Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать всё великолепие удивительного Белгородского зоопарка, а также доставить удовольствие, которое будет незабываемым и полезным для расширения кругозора.
Задачи: познакомить туристов с великолепием зоопарка; кратко рассказать о его обитателях; показать его место в общегородской истории, ознакомить экскурсантов с современным этапом развития зоопарка.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика подготовки и проведения природоведческой экскурсии…...........5
1.1. Методика подготовки природоведческой экскурсии ………….….…….....5
1.2. Методика проведения природоведческой экскурсии ……………………..8
2. Методическая разработка экскурсии «Мир животных глазами человека»…………………………………………………………………….…...14
2.1. Методическая разработка………………………………………………..…14
2.2. Маршрут………………………………………………………………….….15
2.3. Контрольный текст……………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………….……34
Список использованных источников………………………………
Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.
Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии. Объект находится в поле зрения экскурсантов, считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.
Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений.
На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода, которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод. Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме.
Иногда экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего «психологического климата» на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во, что бы то ни стало, развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.
Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода - скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.
Однако
главное в экскурсии - это её высокая
идейность и убедительность содержания,
яркая эмоциональная форма
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в природоведческой экскурсии - это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.
Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.
Показ объектов на природоведческой экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски. Рассказ носит подчиненный характер и тогда, когда опережает показ объекта, ибо нацеливает экскурсантов на осмотр объекта. Таким образом, рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Вне маршрута и конкретных объектов показа экскурсионный рассказ не существует. Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.
Эффективность экскурсии во многом зависит от техники ее проведения.
Экскурсия начинается со вступления (введения), которое делается на месте встречи экскурсовода с группой до начала маршрута. После выхода из автобуса экскурсовод должен сразу же определить место расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрены несколько вариантов (точек) расположения группы. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут одновременно находиться несколько групп, поэтому свою группу следует разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки группы может меняться в зависимости от времени дня, погодных условий и поставленной задачи.
Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы - полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод часто становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны.
Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. Некоторые экскурсоводы, особенно начинающие, увлекшись рассказом, перерасходуют время уже на первых двух-трех объектах, и естественно, что для освещения последующих подтем времени не хватает. Чтобы избежать этого, экскурсовод должен несколько раз «провести» экскурсию, засекая время. Это помогает убрать все лишнее из рассказа, ведущее к перерасходу времени. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но за счет не уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.
Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, то есть носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект. Помимо показа объекта экскурсовод должен владеть техникой показа наглядных пособий. Наглядные пособия показываются тогда, когда этого требует излагаемый материал. Не следует во время рассказа раздавать наглядные пособия для более детального ознакомления. И лишь после того, как завершено изложение подтемы и наступает пауза во время переезда от одного объекта к другому, экскурсовод может дать возможность экскурсантам ознакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Пособия, предназначенные для демонстрации при раскрытии последующих подтем экскурсии, заранее не показываются.
В
пути следования группы экскурсанты
задают экскурсоводу вопросы. Вопросы
могут относиться к объектам, связанным
с темой экскурсии и не имеющим
никакого отношения к ней. Отвечать
на вопросы, интересующие одного-двух
человек, немедленно не следует, ибо это
отвлекает остальных участников от восприятия
темы. Экскурсовод во вступлении должен
условиться с группой о том, что для вопросов
по содержанию экскурсии и ответов на
них будет отведено время после ее окончания.
Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения
к теме экскурсии, не входит в обязанности
экскурсовода.
2.
Методическая разработка
экскурсии «Мир животных
глазами человека»
2.1
Методическая разработка
Тема: «Проведение природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»»
Цели: показать туристскую привлекательность Белгородского зоопарка, создать четкое представление об экскурсионных объектах; повысить общую культуру и расширить кругозор экскурсантов.
Задачи: познакомить туристов с великолепием зоопарка; кратко рассказать о его обитателях; показать его место в общегородской истории, ознакомить экскурсантов с современным этапом развития зоопарка.
Продолжительность - 1,37 часа
Протяженность - 400 м
Для каких групп экскурсантов предназначена - студенты группы 171007
Автор-разработчик – Мартиросян Мане
Содержание экскурсии - в экскурсии раскрываются следующие подтемы: история возникновения Белгородского зоопарка; уникальные материалы животного мира зоопарка
Маршрут
экскурсии: отделы млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы.
2.2
Маршрут
Точка 1. Слайд № 1: Вступительное слово, рассказ об истории зоопарка. (3 минуты)
Точка 2. Слайд № 2 - 3: Бурый медведь. (2 минуты)
Точка 3.Слайд № 4 - 6: Волчьи. Волк. (1:30 минут)
Точка 4.Слайд № 7 - 9: Барсук. (2 минуты)
Точка 5. Слайд № 10 - 11: Дальневосточный кот. (1 минута)
Точка 6. Слайд № 12 - 13: Енот полоскун. (2 минуты)
Точка 7. Слайд № 14 - 16: Лев африканский. (1:30 минут)
Точка 8. Слайд № 17 - 18: Амурский тигр. (1 минута)
Точка 9. Слайд № 19 - 21: Ласка. (3 минуты)
Точка 10. Слайд № 22 - 23: Верблюд двугорбый. (2 минуты)
Точка 11. Слайд № 24 - 25: Кулан туркменский. (2 минуты)
Точка 12. Слайд № 26 - 28: Лама. (2 минуты)
Точка 13. Слайд № 29 - 31: Средиземноморская черепаха. (2 минуты)
Точка 14. Слайд № 32 - 33: Красноухая черепаха. (4 минуты)
Точка 15. Слайд № 34: Крокодиловый кайман обыкновенный. (2 минуты)
Точка 16. Слайд № 35 - 36: Игуана обыкновенная. (1:30 минут)
Точка 17. Слайд № 37: Степной геккон. (1 минута)
Точка 18. Слайд № 38: Токи. ( 2 минуты)
Точка 19. Слайд № 39 - 40: Тигровый питон. (2 минуты)
Точка 20. Слайд № 41 - 43: Олень пятнистый. (3 минуты)
Точка 21. Слайд № 44: Кролик декоративный. (1 минута)
Точка 22. Слайд № 45: Обыкновенная лисица. (2 минута)
Точка 23. Слайд № 46: Белка обыкновенная. (3 минуты)
Точка 24. Слайд № 47: Степная кошка. (2 минуты)
Точка 25. Слайд № 48: Лесная куница. (2 минуты)
Точка 26. Слайд № 49: Дегу. (3 минуты)
Точка 27. Слайд № 50 - 51: Мандаринка. (3 минуты)
Точка 28. Слайд № 52: Кохинхин. (3 минуты)
Точка 29. Слайд № 53: Серая или обыкновенная неясыть. (3 минуты)
Точка 30. Слайд № 54: Канюк - курганник. (2 минуты)
Точка 31. Слайд № 55 - 56: Обыкновенный павлин. (4 минуты)
Точка 32. Слайд № 57: Ушастая сова. (3 минуты)
Точка 33. Слайд № 58 - 60: Золотой фазан. (3 минуты)
Точка 34. Слайд № 61: Лебедь - шипун. (3 минуты)
Информация о работе Проведение природоведческой экскурсии «Мир животных глазами человека»