Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:49, реферат
Особенности правового регулирования туристской деятельности. Правовые основы оказания туристских услуг. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА
1. Особенности правового
регулирования туристской
Правовое регулирование туристской деятельности регулируется Гражданским Кодексом и Законом «О туристской деятельности»
Г.К. применяется в гражданско-
Основной целью закона «О туристической деятельности» являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие тур. индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан РФ, развитие международных контактов, сохранение объектов туристического показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
2. Правовые основы оказания туристских услуг
Правовые основы оказания туристских услуг закрепляются в следующих документах:
ФЗ «Об основах туристской деятельности»;
Закон «О защите прав потребителей»;
Закон «О стандартизации и сертификации продукции и услуг»;
Постановление Правительства «О лицензировании тур. деятельности»;
Постановление Правительства «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ»
Закон «О техническом регулировании».
Международные правовые акты:
норм.-правовые акты, к которым относят международные договоры и межправительственные соглашения РФ с иностр. гос-вами в сфере партнерства и путешествий;
международные конвенции, т.е.
акты предметно-регулирующего хар-
резолюции международных орг-ций (ООН, ВТО);
рекомендательные акты ВТО (рекомендация ВТО по упрощению тур. формальностей).
В соответствии с ч. 4, ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ явл-ся основной частью ее правовой системы. Это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
3. Понятие и структура
правового статуса
В условиях быстрого развития
в нашей стране сферы туризма
государственные органы также преобразуются
в соответствии с происходящими
изменениями. Так, 18 ноября 2004 г. из Федерального
агентства по физической культуре,
спорту и туризму появилась
Руководство деятельностью агентства по туризму было передано Правительству РФ.
В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, своих представителей в постоянные представительства РФ при международных организациях (напр. ВТО) и осуществляет руководство деятельностью этих представителей.
Основными задачами агентства являются:
осуществление функций по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменения в сфере туризма;
содействие в продвижении национального тур. продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.
Федеральное агентство по туризму выполняет следующие функции:
издает индивидуальные правовые акты, осуществляет лицензирование туроператорской и турагентской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых;
проводит всероссийские
государственные лотереи в
сотрудничает в области международной тур. деятельности, а также предоставляет интересы РФ в международных организациях в сфере туризма;
осуществляет комплексный анализ и прогнозирование развития туризма в РФ, включая определение приоритетных направлений;
разрабатывает и утверждает
в установленном порядке
оказывает организационную и методическую помощь органам управления туризмом субъектов РФ;
разрабатывает и предоставляет в установленном порядке на утверждение Министерство здравоохранения и социального развития РФ проекты тарифно-квалификационных характеристик по профессиям и должностям работников в области туризма, определяет номенклатуру специальностей в этой сфере.
4. Правовое регулирование
предпринимательской
В РФ на сегодняшний день существуют две основные формы предпринимательской деятельности в сфере туризма: индивидуальный предприниматель (физ. лицо) и туристическое предприятие (юр. лицо).
Индивидуальный предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деят-тью без юр. образования. Осуществить подобную деят-ть можно с момента гос. регистрации в кач-ве индивидуального предпринимателя. Индивидуальную предпринимательскую деят-ть регламентируют ст. 23-25 ГК РФ.
Юр. лицо – это орг-ция, которая имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ. и личные не имущ. права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юр. лицо (тур. предприятие) обретает с момента гос регистрации и утрачивает в момент гос. регистрации его ликвидации.
Для осущ-ния предпринимательской деят-ти необходимо обладать ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬЮ, т.е. обладать:
правоспособностью – это способность иметь гражданские права и нести обязанности;
дееспособностью – это способность гражданина своими действиями приобретать и осущ-ть гражданские права, создавать для себя гражд. Обязанности и исполнять их;
деликтоспособностью –это способность нести юр. ответ-ть, самостоятельно отвечать за свои действия.
Нормативно-правовая база регламентирующая предпринимательскую деятельность в сфере туризма следующая:
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
ГК РФ;
ФЗ «Об акционерных обществах»;
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»;
ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц».
5. Юридическая ответственность
туристских организаций и
Юр. ответ-ть – это предусмотренное нормами право, обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.
Правонарушение в сфере предпринимательской деят-ти могут быть гражданские, административные, налоговые и уголовные правонарушения. В зависимости от того, к какой отрасли законодательства принадлежат нормы об ответ-ти за такие правонарушения различают и виды юр. ответ-ти.
Как правило, в России существует 4-ре вида юрид. ответственности:
уголовная;
административная;
налоговая;
гражданско-правовая.
Ответственность за эти нарушения предусмотрена соответствующими кодексами: налоговым кодексом, уголовным кодексом и административным. Гражданско-правовая ответственность не определена законом.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом предусмотрена ответственность. Вина организации определяется действием или бездействием.
Срок давности – 3 года, со дня совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода в течение которого было совершено правонарушение.
Привлечение орг-ции к ответ-ти за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии оснований об адм., уголовной или иной ответ-ти, предусмотренной законами РФ, а также от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов и пени.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговый орган. При этом неуместные сомнения виновности этого лица толкуются в его пользу (презумция невиновности).
Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физ. или юрид. лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Признаки:
противоправность;
виновность;
наказуемость.
Административное наказание – установленная государством ответственность за совершение правонарушения и применения в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Неотвратимость наказания.
Порядок рассмотрения наказания: суд, другие должностные лица.
Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.
Уголовная ответ-ть за преступление установлена Уголовным кодексом РФ.
6. Особенности правовой
охраны и защиты прав и
Ввиду комплексного характера
предпринимательского права, защита прав
и законных интересов субъектов
предпринимательской
Рассматривая гражданско-
Желательно рассмотреть
также "другие средства [защиты], предусмотренные
законом". К ним можно отнести,
в частности, способы обеспечения
выполнения обязательств (реализация
заставленного имущества, правило
об оставлении задатка в задаткополучателя
Криминально-правовая защита
в сфере предпринимательской
деятельности заключается в установлении
ответственности за нарушение прав
и законных интересов субъектов
предпринимательской
Административно-правовая защита
в сфере предпринимательства
является более широкой, чем криминально-правовой,
поскольку охватывает не только ответственность
за нарушение прав и законных интересов
субъектов предпринимательской
деятельности. Она может осуществляться
и специализированными
Особенностью нотариальной
защиты является то, что ему свойственный
превентивный характер. Это означает,
что институт нотариата, в частности,
способствует соблюдению прав собственности,
ведь нотариусы прослеживают путь,
которым прошло имущество от первого
владельца к последнему, предупреждая
нового владельца про возможные
обязательства, которые обременяют
имущество, что отчуждается. Следует
также обратить внимание на то, что
нотариат выполняет функцию фиксации
(по законодательному определению нотариата
на соответствующие органы и должностных
лиц возлагается обязанность
удостоверять права, а также факты,
которые имеют юридическое
Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.