Развитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Содержание

1.Введение………………………………. …………...….2
2.Этапы развития туризма в России:…………………..5
2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)…….5
2.2. предпринимательский период (1890- 1917г.г.) ….10
2.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г…13
2.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……………………………………………..…..16
2.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)……………………………………..………..…22
2.6. переходный период (с 1990г.)…….………………25
2.7. современное состояние российского туристского рынка………………………………………………….…26
3. Заключение…………………………………………...30
4. Список использованной литературы………………..32

Работа содержит 1 файл

реферат туризм.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов 
(ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско- экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, 
Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных  учреждений. Однако этот процесс шёл  медленно.

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в 
Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

С целью  развития молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан 
СССР.

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. 
Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

Во многих крупных городах создавались  бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными  транспортными средствами 
(автобусами, поездами, теплоходами).
 

С 1960-х  годов получил распространение  туристско-экскурсионный отдых в  выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. 
Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного  периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался  Центральный совет по туризму  и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус 
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е  годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

Плановые  маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят  название линейных. Если маршрут начинался  и заканчивался в одном и том  же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.

Наряду  с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского  хозяйства, развития различных видов  туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

. создание  материальной базы для рекреационного  туризма (дома отдыха, санатории,  пионерские лагеря);

лимитирование внешнего (выездного) туризма 
 
 
 
 
 
 

2.5АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД(1970-1990г.г.)

Развитие  туризма в этот период происходило  в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм  использовался как средство воспитательного  воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились  всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в  воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого  времени начали внедряться новые  формы отдыха: некоторые турбазы  стали принимать родителей с  детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 
1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

В перспективных  планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным  направлением деятельности туристских организаций в начале 1980- х годов  было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, 
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

. развитие  туризма в условиях жёсткого  нормирования и планирования;

. распространение  новых форм обслуживания (семейный  отдых, курсовочное лечение);

. создание  крупных и комфортабельных гостиничных  комплексов;

. создание  научной основы изучения туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.) 

Этот  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

. переход  от монопольного хозяйства к  многоукладному (туристские предприятия  становятся собственностью разных  владельцев);

. формирование  туристского рынка на основе новых законов;

. использование  туристских ресурсов в условиях  рынка на основе новых экономических  и правовых отношениях;

. изменение  характера спроса в связи с  появлением новых видов туристских  услуг (выездные шоп-туры, развлекательные  и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

. невостребованность  материальной базы туризма (гостиницы,  пансионаты, дома отдыха);

. возникновение  большого числа малых и средних  туристских предприятий;

. рост  средних показателей выездного  туризма, особенно с целью шопинга.

2.7СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА 

Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990г. 
Одновременно шло три процесса:

1. распад  предприятий старого типа (экскурсионных  бюро, бюро путешествий;

2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3. модификация  старых туристских предприятий  путём перестройки на разработку  туристского продукта, имеющего  спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Выездной  характер российского туризма был  обусловлен следующими причинами:

. новизна  иностранного продукта для российского  потребителя

(отсутствие  выездного туризма в СССР);

. упрощение  порядка выезда;

. расширение  внешних деловых контактов;

. увеличение  числа предприятий и отдельных  граждан, располагавших валютными средствами;

. доступность  цен на выездные туры;

. большая  конкурентоспособность иностранного  туристского продукта

(лучшие  условия проживания и гостиничный  сервис в целом, комфортабельный  транспорт в турах и транстурах). 

Развитию  туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). 
Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее  приоритетными направлениями внутреннего  туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, 
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно- исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт- 
Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на 
Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и  внутреннего туризма:

. нестабильность внутренней политики;

. несоответствие  дорожно-транспортной инфраструктуры  международным стандартам. Мало  строится и реконструируется  старых аэропортов, авто- и железнодорожных  вокзалов, автостоянок с высоким  сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

Информация о работе Развитие туризма в России