Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:20, реферат
Социологическое исследование – один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.
1.Введение…………………………………………….3-4
2.Сущность социологического исследования………………5-8
3.Объект и предмет социологического исследования……..9-10
4.Методы социологического исследования……………….11-14
- анкетирование
- собеседование (интервью)
5. Заключение……………………………………………………15
6. Литература……………………………………………………16
Один
и тот же объект можно описать по-разному
в зависимости от проблемы и цели социологического
исследования. От того, какие в изучаемом
объекте будут выделены элементы и связи,
зависит, в свою очередь, выбор средств
их фиксации (методика сбора и анализа
данных).
Методы социологического исследования.
Анкетирование и собеседование.
- Анкетирование.
К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т. п.
Анкета (франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам5. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования
По числу опрашиваемых различают:
1. Групповое анкетирование.
2. Индивидуальное анкетирование.
По месту проведения выделяют:
1. Анкетирование дома.
2. Анкетирование на работе.
3. Анкетирование в целевых аудиториях.
По способу распространения анкет:
1. Раздаточная анкета: раздаётся респондентам самим анкетёром.
2. Почтовая анкета: рассылается по почте.
3. Прессовая анкета: публикуется в прессе.
Основное
достоинство группового анкетирования
связано с организационной
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опрос- достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей.
Его слабые
стороны- низкий процент возврата без
применения специальных приёмов (около
30%), не поддающаяся контролю ситуация
заполнения анкет и связанные
с этими особенностями
Публикация
анкеты в газетах или журналах
активно используется в журналистской
практике, однако познавательные возможности
этого вида опроса ограничены в связи
с проблемой возврата заполненных
анкет.
- Собеседование (интервью)
Собеседование или Интервью - проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой либо носитель информации (например, диктофон).
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.
- Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.
- Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
- Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
- Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.
Метод
предполагает индивидуальное интервью
с человеком. Собеседование (интервью)
- личная, неструктурированная беседа,
свободное и прямое интервью, в ходе которого
модератор (интервьюер) выясняет мнения,
привычки респондента, его убеждения и
склонности.
Интервью хороши, когда надо исследовать
скрытые ассоциации, эмоции и склонности
человека. Данный метод позволяет понять
особенности восприятия и запоминания,
чего невозможно достичь при фокус-группе
(фокус-группа более поверхностна, мнения
участников могут влиять друг на друга).
Между тем именно глубинные процессы,
происходящие в сознании очень важны.
Кроме того, метод интервью необходим в следующих случаях:
Интервью
может проходить в форме
Заключение
В зависимости от основания, по которому ведется классификация социологического исследования, существует определенное количество их видов. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида – точечное и повторное, а также пробное исследование. Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.
Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.
Я думаю,
что изложенный выше материал, несмотря
на небольшой свой объём, позволил узнать,
что такое социологическое
Литература
1.Басков
А., Бенкер Г. Современная
2.Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 2001.
3.Методы
сбора информации в социологических
исследованиях / Под ред В.Г. Андреенкова,
О.М. Масловой. – М.: Наука, 1990. – Кн. 1, 2.
4.Харчева
В.Г. Основы социологии: Учеб. для
студентов сред. спец. учеб. заведений
/ В.Г.Харчева.- М.: Логос, 2000.
5.Ядов
В.А. Стратегия
6.Ядов
В.А. Социологическое
Информация о работе Социологические исследования, собеседование и анкетирование