Социальные проблемы развития индустрии туризма в России: основные тенденции и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:21, реферат

Описание работы

Развитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека; рациональному использованию свободного времени людей, важную роль туризм выполняет в деле трудовой занятости и повышения жизненного уровня местного населения; кроме того, его можно считать экологически безопасной сферой деятельности людей обогащающей социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов.

Работа содержит 1 файл

Социальные проблемы развития индустрии туризма в России.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

Социальные  проблемы развития индустрии  туризма в России: основные тенденции  и перспективы

Развитие туризма  помогает выполнению определенных функций  социального характера, создающих  благоприятные условия для развития общества. Туризм способствует восстановлению сил и трудоспособности человека; рациональному использованию свободного времени людей, важную роль туризм выполняет  в деле трудовой занятости и повышения  жизненного уровня местного населения; кроме того, его можно считать  экологически безопасной сферой деятельности людей обогащающей социально-экономическую  инфраструктуру и межрегиональное  сотрудничество стран, государств, народов. 
 
Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать. 
 
Социальная сущность туризма проявляется в организации досуга населения; сглаживании различий и предупреждении конфликтов в обществе; формировании новых связей между отдельными людьми и группами; повышении культурного уровня населения и распространении культурных ценностей. 
 
Велико социальное и культурно-воспитательное значение туризма: знакомство с историей, природой и культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей. В настоящее время туризм признан специфическим явлением промышленной цивилизации, потребностью современного человека. 
 
Однако, несмотря на то что туризм является понятием социальным, как отрасль рыночной экономики он в настоящее время превратился в чисто коммерческий вид деятельности. 
 
Так, если в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн. туристов и более 300 млн. экскурсантов, а в казну государства поступало 16,6 млрд долл. США1, то в настоящее время более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев населения, фактически приостановили свою деятельность. 
 
Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране. В нашей стране социальному туризму уделяется пока недостаточное внимание государства. 
 
В
федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный – путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды»2. Данная формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма – так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся ему по закону часть бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Кроме того, отсутствует программа развития социального туризма, нет и строки в государственном бюджете о финансировании социального туризма. 
 
Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 млн. российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня. 
 
Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом – пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база пришла в негодность3
 
Вот лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 млн. отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 млн. (сокращение в 20 раз). В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн. профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма – где-то 3 тыс. мест каждый год4
 
В 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировались органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями. В настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования только инвалидам и детям до 16 лет, пользующимся путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России. 
 
После распада СССР, отмены государственного регулирования и бюджетных дотаций удельный вес туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России резко снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г. (аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). В целом же в структуре семейного бюджета расходы на туризм составляют лишь 2%. 
 
В 80-е гг. удельный вес расходов на туризм и отдых в рамках семейного бюджета составлял 7–8%, а доступность туризма позволила ему стать стилем жизни большинства граждан. 
 
Конечно же стандарты качества туристского продукта не соответствовали международным, но, тем не менее, социальный туризм был мощным инструментом физического и нравственного оздоровления нации. 
 
Если к концу 1989 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 69,6 года, то в 2000 г. в период преобразований в экономике она снизилась до 65,3 лет. Одним из факторов ухудшения физического и нравственного здоровья населения специалисты считают отсутствие доступа к услугам туризма и отдыха широких социальных слоев населения. 
 
За последнее десятилетие социальный туризм в России во многом прекратил свое существование. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, зависло, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, относящиеся к сфере туризма. 
 
Попытки и действия, предпринимаемые местными властями субъектов Российской Федерации, не могут кардинально улучшить ситуацию с общедоступным социальным туризмом. 
 
В новых рыночных условиях и при слабой экономике страны существовавшая ранее модель социального туризма практически не возможна. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций. 
 
Мировой опыт убеждает, что массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью наличных денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. 
 
Законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы создать основы для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется в виду, что необходимо законодательно сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать их в формировании и реализации дешевых туров по России5
 
Рекомендации ВТО, где Российская Федерация имеет полноправный статус, а также Международного бюро социального туризма таковы: в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, т.е. для дополнительного притока валюты. В России это соотношение сейчас 1:156. На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз. 
 
Необходимо стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах внутренний туризм. 
 
В условиях регулируемой государством рыночной экономики в России может быть не только достигнут существующий ранее уровень развития социального туризма, но и значительно превзойден, а для этого необходимо сделать упор на общедоступность туризма внутри страны для ее граждан, а также возродить сущностное значение туризма в социальном государстве. 
 
С социально-экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Определенное воздействие туризм оказывает и на экономику страны: 
 
1. Это проявляется при использовании предприятием таких производственных факторов, как труд, земля и капитал. При их комбинировании создается прибавочная стоимость. Данный процесс называют накоплением ценностей. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей, выполняя производственную функцию. 
2. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. При прямом эффекте занятости население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях, при создании мест в других отраслях экономики осуществляется косвенный эффект. Туризм помогает трудоустроить множество людей. В мире каждый десятый трудоспособный работник занят в области туризма, в России, к сожаленью, пока только каждый пятьдесят первый7. Процесс создания и потребления услуг в большинстве случаев предполагает личный контакт исполнителя услуги с ее потребителем, всесторонний учет индивидуальных особенностей и запросов потребителя. Вследствие чего, процесс оказания услуг в меньшей степени поддается механизации и автоматизации, чем производство товаров. По подсчетам американских ученых, для обслуживания каждой тысячи туристов, проживающих в гостиницах любого района США, необходимы 279 должностей в учреждениях, непосредственно обслуживающих туристов, и 107 должностей в отраслях, косвенно связанных с туризмом, а на каждую тысячу туристов, останавливающихся в кемпингах, – 57 должностей в сфере, непосредственно связанной с предоставлением услуг туристам, и 32 должности во вспомогательных отраслях8
3. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится к людям, чье рабочее место напрямую зависит от туризма (прямой эффект создания дохода в туризме), а также при получении дохода третьими лицами (функция косвенного эффекта создания дохода в туризме). Эффект получения национального дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит, когда выручка туристкой отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство. 
4. Как фактор развития национальной экономики туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Чаще всего это районы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Развитие туризма в таких местах особенно благоприятно, поскольку это дает возможность на месте реализовать продукцию сельского хозяйства, местных ремесел и таким образом стимулировать их деловую активность, увеличивать покупательскую способность экономически менее развитых районов страны. 
5. Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства стран, туризм способствует повышению квалификации обслуживающих работников и культуры обслуживания, лучшему использованию природных ресурсов страны. 
 
Система туризма решает важные задачи социальной сферы – определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени: осуществляет различные виды деятельности, активно влияет на занятость населения и социально-экономический прогресс; является фундаментом рынка услуг. 
 
По данным В.А. Квартальнова и А.А. Романова, статистика развития туризма в нашей стране показывает, что если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь 0,01 %. Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 г. уровня 5,5 млрд. долл. США, например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд. долл., а ввезено в страну было не более 800 млн. долл.9 
 
Много проблем стоит перед российским туризмом: слабая правовая база, недостаточность инвестиции в туризм, не разработанность государственной стратегии туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. 
 
Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны, столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. 
 
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность задач межличностного общения при работе предприятий в условиях рыночных отношений. 
 
В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 чел.)10 
 
Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса, не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу. Но главное – уделить внимание человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для воплощения всего этого в жизнь следует: 
 
- усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов; 
- развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов; 
- научиться обслуживать и развлекать все категории туристов; 
- уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень; 
- внедрять новейшие научные разработки и достижения техники; 
- широко использовать рекламу; 
- сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов; 
- широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме. 
 
Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными. 
 
Становление и развитие туристского рынка в условиях современной России напрямую связано с изменением понимания в обществе социальной роли, функции и предназначения туризма во всей жизни общества. Процесс переосмысления социального предназначения туризма оказался трудным и долгим по времени, что нанесло серьезный удар не только по самому туризму, но и экономике, и престижу общества в целом. 
 
Изменение отношения к туризму со стороны государства, общества и его различных институтов позволит туризму занять соответствующее место во всей общественной структуре и решать многообразные задачи по дальнейшему эффективному развитию современной России.

Литература

1. См.: Зорин И.В.  Экономические аспекты стимулирования  деятельности отечественных производителей  туристского продукта // Теория и  практика физической культуры  и спорта. - 1999. - №11. - С.52.  
2.
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года). Информационно-поисковая система ГАРАНТ.  
3. См.: Савельев К.С. Социальный туризм – путь развития России // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1999. - №11. - С.9.  
4. См.:
Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. - М., 2001. С. 475.  
5. См.: Савельев К.С. Указ. соч.  
6. Зорин И. В. Указ. соч.  
7. См.: Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. - М., 1998. - С.8.  
8. См.: Organisation des Nations, Unies pour l`Education, la Science et la Culture, Doc, 72 EX/3. - Annexe, 1964. - Р.11.  
9. См.: Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. - М., 1998. - С.21.  
10. См.: Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник. - М., 1999. - С.36.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Человека, впервые приступившего  к исследованию современных проблем  туристского бизнеса, ожидает много  неожиданных и удивительных открытий. Ведь большинство понимает туризм лишь как увлекательный вид отдыха, позволяющий сменить привычную  обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению  ярких, запоминающихся впечатлений, возможность  узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и  народов других стран. 
Но мало кто задумывался о том, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, что удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок (в Испании – 60 %, в Австрии – 40 %) и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта. 
А теперь немного статистики о состоянии туризма и, в частности международного, в нашей стране. По данным авторитетных ученых В.А. Квартальнова и А.А. Романова, если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь… 0,01 % (!). Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 году уровня 5,5 млрд долл. США например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а ввезено в страну было не более 800 млн долл. 
Закономерен вопрос – почему в таком плачевном состоянии туристский бизнес в России? Почему вместо валютных поступлений в страну мы ежегодно теряем колоссальные суммы, почему продолжается пресловутое «бегство капитала за рубеж» ? Нет в стране привлекательных для туристов объектов? Но ведь достаточно вспомнить знаменитое Золотое кольцо, неповторимые красоты Русского Севера, озера Байкал, Дальнего Востока, Камчатки, Сибири – нет, не в этом проблема! Может быть, иностранным гостям не интересна наша древняя культура, уникальные исторические и архитектурные памятники, обычаи нашего народа? Нет, конечно, нет! 
Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах. 
Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. 
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность основных задач межличностного общения. Социально-психологическая диагностика, методы регулирования групповых и личных отношений, преодоление конфликтных ситуаций и стрессов, информационное обеспечение системы управления персоналом и клиентами, оценка и маркетинг кадров, профессиональная и психологическая адаптация работников, профессионализм и взаимозаменяемость при обслуживании туристов – все эти вопросы стали первостепенными при работе предприятий в условиях рыночных отношений. 
Но прежде чем говорить о социальных проблемах туризма в нашей стране необходимо дать краткую характеристику этой отрасли народного хозяйства, его основных концепций и видов.  
Международный туризм – важный источник поступлений в казну любого государства. Мировые доходы от туризма в 1998 г. составили 444,7 млрд долл. , не включая при этом прибыль от продажи авиаперевозок . Согласно прогнозам , в 2000 г. доходы от туризма в мире достигнут 621 млрд долл. , в 2020 г. увеличатся до двух триллионов долларов . Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма занято 60 % всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и т. д. С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристскую индустрию.  
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его видом, предполагающим соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. 
Выделяют два вида туризма: внутренний и международный. 
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. 
На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.  
Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.  
В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы. 
В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе). 
Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п. 
В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.  
Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.  
По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п. 
Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка. 
Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. 
В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. 
Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. 
К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы. 
Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:

·  увеличение продолжительности жизни;

·  формирование подвижного стереотипа жизни населения;

·  возрастание доли одиноких пожилых людей;

·  увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;

·  понижение возраста выхода на пенсию;

·  увеличение дохода на члена семьи

·  тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;

·  возрастание числа бездетных пар. 
Рост общественного благосостояния оказал положительное воздействие на международный туризм. Благодаря увеличению оплаты труда, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий произошло расширение социального состава туристов.  
Сейчас во всех индустриальных странах продолжительность жизни увеличивается в результате лучшей заботы о здоровье людей, и, несмотря на снижение рождаемости, показатели всемирного роста народонаселения, хоть и медленно, но увеличиваются, что с учетом понижения возраста выхода на пенсию привело к появлению туристов так называемого «третьего возраста». 
Другой сегмент рынка - поездки «деловых леди», который активно развивается в данный период времени. Связано это с тем, что сейчас женщины не спешат рано выйти замуж, сами зарабатывают и соответственно оплачивают свой отпуск. 
Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма.  
Сейчас в уровне общественного сознания людей потребление материальных благ не главное. Человек нуждается в духовных ценностях, в том числе в путешествиях, которые удовлетворяют эстетические потребности населения. Люди в таких путешествиях узнают историю, культуру, условия жизни в других странах.  
В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:

·  экономическая ситуация в стране;

·  финансовая стабильность;

·  уровень доходов населения;

·  ускорение НТП в отрасли туризма;

·  цены на товары. 
На международный туризм оказывает влияние любое экономическое изменение. Для развития туризма в стране должен наблюдаться рост потребления выше 1% при неизменных ценах, иначе в туризме будет ощущаться спад. Но в каждой стране воздействие на экономические изменения будут проявляться по-разному.  
Экономические связи между государствами, расширение международной торговли, развитие транспортных предприятий – все это ведет к активному развитию международного туризма. 
Изменения в валютных курсах влияют на цены поездок за рубеж, что сказывается на росте туризма.  
Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:

·  внутриполитическая стабильность страны;

·  мирные, дружественные отношения между государствами;

·  соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях. 
В 90-е годы нашего столетия изменения на международной политической арене и в сфере туризма повлекли за собой следующие события: объединение Германии, распад СССР, события в Югославии, образование новых политических структур в Европе и военные действия в Персидском заливе. Вследствие вышеназванных изменений произошла переориентация туристских потоков.  
Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности материально-технической базы туризма. Развитие ее, а также создание новых форм обслуживания туристов ведет к интенсификации туристских передвижений.  
На Всемирной конференции по туризму (Манила, 1980 г.) был затронут вопрос о предпосылках, отрицательно действующих на развитие туризма. Особо подчеркивалось, что «циклические и структурные кризисы, инфляция, рост безработицы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования использования природных и трудовых ресурсов являются тормозящими факторами, которые оказывают негативное влияние на рост международного туристского обмена». 
Негативны для туризма и такие факторы, как политическая нестабильность внутри страны или региона; отсутствие между государствами мирных, дружеских отношений; различного рода конфликты, в особенности военные. 
Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Сложна жизнь в современном большом городе, человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.  
Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость, ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им (человеком) в большом городе. Ведь сегодня в большинстве городов, в особенности промышленных, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Информация, которой человек вынужден оперировать, огромна. Все это происходит на фоне все возрастающей урбанизации. Человек все более отдаляется от природы.  
Туризм помогает человеку покинуть место его постоянного пребывания и расширить свой кругозор, узнав много нового о культуре, традициях, обычаях в других странах. Человек после такого путешествия получает массу положительных эмоций. 
Туризм помогает трудоустроить множество людей. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Ведь индустрия туризма имеет очень разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. 
Еще одна проблема социального плана – низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов, решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинается приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений) и т. д.  
Туризм способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона. 
В России до 90-х годов развитие туристской отрасли осуществлялось административными методами регулирования. И хотя туристское хозяйство развивалось быстрыми темпами, качество туристского обслуживания было заметно ниже мировых стандартов. 
В начале 90-х годов на фоне экономических реформ, проводимых в нашей стране, стало ясно, что административно-командная система не может справиться с регулированием дальнейшего развития туристской отрасли и произошел неизбежный переход к экономическим методам развития. 
На смену трем господствующим на протяжении многих лет компаниям в нашей стране («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям – ЦСТЭ профсоюзов) стали появляться тысячи частных фирм. И как и прежде «мы пошли своим путем». Большинство туристских фирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж, и почему-то только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день является каналом утечки валюты за рубеж. Сами за себя говорят следующие данные: в 1997 г. за границу выехало 9,3 млн. граждан, из них с целью туризма – 4,1 млн., а въезд иностранных граждан составил 6,5 млн. человек, из них 2,3 млн. туристов. Приведенные цифры отражают число поездок, но не количество туристов, так как многие ездят за границу несколько раз в год. В первую очередь это «шоп-туристы», которые выезжают за рубеж закупать товары народного потребления. Это явление в России получило широкое распространение. 
В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а так же теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек). 
В деятельности значительной части турфирм России (более 30%) присутствует иностранный капитал, и в итоге большая часть прибыли от въездного туризма поступает не в бюджет страны, а иностранным компаниям.  
Экономический кризис в России в августе 1998 г. сказался и на деятельности турфирм. Отдельные предприятия прекратили свою деятельность, туристский поток значительно снизился. Согласно мировой практике, в таком случае должен был увеличиться въездной поток туристов в связи с удешевлением туров, но этого не произошло из-за политической и экономической нестабильности в России, что усилило отрицательное отношение иностранцев к нашей стране. 
Среди основных причин отставания российской туристской отрасли от мировых стандартов следующие:  
- низкий профессиональный уровень подготовки персонала, дилетантские методы управления и обслуживания, низкое качество сервиса;

·  экономическая и политическая нестабильность в стране;

·  неразвитые системы связи и коммуникаций;

·  экологические проблемы. 
Да, мы не можем повлиять на нестабильность экономической ситуации в стране, но мы же можем создать систему подготовки персонала, улучшить сервис, наладить системы связи. Специально подготовленный персонал сферы обслуживания, его радушие, приветливость, развитая сеть развлечений – вот то, чего нам не хватает. 
Активная реклама туризма, разработка специализированных туров, привлечение иностранного капитала в туристский бизнес – еще несколько компонентов для достижения успеха. 
Что же касается экологии в нашей стране, то, конечно же, мы не можем не сказать о загрязнении многих районов промышленными отходами, в том числе и радиоактивными, но, как считают многие зарубежные эксперты, показатели экологической ситуации в курортных зонах Западной Европы не выше наших 
Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу. Но главное –уделить внимание человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для воплощения всего этого в жизнь следует:

·  усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов;

·  развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов;

·  научиться обслуживать и развлекать одновременно все категории туристов;

·  уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень;

·  внедрять новейшие научные разработки и достижения техники;

·  широко использовать рекламу;

·  сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов;

·  широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме. 
Перспективы развития туристского рынка России позволяют предвидеть, что через 10 лет в нем будет задействовано около 3 млн. рабочих мест, придет в туризм и много молодёжи, заканчивающей специализированные учебные заведения, в том числе и Российскую Международную Академию туризма. 
Необходимо грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, передать больше организационных и управленческих полномочий на места, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму. 
Следует подчеркнуть важность одной из главных задач индустрии туризма - развитие обслуживающей стороны туристского бизнеса, внедрение высокой культуры сервиса, заключающейся в умелом удовлетворении нужд клиента. Она должна пропитывать деятельность компании сверху донизу. По ней будет определяться стиль работы руководства, которое может укреплять свою политику личным примером общения с подчиненными. Для того чтобы в компании удовлетворялись интересы клиента, необходимо поощрение служащих, которые действуют в интересах фирмы. И если руководство фирмы хочет видеть от служащих качественное обслуживание клиентов, оно само в первую очередь должно показывать свое расположение как к клиенту, так и к служащим. 
Когда в фирме развита высокая культура обслуживания, это определяет все действия служащих, их линию поведения, а также у них появляется чувство цели. Они знают, в каком направлении работает их компания. В случае необходимости смогут проявить инициативу по решению возникшей проблемы и не будут ждать каждый раз решения своего непосредственного начальника. Таким образом, они меньше времени тратят на улаживание конфликта и не заставляют ждать клиента. Служащие компаний с низкой культурой обслуживания не способны к принятию нестандартного решения, они действуют лишь согласно инструкциям. 
Переход на систему управления, ориентированную на клиента, может привести к изменениям в найме, обучении, системе поощрения, полномочиях служащих. 
Для эффективной работы служащие должны знать практически все о компании, которая наняла их на работу: ее историю, текущее состояние дел, направление работы фирмы. Все это необходимо для привлечения клиентов, каждый служащий должен быть хорошо знаком со всеми услугами, которые предлагает их фирма. 
Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма.  
Многие из них будут испытывать тревогу за качество приобретаемой услуги, которое они не могут знать заранее. Опытный служащий всегда сможет уменьшить беспокойство клиента, объяснив ему, что фирма не в первый раз проводит такие туры. Завоевать расположение клиента он сможет, рассказав тому некоторые подробности из биографии фирмы, показав ему при этом благодарственные письма других клиентов. Хороший служащий, если увидит, что клиент в чем-то нуждается, всегда ему поможет, даже если это не входит в круг его обязанностей.  
Обслуживание клиента включает в себя не только продажу ему туристского продукта. Возможно, стоит накануне путешествия позвонить клиенту, поинтересоваться не возникло ли у него каких-либо проблем, напомнить о предстоящем туре.  
По прибытии туриста можно выяснить у него все негативные моменты, с целью их устранения. 
В целях регламентировать требования к персоналу турфирм, в России разработан проект стандарта «Туристские услуги. Общие требования», согласно которому каждый работник туристического агентства должен иметь специальное образование, полученное в учебном заведении, имеющем лицензию на право ведения учебной деятельности в сфере туризма с выдачей документов государственного образца. Следовательно, профессиональная подготовка и квалификация и служащих, и руководящего состава должны быть на уровне стандарта. 
Персонал должен: 
1. знать законодательные акты и нормативные документы, международные нормы в сфере туризма; 
2. владеть иностранным языком, если того требует выполняемая работа; 
3. уметь дать четкий, грамотный ответ на любой вопрос клиента; 
4. владеть в полном объеме информацией о всех турах, которая может потребоваться потребителю. 
Руководством должны быть выработаны специальные инструкции, в которых указываются обязанности и права персонала. Отдельными пунктами могут быть выделены требования к поведению служащих. Например, персонал не имеет права в присутствии посетителей вести личные телефонные разговоры, принимать пищу или напитки; персонал должен сводить к минимуму ожидание посетителей (оно не должно превышать 6 минут); обслуживание посетителя должно быть первоочередным наряду с другими служебными обязанностями. 
Метод продажи определяет структуру обслуживания клиента, сказывается на численности персонала организации, размере занимаемых площадей, величине расходов и т. п. 
Рассмотрим методы продаж, отличающиеся местом встречи продавца и покупателя, характером контакта, дистанцией, отделяющей продавца и покупателя. 
Самым распространенным местом продажи туристской услуги на сегодняшний день является офис. Чистота, аккуратность, наличие соответствующего оборудования, а также обученный и доброжелательный персонал располагают клиентов и влияют на конкурентоспособность реализуемых услуг. 
Вышеуказанный проект стандарта регламентировал требования к офису турфирмы. Согласно этому документу, рабочие места персонала должны быть соответствующе оборудованы, офис должен иметь техническое оснащение, сидячие места для посетителей, оптимальный микроклимат, удобные подходы. В доступном для потребителя месте должна находиться информация о фирме. 
Особое место среди методов продаж отводится ярмаркам и выставкам, на которых реализуется до половины туристских путевок. 
Формы контакта с потребителями фирмы имеют разнообразные. При личном контакте сотрудников фирмы с потенциальными клиентами эффективность продажи будет зависеть от профессионализма и личной заинтересованности продавца, от его доброжелательности к клиенту. 
Итак, высокая экономическая эффективность туризма как одной из отраслей народного хозяйства страны очевидна, несомненна и необходимость коренных преобразований в организации туристского бизнеса. Необходима коренная ломка отношений к туризму на самом высоком государственном уровне, увеличение инвестиций в это перспективное направление экономики, реализация программы национального протекционизма, кредитные и налоговые льготы и, главное, - общественное признание, понимание важности проблем туризма, самое серьезное отношение к развитию кадрового менеджмента. 
Основополагающая роль человеческого фактора в любой сфере человеческой деятельности понятна каждому специалисту, но в индустрии туризма эту роль трудно переоценить. Если в энергетике, нефтепереработке или газовой промышленности основной целью исследований является автоматизация производства, освобождение людей от сложных, иногда и рутинных операций, то в туризме трудно, а чаще всего и невозможно заменить человека самой современной компьютерной техникой. 
Основой успеха в туризме был и остается высокий уровень профессионализма, реализация принципа «фирма - одна семья», приветливость, доброжелательность персонала при его контактах с клиентами, культура обслуживания, развитое чувство ответственности за общее дело. Стратегия командной работы должна быть стержнем работы персонала от руководителей фирмы («управление - искусство выполнять работу с помощью других лиц») и всех сервисных служб («клиент всегда прав»). 
Признавая первоочередную важность социальных проблем туристского бизнеса, следует от стратегического определения приоритетов важнейших кадровых задач перейти к тактике их реализации. Успех кадрового менеджмента возможен лишь при настойчивой работе по внедрению комплексной программы обучения и повышению квалификации работников туристического сервиса 
Сотрудники высшего и среднего уровня иерархии управления, менеджеры по персоналу должны в первую очередь понять основной принцип маркетинга, что успех любой сбытовой деятельности (в том числе на рынке услуг) возможен лишь при максимально полном удовлетворении потребностей общества и только тогда возможен подъем экономических показателей деятельности фирмы, получения стабильной, гарантированной прибыли. 
Персонал сервисных служб, определяющий в конечном итоге имидж и успех фирмы, должен постоянно изучать передовые методы повышения корпоративной культуры, способы адаптации предприятия к факторам постоянно меняющейся внешней среды, принимать непосредственное участие в маркетинговой деятельности фирмы. Конкурентные преимущества предприятия достижимы только при увеличении роли его кадрового потенциала, при профессиональной компетентности каждого члена коллектива, его способности делегировать и принимать на себя полномочия при возникновении внештатных ситуаций. Для этого особенно эффективен такой метод повышения квалификации, как ротация, т. е. перевод сотрудника на различные должности по служебной горизонтали. 
Обучение персонала должно производиться постоянно, изо дня в день, в самых разнообразных формах. Кроме традиционных методов повышения квалификации на семинарах и в институтах (включая и Академию туризма), следует на самом предприятии практиковать проведение круглых столов, анализ работы лучших работников, чтобы отметить секреты их мастерства, широко применять методы экспертных оценок и «мозговой атаки» при решении наиболее сложных управленческих задач. 
Если фирма планирует выход на уровень международного туризма, то следует понимать, что успех возможен только при владении персоналом разговорным иностранным языком, что характерно для всех турфирм мира. Эта проблема кажется непреодолимо сложной, но опыт многих предприятий, обслуживающих иностранцев, показывает, что и эту задачу можно успешно решить за два-три месяца обучения персонала, особенно среди молодежи. 
Важно понять, что успешное развитие такого высокоэффективного бизнеса, как туризм, возможно лишь при решении центральной задачи– компетентное, профессиональное управление персоналом. 
 
 

Информация о работе Социальные проблемы развития индустрии туризма в России: основные тенденции и перспективы