За два года — с 1998 г. — число посадочных мест увеличилось на 22%. В основном это общедоступные предприятия питания — рестораны и бары высокого класса, кафе и предприятия быстрого обслуживания.

  Московским  правительством была разработана Программа  развития общественного питания на 1998 — 2005 гг. Этой программой предусматривается:

  -  открытие предприятий за счет нового строительства и использования нежилых помещений;

  - реконструкция и модернизация  предприятий общественного питания;

  - развитие системы быстрого обслуживания;

  - развитие трактиров;

  - развитие специализированных предприятий  питания;

  - организация питания малоимущих  слоев населения;

  -  обустройство Московской кольцевой автодороги (МКАД) предприятиями сервисной структуры, включая торговые комплексы с предприятиями питания.

  Каковы  же прогнозы развития туризма в мире?

  Предположительно, темпы международного туризма в  период до 2010 г. будут несколько снижаться. К 2005 г. они будут на уровне 4,4% в  год, а в следующее пятилетие  — порядка 4,3%.

  Замедляться будет и рост выездного туризма  из стран Европы и Средиземноморья, в то время как в странах  Юго-Восточной Азии аналогичных  процессов происходить не будет.

  Увеличится  доля межрегиональных (на дальние расстояния) поездок. Если к 1995 г. она составляла 15%, то к 2010 г. увеличится до 25%. В первую очередь это объясняется совершенствованием и ростом безопасности индустрии туризма.

  К 2020 г. ведущим туристическим направлением мира станет Китай, а следующими по популярности станут США, Испания и  Гонконг (как самостоятельное от Китая направление).

  К 2020 г. количество международных туристских прибытий превысит уровень 1995 г. в 3 раза и составит 1,6 млрд. человек.

  Лидерами  выездного туризма к 2020 г. станут Германия, Япония, США, Китай и Великобритания. При этом российский выездной туризм будет где-то на уровне 30 млн. человек, что ниже, чем в Великобритании более чем в 3 раза, а Германии — в 5,5 раз.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развтия туризма в России