Республика Беларусь как объект туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Тема работы – тенденции развития рынка туристических услуг в Республике Беларусь. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место в экономике нашего государства. Поэтому очевидна актуальность темы: есть ли ресурсный потенциал у Республики Беларусь как туристического объекта? Какова инфраструктура белорусского туризма? Каковы его основные статистические показатели? Есть ли у туризма в Республике Беларусь буд

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

Питание жителей  и гостей Республики Беларусь в настоящее  время осуществляют свыше 3 тысяч  объектов общественного питания  расположенных в общедоступной  сети.

Учитывая  важное географическое положение Республики Беларусь большое внимание уделяется  развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

Актуальным  является и развитие сети предприятий  быстрого питания, позволяющих при  относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания[13] .

Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана  и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.

Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

Согласно  рекомендациям ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам:

- статистика  туристских потоков;

- статистика  туристских доходов[14] .

К показателям  туристских потоков относится количество прибытий (отбытий). Динамика туристских потоков Республики Беларусь по въездному и выездному туризму за период 1998 – 2004 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1[15] .

Динамика  туристских потоков  в Республике Беларусь

Год Количество прибытий в РБ Количество 

отбытий из Рб

1998 62430 816016
1999 56064 860775
2000 48050 1181570
2001 50757 1215137
2002 55177 1198669
2003 64289 1108237
2004 67517 514593

За рассматриваемый  период можно отметить увеличение числа  прибывших туристов в Республику (1998 – 2004 гг. – 110 %), а также уменьшение числа выездов из Республики Беларусь (1998 – 2004 гг. – 63%, почти в 2,5 раза по сравнению с 2001 годом). Причина такого спада видится, прежде всего, со вступлением основной страны направления, Польской Республики, в Евросоюз и, как следствие этого, введение визового режима.

10 стран-лидеров  по посещаемости Беларуси представлены  в таблице 2.

Таблица 2[16] .

10 стран-лидеров  по посещаемости Республики Беларусь

Ранг Страны Количество иностранных  туристов, посетивших Республику Беларусь
    2000 2001 2002 2003 2004
1 Польша 13464 11755 11028 10287 5563
2 Россия 11257 9929 7343 6801 11681
3 Латвия 6364 7603 6359 7665 4978
4 Великобритания 6197 8915 9117 3282 5222
5 Германия 5669 4952 6147 7067 8542
6 Израиль 3723 882 1119 755 2515
7 США 2881 4768 2855 3376 5518
8 Литва 1949 2744 6734 7458 5317
9 Италия 1463 1642 2067 4225 4533
10 Кипр 1101 1375 1258 2602 1179
 

Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Республику Беларусь, в  настоящее время являются:

образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок  выдачи белорусских виз гражданам  иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

неразвитая  туристская инфраструктура, высокий  моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое  количество гостиничных средств  размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие  практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий  для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

практическое  отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе  вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Статистика  туристских доходов представлена в  таблице 3.

Таблица 3[17] .

Платежный баланс Республики Беларусь  по статье «поездки»  (деловые и личные)

Статьи платежного баланса 2000 2001 2002 2003 2004
  Экспорт, млн. долларов        
Поездки, всего  в том числе: 93,2 174,9 192,5 266,8 294,9
Деловые 28,1 79,2 78,7 107,4 100,6
Личные 65,1 95,7 113,8 159,4 194,3
  Импоpт, млн. долларов        
Поездки, всего  в том числе: 243,2 508,0 558,5 492,8 445,7
Деловые 103,7 156,0 140,7 100,6 64,2
Личные 139,5 352,0 417,8 392,2 381,5
  Сальдо, млн. долларов        
Поездки, всего -150,0 -333,1 -366,0 -226,0 -150,8

Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[18] .

В 2004 году отрицательное  сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США.

Такое положение  во внешней торговле определено отчасти  соотношением въездного и выездного  туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе  большие объемы финансовых средств  не попадают под учет, в частности  под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи  с чем, необходимо совершенствование  системы учета в туризме. 

Природные комплексы и историко-культурное наследие Беларуси позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный туристский продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, этнические, охотничьи, сельские, программы кратковременного обслуживания транзитных посетителей, специализированные программы (для любителей балета, некоторых видов спорта, посещение радиационно-экологического заповедника и др.). Однако возможности привлечения иностранных посетителей осложняются в связи с отсутствием благоприятного туристского имиджа страны, рекламно-информационной поддержки туристской деятельности, неразвитостью туристской инфраструктуры и специализированных программ обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Тенденции  развития туризма в Республике  Беларусь

2.1. Нормативно-правовые  акты, определяющие тенденции развития туризма в Беларуси

Как и любая  иная отрасль экономики, туризм не может  развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны  государства.

Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства всегда уделялось повышенное внимание.

Так, в 1983 году было принято Постановление Совета Министров БССР «О перспективной  схеме развития туризма в Белорусской  ССР». Именно им были обусловлены основные тенденции развития туризма в  Беларуси в последние годы существования Советского Союза.

Среди этих тенденций  отметим:

1. Формирование  на территории республики туристских  зон, взаимоувязанных с системой  зон отдыха и курортов местного  и республиканского значения, сетью  городских и сельских населенных пунктов;

2. Увеличение  числа туристских центров в  республике;

3. Развитие  познавательного туризма в республике  на туристско-экскурсионном потенциале  туристских центров и культурно-исторических  объектов;

4. Развитие  спортивно-оздоровительного туризма  на сложившейся рекреационной системе республики;

5. Развитие  самодеятельного туризма;

6. Дальнейшее  расширение материально-технической  базы туризма.

Учитывая  специфику государства, планировалось  создание межреспубликанских маршрутов, таких как Минск – Полоцк – Псков – Ленинград; Брест – Пинск - Туров – Гомель – Киев; Минск – Гомель – Киев; Минск – Гродно – Друскининкай –Вильнюс.

Было намечено увеличение годового потока туристов на перспективу до 2005года до 3930 тыс. человек, в том числе советских  туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных - до 424 тыс. человек.

Вместе с  государством рынок туристических  услуг в Республике Беларусь переживал  политический и экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов  ХХ века. Одновременно со стабилизацией  экономки республики государство вернуло туризму внимание, достойное этой отрасли экономики.

В 1999 году принимается  Закон Республики Беларусь «О туризме».

В 2000 году принимается  первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2001 годы (далее – Программа). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.

2.2. Основные  направления развития туризма - транзитный и трансграничный туризм

Исходя из геополитического положения страны программой предопределено:

Информация о работе Республика Беларусь как объект туризма