Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:33, статья
Сегодня туризм - одна из самых динамично развивающихся отраслей мировой и отечественной экономики. И, несомненно, что одной из важнейших граней туризма является его PR-составляющая. Туризм является той самой визитной карточкой, которую турист-иностранец привозит к себе домой, а по ней можно реально судить о государстве и нации в целом.
PR-технологии в туризме
Мария Жаботинская
Специальность
связи с общественностью, ФППК, КубГУ
Сегодня туризм - одна из самых динамично развивающихся отраслей мировой и отечественной экономики. И, несомненно, что одной из важнейших граней туризма является его PR-составляющая. Туризм является той самой визитной карточкой, которую турист-иностранец привозит к себе домой, а по ней можно реально судить о государстве и нации в целом.
В туристическом бизнесе выделяют следующие проблемы:
1. Развитие индустрии гостеприимства (кадровое обеспечение, инфраструктура сервиса и т. д.).
2. Создание и развитие качественно новых направлений и реорганизация уже имеющихся (отраслевой туризм, исторические туры, этнографическая составляющая и событийный туризм и т. п.).
3. PR-сопровождение туристической деятельности (в частности, информационное продвижение, различные коммуникации с туристами, антикризисное управление и PR в туристических компаниях). Рассмотрением данной проблематики мы и займёмся ниже.
В туризме выделяются как минимум три уровня туристической деятельности: 1) международный, 2) национальный и 3) внутренний. Каждое из этих трёх направлений имеет свои индивидуальные особенности в свете PR.
1. В международном туризме PR-политика государств должна идти в ногу со временем, а именно: а) PR-специалисты для повышения квалификации должны иметь возможность участвовать в международных мероприятиях (мастер-классы, выставки, семинары, конференции, различные обмены и стажировки); б) быть национально ориентированной (учитывать этнографическую и национальную специфику страны, менталитет жителей, государственную религию в области применения PR-технологий); в) развивать событийный туризм как технологию создания узнаваемости и эксклюзивности страны (организация туров, приуроченных к национальным праздникам, фестивалям, знакомству с народными ремёслами и т. д.).
Важно учитывать, что у жителей определенных стран есть свои предпочтения в туризме: к примеру, немцы любят ездить в Россию, а русские – отдыхать на Средиземноморье, англичане же предпочитают различные острова.
Одна
из классических международных программ
- "Туризм обогащает" (Всемирная туристская
организация). Её суть - единство в многообразии,
а «туризм обогащает личность, семью, общество
и всё человечество» - такова основная
идея этой глобальной информационной
кампании. Она имеет оригинальные буклеты,
открытки, видеофильмы на различных языках
(в том числе русском), тематические семинары
(подробнее см.: http://www.unwto.org/index_r.
2. В национально ориентированном туризме мы выделяем такие PR-направления: а) неизменность исторически сложившихся национальных традиций и обычаев, без угоды интересам и потребностям туристов, так как это может повлиять на самобытность народа, которая так привлекает туристов; б) особая осторожность в организации туров в страны, где возникают различные конфликты и обеспечение безопасности туристов в этих государствах.
3. В PR внутреннего (внутриотраслевого) туризма мы выделяем следующие элементы: а) развитие регионально ориентированной индустрии гостеприимства; б) создание системы антикризисных мер и
в) социальное партнёрство с бизнес-сообществом с целью развития внутреннего туризма в конкретной стране.
На состояние туристической отрасли повлияло цунами в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года. Любые подобные события внушают недоверие в безопасность зарубежного отдыха со стороны потенциальных туристов. Опасность за свою жизнь и неспокойная ситуация в той или иной стране побуждает многих людей отказаться от туристических поездок вообще. Несчастный случай побуждает работников PR-служб мобильно реагировать на негативный информационный поток, обрушившийся на туристическую деятельность многих компаний. Часто именно этот факт становится определяющим толчком в развитии внутреннего туризма, что положительно сказывается на состоянии туристической отрасли в любой стране. Таким образом, в РФ 18.11.2004 года было создано самостоятельное Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).
Здесь можно говорить об антикризисном PR, осуществляемого в условиях какой-либо трагедии, негативного случая. Мерами по урегулированию последствий кризисной ситуации могут послужить: своевременный пресс-тур для журналистов ведущих издательств, рекламный тур-обзор для менеджеров туристических компаний и специализированные региональные медиа-форумы. PR-cсопровождением могут стать: Интернет-ресурсы, как распространители основных туристских информационных потоков, сотрудничество с ведущими телевизионными каналами, эффективные коммуникации с другими представителями СМИ, регулярная рассылка новостей, участие в международных выставках, оригинальное оформление на мероприятиях собственных презентационных стендов. Данные PR-инструменты могут выступать в качестве средств по налаживанию положительных связей с общественностью.
На имидж России, как туристически привлекательной державы, повлияла динамика административных реорганизаций. Сегодня речь идет именно о формировании такого имиджа, о выработке целостной и долгосрочной PR-стратегии. Эта задача определяется как самая приоритетная. Для поддержания данного статуса Россия расширит число международных выставок, где она выступит с презентациями всех своих ключевых регионов. С целью более активного продвижения за рубежом планируется создать отделы туризма при многих российских представительствах. Предполагается проведение широкомасштабных рекламно-информационных кампаний в Великобритании, Германии, Испании, Франции и других странах, откуда идет основной въездной поток.
Один из внутренних туристических проектов – программа "Отдыхайте в России" (Ростуризм). Её особенность заключается в том, что региональные СМИ публиковали серию материалов о привлекательности других регионов («перекрёстный» принцип публикаций: "Нижегородские новости" публикуют статью о новинках летнего сезона на курортах Кубани, а "Ставропольская правда" - заметку о Празднике Русского Лаптя в Великом Устюге).
Судя по всему выше сказанному, перспективы успешного развития туризма в РФ, а, в частности, на Курортах Краснодарского края очень дальнеидущие. Данный процесс набирает всё больше скорости и сил и приобретает всероссийский характер.
Событийный туризм как PR-феномен направлен на поиск новых форм привлечения туристов в определённые города и регионы страны, их переориентацию с зарубежного отдыха на «отдых дома», что особенно актуально сегодня в условиях кризиса. Для этого все чаще используются оригинальные ходы. Например, ежегодный Праздник Русского Лаптя в Великом Устюге Вологодской области, не только привлек внимание к городу, но и превратил его в круглогодичный туристический центр. Открытие незаурядных памятников и наличие различных интересных туристических объектов также благотворно сказывается на привлекательности города, региона (памятник писающей собачке в Вологде, парочка очаровательных псов в Краснодаре, Чижик-Пыжик в Санкт-Петербурге). Удивительный успех имеют частные музеи (Музеи Утюга и Чайника в Переславле-Залесском). К сожалению, данной тенденции мешает слабая информационная поддержка событийного туризма СМИ.
Из всего выше упомянутого нами следует,
что PR успешно развивает туристический
бизнес. Наблюдается положительная тенденция:
туристический рынок в нашей стране достиг
той стадии развития, в рамках которой
происходит переход от традиционных методов
продвижения туристического продукта
к более креативным и необычным способам.
Желаемым результатом успешного PR можно
считать тот факт, когда каждый зарубежный
турист, посещая ту или иную страну, покидал
её с желанием вернуться снова.
Список источников информации:
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
__________С. А.
Ахмадеева ( http://svetlana-ahmadeeva.
Дата выступления: 17.04.2009 г.