Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:42, курсовая работа
Туризм в России – одна из самых перспективных и быстроразвивающихся индустрий. По объемам мирового экспорта, согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО) и Международного валютного фонда (МВФ), туризм с 1998 года вышел на первое место (532 млрд. долларов, или 8 процентов). Туризм сегодня является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики, оказывающих сильное мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТУРИСТКО – РЕКРКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 4
1.1. Географическое положение и основное социально экономическое состояние Томской области 4
1.2. Географическое положение и основное социально экономическое состояние Верхнекетского района 6
1.3. Природный потенциал Томской области и Верхнекетского района 7
1.4. Культурно – исторический потенциал Томской области и Верхнекетского района 9
2.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ВЕРХНЕКЕТСКОМ РАЙОНЕ 12
2.1. Современное состояние туризма на территории района 12
2.2. Перспективы развития туризма и рекреации в районе 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
В качестве объектов туристского интереса может быть использовано значительное количество действующих музеев. Сегодня в области насчитывается около 160 различных музеев: областных, муниципальных, учебных и школьных. Несмотря на различный их профиль и существующий туристский интерес, наблюдается слабое участие музеев в туристско-экскурсионном процессе.
Особый интерес в туристском отношении представляет самобытная культура коренных народов Томской области: сибирских татар, селькупов, хантов, эвенков, чулымцев и переселенцев: эстонцев, поляков. Помимо этнографического туризма перспективным видом туризма на основе национальных культур может стать событийный туризм. Национально-культурными центрами регулярно проводятся традиционные национальные праздники: "Легенды севера", "Янов день", "День лося", "Сабантуй" и др.
С
национальной культурой коренных жителей
Томской области связано
На
территории Верхнекетского района проживают
селькупы, эвенки, староверы и старообрядцы.
Огромную ценность представляют селькупы,
так как они обладают финно-угорским
наречием, и ими интересуются зарубежные
историки и лингвисты. Так же на территории
Верхнекетского района находится Обь-Енисейский
канал. «Обь-Енисейский соединительный
водный путь» был признан памятником природы
в 1991г. Он проходит по Средне-Сибирской
низменности, пересекая водораздел рек
Обь и Енисей с запада на восток, площадь
объекта 190 гектаров. Канал был построен
как водный торговый путь, связывающий
Европу и Азию. В настоящее время «Обь-Енисейский
соединительный водный путь» может быть
использован для развития познавательного
и этнографического туризма.
2.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В ВЕРХНЕКЕТСКОМ РАЙОНЕ
2.1.
Современное состояние туризма
на территории района
На
данный момент туризм в Верхнекетском
районе развит очень слабо. Основные виды
туризма это охота, рыболовство, собирательство.
Активно развивается туризм на лечебно-термический
источник. Из средств размещения одна
гостиница и одна охотничья заимка. До
Верхнекетья можно добраться от города
Томска железной и автомобильной дорогой.
На территории района слабо развита автомобильная
дорога.
2.2. Перспективы развития туризма и рекреации
в районе
Перспективным
для развития видом туризма для
Верхнекетья является культурно-исторический
и этнографический туризм.
На территории района располагается Обь-Енисейский
канал. Обь-Енисейский канал начинается
возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть
и заканчивается устьем реки Большой Кас
в 40 километрах от поселка Ярцево в Красноярском
регионе. Он проходит по Средне-Сибирской
низменности, пересекая водораздел рек
Обь и Енисей с запада на восток, площадь
объекта 190 гектаров. Водное соединение
идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая
(39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз.
Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский
(прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70
км) – Большой Кас (197 км). Со строительством
канала из Енисея на баржах можно было
выйти в Обь, а затем добраться до Томска,
Барнаула и в другие сибирские поселения.
До 1894г. по водному соединению перевезли
всего 500 тонн груза, без учета перевозок
для строительства. Почти сразу стало
ясно, что без шлюзования здесь не обойтись,
и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов
для того, чтобы пропускать баржи с небольшими
пароходами. Половина шлюзов находится
на территории Красноярского края: Александровский,
Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин,
Налимный и Касовский. В настоящее время
возле Касовского шлюза проживает несколько
семей старообрядцев, а в поселке Александровский
шлюз сохранился дом, где проживали инженеры,
руководившие возведением объекта: Аминов,
Бобьенский, Ченцов и другие.
С
учетом того, что в конце XIX века в
Сибири активно шло строительство
Транссибирской магистрали, построенный
канал очень скоро стал лишен
практического значения и был заброшен.
Не исключено, что если бы он был возведен
согласно первоначальному проекту, канал
использовали бы и сегодня. Тем более что
он проходит в северных широтах двух регионов.
В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный
водный путь» может быть использован для
развития познавательного и этнографического
туризма.
Во второй половине XVII века не все православные христиане приняли церковные реформы патриарха Никона. Произошёл раскол. На приверженцев «старой» веры начались гонения, и старо-веры вынуждены были скрываться в глухих «потаённых» местах. Весь остальной мир, за исключением этих «потаённых» мест, превратился для старообрядцев в «мир Антихриста»; само общение с этим миром для них стало грехом, требующим покаяния и искупления. Даже в наше время на староверов села Ворогова (Туруханский
район Красноярского края) за посещение Красноярска накладывают наказание в три «лестовки» (300 поклонов), — и это лишь в том случае, если в городе старообрядец питался из своей посуды и не подвергался иной «скверне». Один из староверов, давший интервью съёмочной группе ТВ-2, морально был готов понести наказание в 800 поклонов: «Мы люди привычные, нам это только в радость».Первые документальные сведения о появлении старообрядцев на территории Томской области относятся к XIX веку. В государственном архиве Томской области сохранился полицейский донос внедрённого агента о скитах в асиновской тайге на реке Большая Юкса. В 1929 году поселения староверов совершенно случайно обнаружили уже в Первомайском районе на реках Улуюл и Чичкаюл. Возможно, где-то в 60-е годы прошлого века, уходя от колхозов и леспромхозов, старообрядцы начали заселять Обь-Енисейский канал, который к тому времени обезлюдел. Сегодня староверы уходят всё дальше в енисейскую тайгу.По мнению томского историка Людмилы Николаевны Приль, на канале живут представители таких радикальных течений, как «часовенные» и «странники». К таинствам своих обрядов пришлых они не допускают, поэтому судить об их религии можно только по некоторым бытовым деталям. Так, обь-енисейские староверы не используют дрожжи, не пьют чай и кофе, не едят мясо плотоядных животных (например, медвежатину); некоторые из них отказываются брать в руки деньги. Истории о том, что после туристов староверы выкидывают посуду и жгут «гостевые» дома, скорее всего, можно отнести к легендам канала, наряду с «золотом Колчака» — Обь-енисейские староверы не столь категоричны, как их предшественники времен протопопа Аввакума. Наш мир для них уже не столько «мир Антихриста», сколько «мир Потребителя»; мы вызываем у них скорее иронию, чем страх и ненависть.
В дополнение к этому виду туризма можно добавить охоту и собирательство и сельский туризм по селам Верхнекетья.
Также
Белый Яр обладает рукотворным озером
на котором можно отдохнуть в жаркие летние
дни, существует христианская церковь
построенная «без единого гвоздя», деревянное
зодчество, сибирские бани, этнографический
музей, термальные воды, и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Томская область на примере Верхнекетского района показывает, что обладает многими туристическими ресурсами, но развитие туризма задерживает то, что это требует больших капиталовложений в развитие инфраструктуры области и района. Сам же Томск на данный момент активно развеивает деловой туризм, который с каждым годом всё больше и больше рекламирует город не только по России, но и по всему миру.
Предположительно, развить туризм
в Белом Яру возможно на основе
отдыха, этнографии, охоты, собирательства.
Обь-Енисейский канал не берется в расчет
по двум причинам: это труднодоступность
канала и нарушение культуры других народов
проживающих на территории канала (старообрядцев).
Если открыть массовый туризм на канал
то со временем старообрядцы исчезнут
как отдельный культурный слой, который
не признает другого мира и не желает с
ним контактировать и разглашать свои
культурные традиции.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. http://gorod.tomsk.ru/index-
2.http://ru.wikipedia.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. http://tomsk.gov.ru/
5. http://belyar.tom.ru/
6. http://citytomsk.x6x6.ru/
7. http://dnevnik.domputnika.ru/
8. http://gorod.tomsk.ru/index-