Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:39, реферат
В Афинах сохранились памятники многих эпох и культур, но то, без чего Афины совершенно невозможно представить – это Акрополь - священный холм в центре города, на котором возвышались храмы. Для древних греков он являлся сакральным местом встречи богов и людей, видимого и невидимого миров, местом, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно вечное существование.
Нет другого города в мире, который имел бы славу и известность Афин. История города теряется в далеком прошлом, а отсутствие исторических данных восполняется и переплетается с мифами и легендами Греции.
Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества – Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу.
Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода – символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.
В Афинах сохранились памятники многих эпох и культур, но то, без чего Афины совершенно невозможно представить – это Акрополь - священный холм в центре города, на котором возвышались храмы. Для древних греков он являлся сакральным местом встречи богов и людей, видимого и невидимого миров, местом, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно вечное существование.
Гора привлекала людей со времен далекого прошлого и была заселена уже в 3500-3000 годах до н.э. Во времена микенской эпохи в 1600-1000 годах до н.э. на вершине был построен царский дворец, а сама она была обнесена циклопической стеной толщиной 4-4,5 метра. Постепенно поселение продвигалось к подножию, а вершина становилась местом поклонения. Несколько раз Акрополь разрушался, на фундаменте старых зданий возводились новые. Основная застройка Акрополя производились в V веке до н.э. – в это время появились Парфенон, Пропилейон, Эрехтейон, храм Бескрылой Победы.
Входом в Акрополь служил Пропилейон, строившийся в 437-432 годах до н.э. Греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа", и, конечно же, вход в такое место поклонения, каким был Акрополь, должен был быть монументальным.
Древние греки с восторгом говорили о Пропилейоне и называли его Блестящим Лицом Акрополя.
Строительство Пропилейона так и не было доведено до конца – некоторые участки стен остались не отшлифованными, а в 1646 году Пропилейон был сильно разрушен при взрыве порохового склада, который устроили здесь турецкие солдаты.
Справа от Пропилейона находится храм Ники Аптерос (Бескрылой победы). Изящное сооружение имеет очень маленькие размеры – 8,27 х 5,44 метра. Внутри храма была установлена деревянная скульптура богини. Согласно легенде, первоначально она имела крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.
На северной стороне Акрополя возвышается мраморный красавец Эрехтейон, прекраснейшее творение классического искусства, древнейшее место поклонения афинян, построенное в 421-407 годах до н.э., на месте микенского царского дворца. Именно здесь разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей. Сооружение получило название Эрехтейон. Восточная часть храма была посвящена Афине – там хранилась древнейшая деревянная статуя богини, упавшая, как верили, с неба. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части храма, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона. В соответствующем месте – на крыше храма – имеется отверстие от рукоятки трезубца, сделанное при его подъеме для удара.
Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей – шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.
На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя – Парфенон. Великолепное сооружение, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Храм не имеет внутренней декорации, как и большинство храмов древних времен, когда для поклонению богу и принесения жертв люди собирались около храма, где и находился жертвенник. Поэтому великолепие и величие храмов отражалось в основном на их внешнем облике, а внутри храма находилась лишь статуя божества. В Парфеноне это, конечно же, была Афина - великолепная 12-метровая статуя, выполненная Фидием из золота и слоновой кости. Во времена Византийской империи статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.
Парфенон
является уникальным зданием с точки зрения
геометрической конструкции. Например,
если на один конец ступени или постамента
положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть
на него с другого конца, то этот предмет
окажется невидимым, что говорит о наличии
кривизны плоских на первый взгляд конструкций.
Все колонны Парфенона не строго параллельны
друг другу – они имеют небольшой уклон
во внутрь. Оси колонн сходятся в одну
точку на высоте нескольких километров.
Как утверждают современные сейсмологи,
это придает необыкновенную устойчивость
зданию при землетрясении. Кроме того,
колонны Парфенона не одинаковы по размеру
– угловые более объемны, чем остальные.
Они имеют наибольшую освещенность, которая
зрительно уменьшает объем предмета, то
есть, если бы все колонны были одинаковы,
то угловые казались бы меньшими, чем остальные.
Архитектор храма был великим мастером
перспективы. Он очень точно рассчитал,
как соразмерить пропорции сооружения,
чтобы сделать их приятными взгляду человека,
взирающего на храм снизу вверх.
Парфенон за свою историю успел побыть и христианским храмом. В 1687 году турецкая армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник. В XIX столетии Парфенон был частично отреставрирован.