Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:56, курсовая работа
уризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
1.3
Туристско-рекреационные
ресурсы.
Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:
Это
означает, что недостаточно имея капитал,
купить технологию, нанять кадровую команду
и заниматься туризмом. Для этого
необходимо выбрать место, где имеются
туристско-рекреационные
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
Под
туристскими ресурсами понимают
совокупность природных и искусственно
созданных человеком объектов, пригодных
Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:
Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:
Динамическое
развитие туристского бизнеса требует
наличия обеих групп. Даже при высоких
аттрактивных свойствах природных ресурсов
без наличия коммуникаций, средств связи,
коммунальные инфраструктуры просветительных
учреждений, памятников культуры, искусства
и др. – туристский бизнес для широкого
круга потребителей невозможен.
Не смотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
интенсивное неконтролируемые посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.
К
сожалению, в России благоприятные
туристско-рекреационные
Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.
Для
сохранения и воспроизводства туристских
ресурсов в рамках рекреационной
системы вся территория России распределена
на туристские и экономические районы.
Таблица 1.3.1 Распределение туристского потенциала России по
экономическим
районам
Экономические районы | Емкость рекреационно-познавательных ресурсов | Емкость природно-рекреационных ресурсов | Вместимость существующей материальной базы туризма | |||
Млн.чел./дн. В год | % | Млн.чел./дн. В год | % | Тыс мест | % | |
1. Северный | 8,1 | 3,1 | 27,3 | 8,0 | 49,6 | 4,0 |
2.Северо-Западный | 42,1 | 15,9 | 15,6 | 4,6 | 92,6 | 7,8 |
3. Прибалтийский | 1,8 | 0,7 | 2,6 | 0,8 | 14,6 | 1,2 |
4. Центральный | 102,0 | 38,5 | 38,0 | 11,3 | 291,9 | 24,4 |
5. Волго-Вятский | 13,6 | 5,1 | 13,7 | 4,0 | 54,0 | 4,5 |
6. Центрально-Черноморский | 13,8 | 5,2 | 2,5 | 0,7 | 36,6 | 3,1 |
7. Поволжский | 14,4 | 5,4 | 23,5 | 7,0 | 100,9 | 8,4 |
8. Северо-Кавказский | 36,5 | 13,8 | 55,2 | 16,4 | 211,7 | 17,7 |
9. Уральский | 10,3 | 3,9 | 30,2 | 9,0 | 123,4 | 10,3 |
10. Западно-Сибирский | 9,7 | 3,6 | 24,4 | 7,2 | 91,9 | 7,7 |
11. Восточно-Сибирский | 8,6 | 3,2 | 47,9 | 14,2 | 64,2 | 5,4 |
12. Дальневосточный | 4,4 | 1,7 | 55,6 | 16,5 | 66,2 | 5,5 |
Итого | 205,3 | 100,0 | 336,5 | 100,0 | 1198 | 100 |
С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.
Кавказские Минеральные Воды относятся к категории с относительно высоким уровнем развития туристской инфраструктуры.
Данная
районирование и
Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.
Как видно из таблицы 1.3.1., туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.
В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учет ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.
Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.
В
ряде регионов России для воспроизводства
данных ресурсов введен местный налог.
Ограничение или завершение по использованию
туристско-рекреационных ресурсов действуют
для уникальных природных заповедников,
заказников, природно-ландшафтных комплексов
и др. Аналогичная практика существует
во всех развитых странах, в том числе,
где туризм является основной статье национального
дохода.
Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:
Увеличение
валового национального дохода за счет
туристского бизнеса
Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.).
Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.
Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:
Сохранение
туристско-рекреационных
В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако, в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.
Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.
Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».
Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер , а вся его деятельность осуществляется на общественных началах. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК).
Комитет по туризму создан также в Государственной Думе с правом законодательной инициативы.
Структура управления тризмом в субъектах федерации различны: как привило, это департамент туризма в рамках Министерства экономики (в Бурятии), Министерство по делам молодежи (в Карелии) и др. В городах, областях – это управление по туризму при мэрии или главах администрации. Большинство туристских организаций объединились в ассоциации по интересам (см. Схема 1.4.1 .): Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и др.
Взаимодействие туристских организаций производится через Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Координационный совет по туризму и органы управления координации на местах, а также в рамках вышеперечисленных общественных организаций.
Если
туристская фирма является монополистом
туристских услуг в регионе, то она
взаимодействует также с Антимонопольным
комитетом РФ.
2. Рынок туристических услуг в регионе
Кавказских Минеральных Вод.
2.1 Характеристика
региона Кавказских Минеральных Вод.
Район Кавказских Минеральных Вод (КМВ) занимает южную часть Ставропольского края и расположен на северных склонах Главного Кавказского хребта. Район КМВ обширен, но курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск довольно компактно. Всего 60 км отделяют станцию Минеральные воды от самого южного курорта Кисловодска. Курортные города связаны между собой электрифицированной железной дорогой и автострадой.