Социологические исследования, собеседование и анкетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:20, реферат

Описание работы

Социологическое исследование – один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

Содержание

1.Введение…………………………………………….3-4
2.Сущность социологического исследования………………5-8
3.Объект и предмет социологического исследования……..9-10
4.Методы социологического исследования……………….11-14
- анкетирование

- собеседование (интервью)

5. Заключение……………………………………………………15

6. Литература……………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Реферат, Исслед систем упр.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Один  и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных). 
 
 
 
 
 

Методы  социологического исследования.

Анкетирование и собеседование.

   - Анкетирование.

    К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.

    Анкета (франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам5. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования

По числу  опрашиваемых различают:

1. Групповое  анкетирование.

2. Индивидуальное  анкетирование.

По месту  проведения выделяют:

1. Анкетирование  дома.

2. Анкетирование  на работе.

3. Анкетирование  в целевых аудиториях.

По способу распространения анкет:

1. Раздаточная  анкета: раздаётся респондентам  самим анкетёром.

2. Почтовая  анкета: рассылается по почте.

3. Прессовая  анкета: публикуется в прессе.

Основное  достоинство группового анкетирования  связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты заполняются в присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

При использовании  индивидуального анкетирования  с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

Почтовый  опрос- достаточно популярный метод  опроса больших совокупностей людей.

Его слабые стороны- низкий процент возврата без  применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные  с этими особенностями трудности  обоснования репрезентативности выборки  целевой совокупности.

Публикация  анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской  практике, однако познавательные возможности  этого вида опроса ограничены в связи  с проблемой возврата заполненных  анкет. 

- Собеседование (интервью)

 Собеседование  или Интервью - проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой либо носитель информации (например, диктофон).

Выделяют  несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.

- Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.

- Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.

- Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

- Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.

     Метод предполагает индивидуальное интервью с человеком. Собеседование (интервью) - личная, неструктурированная беседа, свободное и прямое интервью, в ходе которого модератор (интервьюер) выясняет мнения, привычки респондента, его убеждения и склонности.  
Интервью хороши, когда надо исследовать скрытые ассоциации, эмоции и склонности человека. Данный метод позволяет понять особенности восприятия и запоминания, чего невозможно достичь при фокус-группе (фокус-группа более поверхностна, мнения участников могут влиять друг на друга). Между тем именно глубинные процессы, происходящие в сознании очень важны.

     Кроме того, метод  интервью необходим в следующих случаях:

  • когда надо обсудить конфиденциальные, личные, интимные или имеющие отношение к социальным нормам вопросы, на которые респондент в ходе группового интервью честно не ответит;
  • когда нужно узнать мотивы поведения человека при совершении крупных покупок, таких, как автомобиль или дом;
  • когда надо проинтервьюировать малочисленную и труднодоступную группу людей (например, представителей бизнес-элиты);
  • в случаях необходимости опроса профессионалов или специалистов в какой-либо области;
  • когда нужно услышать мнение конкурентов (в присутствии группы других людей подобный респондент будет зажат и неоткровенен).

     Интервью  может проходить в форме структурированного опроса или же в виде более-менее свободной беседы, похожей на разговор с психологом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         В зависимости от основания, по которому ведется классификация социологического исследования, существует определенное количество их видов. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида – точечное и повторное, а также пробное исследование. Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.

Важное  значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.

Я думаю, что изложенный выше материал, несмотря на небольшой свой объём, позволил узнать, что такое социологическое исследование, для чего оно необходимо, ознакомиться с его основами. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1.Басков  А., Бенкер Г. Современная социологическая  теория., - М.- 1996

2.Краткий  словарь по социологии / Под. общ.  ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова.  – Политиздат, 2001.

3.Методы  сбора информации в социологических исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. – М.: Наука, 1990. – Кн. 1, 2. 

4.Харчева  В.Г. Основы социологии: Учеб. для  студентов сред. спец. учеб. заведений  / В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000.  

5.Ядов  В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М: Добросвет, 1998.  

6.Ядов  В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В.А.Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский  ун-т», 1995.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социологические исследования, собеседование и анкетирование