Сектор туризма в Рунете

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler и результатов собственного онлайн-опроса приводит сведения о развитии сектора «Туризм» в Рунете. Предметом исследования является аудитория сектора, состав популярных сайтов и их тематика, интересы пользователей, структура доходов сектора. Период, охватываемый исследованием: апрель 2007 – апрель 2009.

Работа содержит 1 файл

Сектор туризма в Рунете.docx

— 953.55 Кб (Скачать)

Сектор туризма в Рунете: пользователи Интернета предпочитают отдыхать в  Европе, население России - в Азии и Африке

RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler и результатов собственного онлайн-опроса приводит сведения о развитии сектора «Туризм» в Рунете. Предметом исследования является аудитория сектора, состав популярных сайтов и их тематика, интересы пользователей, структура доходов сектора. Период, охватываемый исследованием: апрель 2007 – апрель 2009.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА  ТУРИЗМА В РУНЕТЕ

За 2008 год объём аудитории  сектора туризма в Рунете увеличился на 18%, количество выездов россиян  по туристским визам за аналогичный  период - на 21%

В апреле 2009 года среднесуточная аудитория сектора составила 907 тыс. посетителей 

На конец апреля 2009 года количество активных сайтов тематики составило 7300

Самая востребованная информация – отзывы и рейтинги курортов и  отелей (49% интернет-пользователей) и цены в странах (39%)

Источником туристской информации для 64% рунетчиков является Интернет, для 48% - советы знакомых

53% Интернет-пользователей предпочитают готовые туры, 47% - самостоятельные поездки

Готовые туры наиболее востребованы в международном туризме, самостоятельные  поездки характерны для внутреннего  туризма 

Египет остаётся наиболее востребованным направлением отдыха у  рунетчиков, но за год его популярность упала на 10%

Самым востребованным среди  интернет-пользователей является пляжный отдых (60%), организованные экскурсионные туры (33%) и самостоятельные путешествия (32%)

Доля продаж туристских услуг  через Интернет в России в 2008 году составила 5%, в США – 55%

Российские интернетчики пользуются заказом туристских услуг онлайн в 5 раз реже, чем американцы

63% онлайн-продаж туристского сектора приходятся на перевозки (53% авиабилеты, 10% - ж/д билеты)

 

АУДИТОРИЯ СЕКТОРА «ТУРИЗМ» В РУНЕТЕ

 
Согласно данным Рамблер ТОП100, за прошедший год объём среднесуточных посещений раздела «Путешествия» увеличился на 24%, что сравнимо с темпом роста аудитории Интернета в России.  
Следует отметить, что тематика путешествий востребована в Рунете в течение всего года с небольшими сезонными изменениями: весной пользователи готовятся к сезону отпусков, выбирая варианты проведения отпуска, летом этот интерес возрастает, затем наступает бархатный сезон, после которого пользователи уже начинают интересоваться вариантами поездок в новогодние каникулы.

Минимум посещений сектора был  отмечен в минувшем январе – 686 тыс. посетителей ежесуточно, тогда как  годовой максимум был достигнут  в июле 2008 – 918 тысяч посетителей. Впрочем, есть все основания ожидать, что к лету прошлогодний максимум будет преодолён: уже в феврале  рост среднесуточных посетителей составил 18%, а в апреле их количество достигло 907 тысяч.

РЕСУРСЫ СЕКТОРА «ТУРИЗМ» В ИНТЕРНЕТЕ

 
Согласно данным рейтинга Рамблер ТОП100, ведущие туристские порталы «всё в одном» и сайты турфирм популярны примерно в равной степени: в среднем на них заходят от 10 до 118 тыс. посетителей в сутки. За два года посещаемость основных ресурсов сектора выросла в 2-4 раза.  

Рисунок 1. ТОП-20 ресурсов сектора «Путешествия»  по посещаемости в 2007 и 2009 гг.

Кроме того, всё большую популярность приобретают ресурсы, предоставляющие онлайн услуги (бронирование гостиниц, заказ и приобретение билетов, оформление виз) и ресурсы, позволяющие пользователям «путешествовать на диване», не выходя из дома (о подобных вариантах путешествий писали Сайты Дня). К примеру, у сервиса онлайнового бронирования номеров All-Hotels.ru ежесуточная посещаемость доходит до 8 тыс. посетителей, ж/д билетами онлайн на Railwayticket.ru ежедневно интересуются около 6 тыс. посетителей.

 
Что касается общего количества сайтов, то с января, когда был зарегистрирован  резкий спад посещаемости и числа  сайтов (6971), этот показатель вырос на 5% и составил 7298.

Рисунок 2. Количество активных сайтов сектора «Туризм».

Несмотря на кризис, россияне по-прежнему живо интересуются поездками, в преддверие отпускного сезона сектор набирает обороты  и даже обходит по количеству обращений  стабильную в экономическом плане  весну 2008-го.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РУНЕТА В СЕКТОРЕ «ТУРИЗМ»

 
Согласно результатам онлайн-опроса RUметрики, проведённого в конце апреля, интересы пользователей распределяются следующим образом. Отзывы и рейтинги – самая востребованная информация: 49% интересуются рейтингами мест отдыха, 31% интересуется рейтингами поставщиков туров. Информация о местах отдыха на втором месте: цены в стране – 39%, карты – 33%, путеводители – 16%. Информация о турпродукте на третьем месте: 33% - готовые туры, 26% - горячие туры и спецпредложения, 24% - покупка билетов, 23% - бронирование отелей, 16% - получение визы.

Рисунок 3. Интересы пользователей  по теме «путешествия» в российском Интернете.

Значимым источником информации для  туристов остаются рассказы и советы знакомых - так ответили 48% опрошенных. К Интернету, как к источнику  информации, среди Интернет-пользователей прибегают только 64% респондентов. Турфирмы сохраняют авторитет – к их рекомендациям прислушивается 21% опрошенных респондентов. Наименее значимыми источниками информации являются журналы и телепрограммы, 12% и 8% соответственно.  
При этом сами пользователи оставляют отзывы и другую информацию о своих поездках в Интернете гораздо реже. Только 8% опрошенных публикуют в Интернете свои отзывы и 12% - фотографии. Для сравнения, 48% делятся своими впечатлениями с родственниками и знакомыми и 25% печатают фотографии в оффлайне.

Рисунок 4. Источники, используемые пользователями сети.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РУНЕТА ПО МЕСТАМ И ВИДАМ ОТДЫХА

 
Согласно данным, полученным в результате опроса RUметрики, количество тех, кто предпочитает самостоятельный туризм и тех, кто полностью доверяет организацию туров профессионалам, среди пользователей сети примерно одинаково.

Рисунок 5. Предпочтения россиян по организации поездок.

Готовые туры в подавляющем большинстве  случаев приобретаются при международных  поездках. Большая часть самостоятельных  поездок осуществляется по России. Распространению самостоятельных  международных поездок препятствует как необходимость получения  визы, так и повышенные риски, связанные  с пребыванием в незнакомой стране.

Рисунок 6. Зависимость предпочтений россиян по организации путешествий  в зависимости от направления.

Среди туристских направлений у наших интернетчиков уверено лидирует Европа: 36% участвовавших в онлайн-опросе RUметрики избирают именно это направление. Причём 11% ответивших (или более 30% от избравших это направление) готовы путешествовать по данному региону самостоятельно. Следующим по популярности пользователи сети избрали Россию: 31% ответов. Только пятая часть респондентов пользуются при этом готовыми предложениями турфирм по данному направлению. В Азии предпочитают отдыхать 15% опрошенных, треть из которых – самостоятельно.  
В сравнении предпочтений Интернет-пользователей с данными Федерального агентства по туризму наблюдается разница, характеризующая отличие Интернет-аудитории от населения России в целом. По данным Федерального агентства по туризму самое большое количество выездов по туристским визам зафиксировано в Турцию (29% от всех выехавших в ТОР-10 стран, участвующих в рейтинге) и Китай (27%). Пользователей Интернета чаще интересуют туры в Италию, Францию, Чехию. Массовые и более дешёвые зарубежные направления (Турция, Египет), а также шопинг-туры в Китай более востребованы той частью населения, что не пользуется Интернетом.

Что касается наиболее востребованных пользователями отпускных запросов, то по данным поисковой системы Rambler, за год на 10% меньше стало запросов о турах в Египет, зато на 75% увеличилось число запросов о путешествиях на Кипр. В абсолютных значениях Египет сохраняет лидерство: в апреле 2009-го было сделано порядка 25 тыс. запросов. На втором месте – Италия, 24 тыс. запросов (+40% за год), на третьем – Турция, 21 тыс. запросов (+25% запросов за год), Запросов по Кипру в апреле 2009 года зафиксировано 10 тысяч, он занимает 9 место.

Менее других за год вырос интерес  к турам во Францию (11,5 тыс., +7%) и  по России (18,5 тыс., +9% за год): по родной стране сограждане стали чаще ездить самостоятельно, а Франция во множестве  сетевых путеводителей отмечается как страна дорогая, требовательная к знанию национального языка  и не очень гостеприимная со стороны  обычных граждан, не из сферы услуг.  
Впрочем, не всегда сограждане при выборе мест отдыха руководствуются ценами: поездки в Китай запрашиваются чаще Болгарии, а Египет, Турция и Италия более востребованы, чем российские места отдыха. Чехию и Грецию сейчас запрашивают одинаково часто (14,5 тыс. обращений), причём за год популярность греческих курортов возросла на 59%, а отдыха в Чехии – на 37%.  
Как правило, наши соотечественники выбирают пляжный отдых: 60% участников онлайн-опроса RUметрики ответили именно так. Варианты «экскурсионные туры» и «самостоятельное путешествие» традиционно «идут в ногу»: 33% и 32% соответственно.

Рисунок 7. Виды отдыха, предпочитаемые пользователями Рунета.

Автомобильные передвижения по душе пятой части путешествующих, чуть меньше респондентов отметили в качестве предпочтительного для себя варианта отдыха санатории и пансионаты. Экзотика, круизы, горные лыжи и шоппинг-туры занимают от 5% до 14% ответов россиян, принявших участие в опросе.  
Рассматривая основные отпускные запросы в поисковой системе Rambler – туры, отели и санатории, видим, что после закономерного летнего всплеска обращений не менее закономерный сентябрьский спад оказался максимальным за год. Более других после самого активного взлёта пострадали запросы туров, зато санатории не претерпели сколь-нибудь резких колебаний в обращениях.

Рисунок 8. Динамика запросов отпускной  тематики в поисковой системе Rambler, апрель 2008 и 2009г.

Мировой экономический кризис, который, как ожидалось, должен был снизить  интерес к туризму, в итоге  не оказал значительного влияния  на рассматриваемые запросы Интернет пользователей. В течение осени  доля обращений к ним росла - несмотря на экономическую нестабильность, россияне начинали планировать поездки на Новый год и зимние каникулы. В 2009-м году рост продолжился: так объёмы запросов о санаториях уже превзошли  максимум прошлого года на 11%, а турам  и отелям до этих показателей не хватает 7% и 14% соответственно. Иными  словами, кризис не стал россиянам помехой  интересоваться вариантами отдыха на грядущий отпускной сезон.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ СЕКТОРА «ТУРИЗМ» В ИНТЕРНЕТЕ

 
В отличие от США, где, согласно данным Forrester Research и PhoCusWright, доходы от интернет-продаж туристских услуг в 4 и более раз превышают доходы от приобретения пользователями одежды, ПО, компьютеров, музыки, видео и т.д., в России данное направление пока ещё развито очень слабо.  
В 2008 году доля продаж туристских услуг в Интернете в России составила 5% (данные Eyefor Travel Research), в Азии этот показатель достиг 20%, в Европе – почти 40% (статистика JPMorgan). В США, согласно PhoCusWright, доля продаж туристских услуг посредством сети достигла 55%.

Рисунок 9. Доля пользователей Интернета  и продаж туристских услуг через  Интернет в России и США.

Если сопоставить степень проникновения  интернета в России и США (32% и 75% соответственно), получается, что  в России 15,6% аудитории сети пользовались туристическими услугами онлайн, а в США – 73,3%. Потенциал развития отрасли в нашей стране весьма велик и до насыщения рынка туристских услуг онлайн в РФ ещё очень далеко.  
По данным Ozon.Travel, более половины онлайн-продаж в сфере путешествий на сегодняшний день занимают авиабилеты. Железнодорожные билеты при этом занимают порядка 10% рынка. Онлайн-бронирование отелей и заказ целого турпакета распространены в Рунете примерно в равной степени.

Рисунок 10. Структура онлайн-продаж туристского сектора в Рунете.

Судить о доходах сектора  путешествий в российском сегменте Интернета на данном этапе его  развития достаточно сложно, однако для  приблизительной оценки всё же воспользуемся  таким критерием как изменение  доли туристской тематики в рекламных  бюджетах контекстной рекламы.

Рисунок 11. Изменение доли сектора  «Путешествия и туризм» в рекламных  бюджетах контекстной рекламы, по данным «Бегуна».

По оценке RUметрики, объем рынка контекстной рекламы в 2008 году в секторе путешествий и туризма составил порядка 10-12 млн. долларов.  
Что касается влияния экономического кризиса на развитие сектора, то тут прогнозы экспертов довольно оптимистичные. Ряд агентств, имеющих представительства в сети, уже вводят так называемые антикризисные программы в преддверие сезона отпусков. Это и переход на электронную выписку авиабилетов, и установка платежных терминалов в офисах, и использование сервисов онлайн-бронирования и поисковика “горящих” путевок и т.д. Инна Бельтюкова, генеральный дидектор “Капитал Тур”, надеется, что “созданный в нашей стране прецедент с электронными билетами авиакомпаний повысит вероятность более скорого продвижения идеи внедрения электронной путевки”.

Более подробный материал читайте на сайте RUметрика



Информация о работе Сектор туризма в Рунете