Проблемы въездного туризма в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашённый Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года, в стране наиболее активно функционирует всё-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие и становление туризма в РФ
1.1 Этапы развития туризма в Российской Федерации
1.2 Туристские зоны России
Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения
2.1 Современное состояние туристского рынка России
2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ
2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан
2.4 Государственное регулирование в сфере въездного туризма
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы въездного туризма в современной России.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     В целом, очевидно, что развитие въездного  туризма невозможно без инвестирования в материально-техническую базу индустрии туризма, в реконструкцию  и строительство дорог, в объекты  сферы развлечений, в учреждения культуры, памятники истории. 

     2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся  популярностью у иностранных  граждан 

     Кто же приезжает к нам в гости, какие программы и маршруты пользуются сегодня успехом сегодня у  иностранцев?

     Как выяснилось в результате бесед с  представителями компаний, занятых приёмом иностранных туристов, основные их клиенты – европейцы. «Франция, Италия, Германия, Испания – вот четыре страны, которые обеспечивают основной туристский поток в Россию, - говорит Леонид Исаакович, генеральный директор компании «Академсервис ДМС». – На второе место условно можно поставить Великобританию, Северную Европу, Грецию». В данном случае речь идёт об экскурсионном и деловом туризме. Зарубежными туристами считаются граждане дальнего зарубежья. Жители бывших союзных республик, ставших суверенными государствами, не учитываются.

     В отношении делового туризма картина  складывается иная. Как отмечают руководители принимающих фирм, в последнее  время увеличился поток туристов из Китая.

     Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются столица, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России. Это 70-75% въездного туризма. Здесь сосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почти отвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, что зарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.

     Большой интерес у зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Есть интерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткой средств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низком пока качестве услуг.

     Стоит ли говорить о том, что знакомство с вышеназванными городами не даёт туристам возможности до конца понять, что такое Россия. На территории России проживают народы многих национальностей. У каждой – своя культура. И лучше всего знакомиться с ней в глубинке. Но как раз туда путь массовому туризму заказан…

     Использовать  для туризма природные богатства  России тоже не всегда получается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас в стране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. В лесу можно беспрепятственно развести костёр, поставить палатку. Проблема в том, что турбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственным структурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьи хозяйства для себя и своих гостей.

     Получается, что конкуренции традиционным маршрутам  нет, и в большинстве регионов въездной туризм сводится к деловым поездкам и индивидуальным программам.

     У иностранцев наиболее популярны  туры – продолжительностью в 7-10 дней. Крупные компании – ВАО «Интурист», «Академсервис ДМС» и «Тари-тур» делают оригинальные программы. Что называется, на любителя. «Сами мы ничего не придумываем, только разрабатываем идею заказчика, - говорит Леонид Исаакович. – Такие туры повторяются не больше двух раз, в них участвует мало туристов, и они значительно дороже стандартных, регулярных. У нас были разные заказы. Например, профессиональные туры: для полицейских, для архитекторов, медиков, военных. Последние летали на реактивных самолётах, ездили на танках. Архитекторы заказывали посещение городов, где сохранились здания интересующего их периода постройки. Они часто выбирают те населённые пункты, которые не входят ни в один из наших маршрутов. Например, Коломну, Муром, малоизвестные города Сибири».

     Чтобы разнообразить стандартные туры, фирмы дополняют их развлекательными программами. За разработку новых программ взялись музеи Москвы, Санкт- Петербурга и областные музеи- заповедники. Так, в Доме бояр Романовых, филиале Государственного исторического музея Москвы, по вечерам разыгрывают театрализованные представления в костюмах VII в. и угощают гостей ужином по старинным русским рецептам. Это хороший способ разнообразить впечатление от экскурсии, дать им возможность прикоснуться к истории, которую мы привыкли наблюдать в виде недоступных экспонатов, хранящихся под стеклом.

     Отрадно, что на традиционных маршрутах сегодня  открываются возможности и для событийного туризма. ВАО «Интурист, например, включает в свои программы весенний праздник Масленицы и летний «Фестиваль пива». Вместе с гидами-переводчиками здесь работают над обновлением экскурсионных туров и внимательно отслеживают появление в регионах интересных предложений.

     Получается, что недостатка в оригинальных программах для интуристов нет. По запросам клиентов туристские фирмы обеспечат путешествие  в любую точку России. Но организовать массовые туры они не могут. Снова  всё упирается в проблему с развитием инфраструктуры. 

     2.4 Государственное регулирование  в сфере въездного туризма. 

     В течение последнего времени в  России были созданы правовые, экономические  и социальные условия для развития туризма. Впервые в организационном плане туризм занял свое место в экономическом блоке – Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму, где был создан соответствующий подкомитет. Внесены изменения в законодательство, обеспечивающие права потребителей турпродукта, их безопасность во время путешествия. Удалось, так же, сохранить безвизовый въезд и пребывание на территории РФ в течение 72 часов для пассажиров иностранных круизных судов, так как его отмена ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом смысле абсолютно не оправдана.

     Благодаря внесенным Комитетом по экономической  политике, предпринимательству и  туризму поправкам, теперь, согласно Федеральному закону «О концессионных  соглашениях», объектами таких соглашений могут быть предприятия, осуществляющие лечебно-профилактическую, медицинскую и туристскую деятельность, организующие отдых граждан. Практически в шести раз с 2005 года увеличилось ежегодное финансирование санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан – до суммы в 10 миллиардов рублей. В 2004 году на эти цели отводилось 1,7 миллиарда. Столь значительное увеличение государственного социального заказа на этот вид услуг – хорошая основа для развития социального туризма.

     Созданы благоприятные условия для инвестиций в индустрию туризма: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), где предусмотрены налоговые и другие льготы. Необходимо отметить, что регионы, не выигравшие конкурс на создание таких зон, в любом случае получат в будущем преимущество. Они ведь провели своеобразную инвентаризацию своего туристско-рекреационного потенциала, разработали программы развития туризма, бизнес-планы, привлекли инвесторов, которые не откажутся от своих намерений. А идея создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа поможет властям выработать систему льгот для развития отрасли в целом. Эта идея привлекла внимание к туризму не только потенциальных инвесторов, но и администрации регионов, научной общественности – как к перспективной конкурентоспособной отрасли, дающей огромный мультипликативный эффект. Через два года российское правительство планирует провести очередной конкурс, и регионы уже к нему готовятся. Теперь заявки и проекты будут более проработаны с учетом уже имеющегося опыта.

     В 2007 году среди туристских зон выделены 13 ОЭЗ. В их число вошли: Калининградская область, Краснодарский и Ставропольский край, республика Алтай и Алтайский край, республика Бурятия и Иркутская область. Для данных зон в первую очередь буду выделены средства для развития соответствующей инфраструктуры туризма уже в 2008 году.5

     Объем финансовых вложений до 2026 года составит не менее 300 млрд. рублей. Частные инвесторы  получат поддержку в виде снижения налога на прибыль, освобождение от налога на имущество и землю.

     С 1 июня введен упрощенный визовый режим  для определенных категорий российских граждан, и это направление будет развиваться. Обеспечена возможность интегрировать отрасль в международное туристское сообщество с понятным перечнем универсальных правил.

     Каковы  главные итоги 2007 года? Первый - это  принятие Федерального закона № 12-ФЗ от 05.02.2007 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, защиту прав потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января прошлого года лицензирования турагентской и туропереторской деятельности.

     Для защиты прав потребителей введен механизм финансового обеспечения ответственности  туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора. Хотя этим назначения закона далеко не исчерпывается. В законе уточнены понятия «туризм», «турист» и прочие. Введены новые определения экскурсанта, гида-переводчика, инструктора-проводника. Дано четкое определение социальному туризму. Очень важно, что расширено и само понятие туриндустрии. В него включены объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, операторы информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов по туризму.

     В государственное регулирование  туристской деятельности вернулись  понятия разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и  региональных программ развития туризма. А это путь к подготовке ведомственных  программ, а также федерально-целевых программ «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта на 2006-2014 годы, «Юг России» на 2008-2012 годы и другие.

     Закон был значительно доработан с  учетом замечаний и предложений  заинтересованных министерств, ведомств, Российской торгово-промышленной палаты, Российской академии наук, государственных органов власти российских субъектов, туристских, страховых, банковских ассоциаций и представителей турбизнеса. В итоге объем документа увеличился с 15 до 42 страниц.

     Подводить итоги его реализации пока рано, но, несмотря на горячие дискуссии во время его подготовки и принятия, совершенно очевидно, что туристский рынок к закону уже адаптировался.

     Второй  итог минувшего года – федеральный  курорт Сочи завоевал право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Государственная дума обеспечила со своей стороны правовую основу для их проведения и приняла соответствующие олимпийские законы. Важный акцент предложил и Российский союз туриндустрии в своей октябрьской резолюции по вопросам санаторно-курортного комплекса России. Строительство олимпийских объектов и другой инфраструктуры не должно нарушать функционирование курорта. А возможности восстановительной и реабилитационной медицины здравниц нужно активнее продвигать и использовать для спортсменов уже сейчас. И, конечно, во время и после проведения Олимпиады.

     Разнообразные изменения в законодательстве, такие  как принятие новой редакции Закона о туризме, привело к расколу  туррынка и появлению новой организации  – Ассоциации туроператоров (АТОР). Это говорит о том, что российский рынок формируется и развивается, мы активно интегрируем в мировое сообщество, и объективные экономические законы, действующие на международном уровне, применимы и в России. Но при этом государство и сам турбизнес не должны быть сторонними наблюдателями, а должны активно формировать как государственную политику, так и предпринимательскую среду. Поэтому объективные процессы укрепления бизнеса должны сопровождаться поддержкой малого и среднего бизнеса. Для этого Госдума и приняла Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Кстати, тоже в 2007 году.

     Госдумой  был также принят новый долгожданный Закон о саморегулируемых организациях. Он создает новые условия для  формирования и развития саморегулируемых организации, в том числе и в туриндустрии. Их прерогатива – осуществление контроля за качеством и безопасностью услуг своих членов, выступление гарантом их деятельности перед потребителем, органами государства и местного самоуправления. А также разработка и принятие корпоративных кодексов поведения членов саморегулируемых организаций. При этом нужно отметить, что такие организации не отменяют и не заменяют действующих отраслевых объединений профобъединений при решении корпоративных проблем. Сделано немало, но пока заложены лишь основы. Новой Госдуме предстоит всерьез подумать о стратегии развития туризма в стране, обеспечить целостную общегосударственную политику.6 

 

      Заключение 

     У России есть все шансы стать новой  туристской Меккой. По оценкам всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council - WTTC), к 2013 г. мировая индустрия путешествий произведёт товаров и услуг на общую сумму порядка $ 9 трлн. WTTC не использует в своих расчётах данные туроператоров, а опирается на статистику ООН, Мирового банка и МВФ.

     России  в исследованиях WTTC отведено особое место. Эксперты совета считают, что российский туристский рынок будет бурно развиваться, переживёт в ближайшие 10 лет инвестиционный бум и войдёт в тройку мировых лидеров по инвестициям в туристскую отрасль. Россия занимает 9-е место в прогнозе самых популярных туристских направлений к 2020 г. (на 1-м месте Китай). Более того, у России есть все шансы стать новой туристской Меккой. И хотя в стране достаточно проблем с туристской инфраструктурой, что, безусловно, замедляет развитие рынка, здесь есть то, что в ближайшее десятилетие будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, а именно экстремальность и своеобразие.

Информация о работе Проблемы въездного туризма в современной России