Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:22, курсовая работа
Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
1.Введение………………………………. …………...….2
2.Этапы развития туризма в России:…………………..5
2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)…….5
2.2. предпринимательский период (1890- 1917г.г.) ….10
2.3. туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г…13
2.4. организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……………………………………………..…..16
2.5. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)……………………………………..………..…22
2.6. переходный период (с 1990г.)…….………………25
2.7. современное состояние российского туристского рынка………………………………………………….…26
3. Заключение…………………………………………...30
4. Список использованной литературы………………..32
В апреле
1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных
Союзов
(ВЦСПС) принял решение о возобновлении
деятельности Туристско- экскурсионного
управления. ТЭУ были созданы в Москве,
Ленинграде, Крыму,
Краснодаре и др. Перед ними стояла задача
восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства страны, создания условий для
широкого развития туризма.
В послевоенное
время восстанавливалась и
Возрождение
туристского хозяйства началось
с первых же послевоенных лет. В Сочи,
Грузии, на Урале был произведён ремонт
баз, на которых во время войны располагались
военные организации. Уже в 1946г. открылись
новые, послевоенные базы в Калининской
области и Эстонии, в 1947г. – в
Краснодарском крае, в 1948г. – в Бахчисарае,
Ленинградской области. С каждым годом
росло число туристских учреждений. В
это время широкое распространение получил
спортивный, самодеятельный, семейный
и детский туризм.
С целью
развития молодёжного международного
туризма в июне 1958г. образовалось
международное молодёжное бюро “Спутник”.
Бюро занималось вопросами обмена молодёжными
группами СССР с другими странами. Однако
в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки
выезжали лишь 0,4% граждан
СССР.
В начале
1960-х годов стала
Поэтому организовывались Советы по туризму,
которые разрабатывали и осваивали туристские
маршруты.
Во многих
крупных городах создавались
бюро путешествий и экскурсий, работавшие
первоначально только с арендованными
транспортными средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х
годов получил распространение
туристско-экскурсионный отдых
Все виды туристской деятельности в стране
развивались при поддержке государства
и профсоюзов.
Т.о., туристские
путешествия организационно-
Развитием
плановых туристских путешествий занимался
Центральный совет по туризму
и экскурсий. Он выпускал путёвки на
маршруты, имеющих статус
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении
республиканских, краевых и областных
советов по туризму и экскурсиям, относились
к местным.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме
восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства, развития различных видов
туризма организационно-
. создание
материальной базы для
лимитирование
внешнего (выездного) туризма
2.5АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
Центральный
совет по туризму и экскурсиям
(так он стал называться с
1969г.) открыл Центральные туристские курсы
повышения квалификации туристско-экскурсионных
работников и Центральное рекламно-информационное
бюро “Турист”, которое выпускало методическую
литературу по туризму и экскурсионному
делу. Огромное внимание обращалось на
благоустройство действующих туристских
гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг
В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980- х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период
1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая
база лечебно-оздоровительного туризма,
появились новые гостиничные комплексы
в крупных городах страны (“Измайлово”
и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили
распространение новые виды обслуживания
– семейный отдых и курсовочное лечение.
При курсовочном лечении отдыхающие проживали
в квартирах и домах частного сектора,
а курс лечения и оздоровления получали
в санатории. Рекреационное обслуживание
было хорошо развито на базе санаториев,
а также домов отдыха.
Основными
чертами административно-
. развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
. распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
. создание
крупных и комфортабельных
. создание
научной основы изучения
2.6ПЕРЕХОДНЫЙ
ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
. переход
от монопольного хозяйства к
многоукладному (туристские предприятия
становятся собственностью
. формирование туристского рынка на основе новых законов;
. использование
туристских ресурсов в
. изменение
характера спроса в связи с
появлением новых видов
. невостребованность
материальной базы туризма (
. возникновение
большого числа малых и
. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
2.7СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование
российского туристского рынка
началось с 1990г.
Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
3. модификация
старых туристских предприятий
путём перестройки на
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
. новизна
иностранного продукта для
(отсутствие выездного туризма в СССР);
. упрощение порядка выезда;
. расширение внешних деловых контактов;
. увеличение
числа предприятий и отдельных
граждан, располагавших
. доступность цен на выездные туры;
. большая
конкурентоспособность
(лучшие
условия проживания и
Развитию
туризма был нанесён
Многие фирмы переключились на разработку
продукта для внутреннего и выездного
туризма. Это дало возможность приостановить
процесс банкротства туристских фирм
и частично перераспределить сегменты
на внутренний и выездной туризм.
Наиболее
приоритетными направлениями
Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный
туризм в культурно- исторические центры
(“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва,
Санкт-
Петербург и др.), экологический туризм,
сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы
по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные
направления въездного туризма:
познавательный, экологический, сафари-туры
(рыбалка, охота), отдых, морские круизы
на
Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
. нестабильность внутренней политики;
. несоответствие
дорожно-транспортной