Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:30, статья
Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов всестороннего воздействия на развитие экономики.
Проблемы и перспективы развития въездного туризма Казахстана.
Туризм в настоящее время
является одной из наиболее динамично
развивающихся отраслей внешнеэкономической
деятельности. Становится очевидным
превращение туризма в крупную
самостоятельную отрасль национ
Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику. Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Так, в реализации положений индустриально-инновационного развития экономики страны ведущая роль принадлежит системе кластеров, в частности туристскому кластеру. Современные тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучившие известнейшие курорты мира, стремятся в те страны, где туристический сектор только начинает развиваться. С этой позиции привлекательность Казахстана растет.
В настоящее время следует
До 2007 года интерес к Казахстану, как к
туристскому направлению, возрастал во
всем мире, и, соответственно, увеличивался
спектр услуг, предоставляемых местными
туроператорами для привлечения большего
количества путешественников. Так, согласно
данным Министерства туризма и спорта
РК, наибольшее число иностранных туристов
прибывает в Казахстан из Германии, Англии,
Японии, Кореи и Китая. Например, в 2005 году
республику посетило 79 870 иностранных
туристов, в 2006 году – 109 913 человек, а в
2007 году – 115 994 человек.
Мировой экономический кризис, начавшийся
в 2008 году, отрицательно сказался на въездных
потоках иностранных туристов как во всем
мире, так и в Казахстане (2008 год – 90 365
человек). По предварительным оценкам,
показатель въездного туризма 2009 года
будет равен данным 2008 года.
Обслужено нерезидентов
по вьездному туризму, тыс. чел.
Однако пока, как это ни банально, за границей о Казахстане знают мало, и для многих наша республика остается «terra incognita». Одной из главных проблем отечественного туризма является недостаточное финансирование в регионах. К примеру, на реализацию региональной и республиканской программ развития туризма на 2003-2005 годы в Северо-Казахстанской области выделялось в среднем по 400 тысяч тенге ежегодно, а на 2006 год – 329 тысяч тенге, Павлодарской области – по 500 тысяч тенге ежегодно и Костанайской области – в пределах 1,5 миллиона тенге. Пример зарубежных стран показывает, что туристы, посещающие национальные парки Кении, Америки, Китая, оставляют там до миллиона долларов ежегодно. В Казахстане эта цифра значительно скромнее – 10-15 миллионов тенге. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно – за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий. Тем не менее, с зарабатыванием средств у национальных парков существуют определенные трудности.
По данным Агентства туризма и спорта РК, турфирмы в основном сосредоточены на выездном туризме, потому что он наиболее выгоден и связан с наименьшими хлопотами. Наши турфирмы имеют связи с турфирмами 80 государств, то есть основная забота о размещении и т.п. ложится на иностранные фирмы, а наши выступают как посредники. Принимающих фирм у нас очень мало. У нас через турфирмы принято лишь 27 000 зарубежных гостей, основная масса которых – бизнес-туристы. А ведь это тоже является одной из проблем развития въездного туризма.
Также стоит отметить низкий уровень нашего сервиса: он очень однообразен. За рубежом в гостиничном сервисе стоимость только проживания и питания в гостинице составляет 19% от общей стоимости размещения, в Казахстане – 80%, то есть у нас нет никакого гостиничного сервиса. 90% туристов, посещающих Казахстан, приезжают сюда только один раз. Средняя продолжительность их пребывания – всего три дня. В Казахстане иностранец в день тратит порядка 75-85 долларов США, за границей, по данным Всемирной туристской организации – порядка 250-350 долларов США. Это происходит не потому, что у нас дешевые гостиницы, а потому, что у нас нет сопутствующего сервиса, который бы удовлетворил мировым стандартам. Конечно, у нас имеются гостиницы класса «Люкс», однако они представлены только в крупных городах Казахстана, таких как Астана и Алматы. Не следует забывать и про остальные не менее крупные города нашей республики, потому что интенсивное развитие въездного туризма не может быть сосредоточено только в двух городах Казахстана, мы должны предлагать туристам качественный сервис во всей республике.
Что же касается перспектив развития въездного туризма, то по данным исследований, проведенных Казахстанской туристской ассоциацией (КТА), прогнозируется, что к 2020 году въездной туризм увеличится на 2000%, также предполагается, что к 2020 году наши соотечественники и иностранные граждане, которые приедут в качестве туристов, совершат по стране 20 млн поездок.
Все это возможно благодаря работам в настоящее время по развитию десяти наиболее привлекательных туристских направлений по экологическому туризму с привлечением ресурсов Государственных национальных природных парков «Алтын Емель», «Иле Алатау», «Чарынский каньон», а также по культурно-познавательному туризму по маршрутам Великого шелкового пути и деловому туризму (эти направления вызывают интерес у потенциальных иностранных туристов). Создание имиджа Казахстана как туристского центра с уникальным потенциалом, открытого всему миру, безопасного для туристов является одним из главных факторов их привлечения в страну. И поэтому в рамках кластера предусмотрен ряд мер по рекламе туризма на ведущих телевизионных каналах BBC, CNN и Дискавери. По данным Министерства туризма и спорта РК, в республике принят ряд общесистемных мер по формированию конкурентоспособной туристской отрасли в Казахстане. Эта отрасль внесена в перечень приоритетных видов экономической деятельности, что предусматривает ряд инвестиционных льгот и преференций. Например, в целях устранения административных барьеров предусмотрено уменьшение базовой ставки консульского сбора за оформление туристской визы от 5 до 10 долларов и увеличение срока действия до трех месяцев. Кроме того, создан перечень из двух десятков инвестиционных проектов, потенциально привлекательных для иностранцев. Это «Космическая гавань» в г. Байконур. Она будет представлять собой торгово-развлекательный комплекс из трех куполообразных зданий, где будет находиться гостиница на 70 номеров, ресторан, кино и игровые залы. Стоимость проекта 3,6 миллиарда тенге. Из других крупных проектов можно отметить создание в регионах страны сети недорогих туристического класса гостиниц. Только в Акмолинской области уже на стадии строительства 20 малых гостиниц общей вместимостью на 900 мест. Строительство малых отелей в регионах обойдется в 1,8 миллиарда тенге. А также строительство мега-проектов таких как "Жана Иле" в Алматинской области, "Бурабай" - в Акмолинской области, "Актау-Сити" и зоны отдыха "Кендерли" - в Мангистауской области, основной целью которых объявлено создание высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, что повлечет создание дополнительных рабочих мест и спрос на профессионально подготовленные туристские кадры.
Так как туризм является приоритетной отраслью развития нашей республики, я надеюсь, что все вышеизложенные проекты воплотятся в реальность. Казахстан обладает огромным потенциалом для развития въездного туризма, наличием прекраснейших и уникальных мест природы и истории, и все это будет являться отличительным признаком нашего государства на мировом рынке в совсем недалеком будущем…
Список использованных
источников
Бектимирова Н.Н. Аспекты аттрактивности в туристком продукте Казахстана. Алматы, 2003. – 146 с.
Муратбек В. Памятники истории Казахстана. Астана: Меруерт, 2005. -134
Накатков Ю.С. История туризма Казахстана. – Алматы, 2001. – 196 с.
Огиенко Н.А. Туризм, как средство познания собственной цивилизации. Проблемы, пути решения. // Казахстановедение: познавательные, оценочные и прикладные проблемы. Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2006. – С. 450-453.
Официальный сайт Министерства РК По туризму и спорту http://www.mts.gov.kz/
Статья президента Казахстанской Туристской организации Розы Асанбаевой за 26.06.2009
Информация о работе Проблемы и перспективы развития въездного туризма в Казахстане