Потребительский рынок и потребительское поведение в туризме и индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 15:27, реферат

Описание работы

Анализируя поведение потребителей, надо быть очень осторожным в своих оценках. Часто они превращают в простую бумажку то, что казалось выигрышным билетом. Как только вы начинаете думать, что понимаете потребителя, он удивляет вас своей иррациональностью. Но то, что кажется иррациональным менеджеру, является абсолютно разумным для потребителя. Поведение потребителя никогда не бывает простым, поскольку на него оказывает влияние множество факторов.
Чэмберс, Чако и Льюис подвели итог своим наблюдениям за поведением потребителей в виде пяти постулатов. Эти постулаты могут послужить хорошим отправным пунктом для начала обсуждения вопросов, связанных с поведением потребителя.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

"Традиционалисты" ("отстающие"). Для их потребления характерна ориентация прежде всего на традицию. "Традиционалисты" такие же смелые люди, как и "пионеры". Они не боятся быть отличными от большинства и оставаться самими собой, несмотря на окружающих. Одни из "традиционалистов" являются таковыми из принципа, от осознанной приверженности старине (сознательные традиционалисты). Стихийные традиционалисты внешне ведут себя так же, как и сознательные традиционалисты. Однако их стиль потребления вытекает не из любви к прошлому, а из равнодушного отношения к моде. Традиционалисты заметны тем, что в зрелом, престарелом возрасте они воспроизводят модели модного поведения времен их молодости.

Мода  удовлетворяет две противоположные потребности: отличаться от других и быть похожими на других. Рассмотрим это подробнее.

Мода  выполняет функцию внешне выражаемого  классового обособления, особенно важную в буржуазном обществе. Как пишет  Э.Фукс, "именно потому, что сословные  разграничения официально упразднены и все люди стали гражданами, наделенными  будто бы одинаковыми правами и одинаковыми обязанностями, именно потому, что - за исключением военного мундира - не существует больше законов и установлений, запрещающих носить рабочему тот или иной покрой платья, а горничной или мещанке - платье из той или иной материи или пользоваться теми или иными украшениями на том основании, что они будто составляют "привилегию" одних только женщин из верхних десяти тысяч и т.д., - именно поэтому последние чувствуют потребность публично отличаться как можно явственнее от misera plebs, от жалкой черни. Другими словами: при всем видимом равенстве они хотят быть чем-то лучшим, высшим, более благородным".

Процесс развития моды - это вечная гонка: эталонные  группы убегают от масс, а массы  стремятся догнать их. При этом часто бег идет по кругу: едва масса  обзавелась путевками в Анталью, как пионеры моды едут в Барселону; масса гонится за ними на пределе возможностей своих кошельков, но не успела она обрадоваться новинке, а эталонные группы снова едут в Анталью.

Творцы  моды свободнее большинства населения, выступая инициаторами подвижек в культуре. Однако они не могут полностью  игнорировать культуру, делать резкие скачки в сторону. В таком случае они оторвутся от массы и потеряют свой культурный капитал. Поэтому они должны быть такими, как все, но чуть-чуть впереди. Отсюда такое неотъемлемое качество моды, как стремление к инновациям, носящим постоянный, непредсказуемый по направлению характер.

Эту тенденцию  к постоянному движению и инновациям питает также сам характер капиталистического производства, которое является по своей природе массовым. Оно может нормально развиваться лишь при условии его дополнения массовым потреблением. Только массовое производство дает настоящую прибыль. Там, где люди используют вещи до их полного физического износа, производство не имеет стимулов к развитию. Поэтому мода создает искусственное повышение спроса, поскольку выбрасываются не физически изношенные вещи, а те, которые вышли из моды, а это может происходить каждый год, а то и чаще. Капиталист, менеджер заинтересованы как в попытке творцов моды убежать от масс, так и в стремлении масс их догнать. Эта гонка по кругу является неисчерпаемым источником прибыли. Поэтому капиталистическое производство по своей природе сочетает элитизм с демократизмом.

Стремление  оторваться от массы, но не радикально (это превратит их из эталонной группы в посмешище), является движущим мотивом творцов моды. Они убегают от толпы, которая стремится их догнать. Поскольку материальные ресурсы творцов моды намного выше, чем у массы, то им удается отрываться. Однако проходит год, и их модели (не буквально, а в виде подобий) становятся массовыми. Творцы снова рвутся вперед, а масса стремящихся быть модной - за ними.

Поэтому мода возникает только в обществе, имеющем существенное социальное неравенство, но открытом для культурной конкуренции: здесь дворник имеет право подражать президенту в одежде, стиле жизни и т.д., если, конечно, у него на это хватит денег. Но на этом стоит капитализм: равенство прав при неравенстве возможностей.

Мода  как социальная норма может иметь  разную степень жесткости. Еще совсем недавно все делилось на две строго очерченные группы товаров: "модные" и "немодные". При этом первая группа имела четкий и ясный перечень признаков, а все остальное попадало во вторую группу.

Постепенно  мода стала терять былую жесткость  и однозначность. Культура постмодерна  дробится на множество стилей, каждый из которых имеет свое право на существование в качестве модного. Можно носить разные виды одежды и  быть модным. 

Общественные классы

Это относительно стабильные и упорядоченные подразделения человеческого общества, члены которых имеют сходные интересы, ценности и поведенческие нормы. В молодых нациях типа США, Канады, Австралии и Новой Зеландии принадлежность к социальному классу определяется не только размерами дохода, но и родом занятий, источником дохода, образованием, здоровьем и прочими факторами. 

Социальные факторы

Референтные группы – это группы, которые оказывают прямое и косвенное влияние на соответствующих индивидуумов, служа эталоном для сравнения и являясь источником формирования норм ценностей поведения.

Семья – главная ячейка человеческого общества, члены которой могут очень значительно влиять на покупательское поведение друг  друга.

Роли и статусы – роль представляет собой действия, которых ожидают от человека окружающие. Каждая роль несет статус, отражающий социальную оценку его действий со стороны других членов общества. Характер покупок человека часто показывает его статус в обществе. 

Личностные факторы.

  1. Возраст и стадии жизненного цикла семьи
 

Возраст и стадии жизненного цикла семьи. Интерес людей к определенному типу товаров и услуг меняется в течение их жизни. По мере роста и возмужания человека диапазон товаров, которыми он интересуется, расширяется. Кроме того, на поведение покупателя также оказывает влияние его семейное положение: женат или холост, имеет ли детей, и т.д. 

Род занятий человека, несомненно, оказывает значительное влияние на характер его покупок товаров и услуг

 

Материальное положение тоже влияет на характер его покупок. 

Стиль жизни – это весь диапазон действий человека в жизни и его взаимодействие с другими людьми. 

Личность и самооценка. Личность каждого человека влияет на его поведение как покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду. 
 

Психологические факторы. 

Мотивация – потребность становится мотивом поведения, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Это напряженное состояние заставляет человека действовать с целью его снятия. 

Восприятие – это процесс, посредством которго индивидуум собирает, организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную, осмысленную картину мира. 

Усвоение – этот психологический термин описывает изменения в поведении индивидуума, проистекающие из приобретенного им опыта. 

Убеждения и отношения. Убеждение – это неподвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего-либо. Отношением или установкой, называется относительно устойчивая оценка, определенные чувства и ощущения, связанные с каким-либо объектом или идеей. 

Потребитель – как участник процесса принятия решения о покупке. 

Занимаясь маркетингом, необходимо иметь представление о том, каким образом обычно принимаются решения о покупке и какую роль в этом процессе играет каждый из его участников. Можно выделить пять таких функциональных ролей:

  1. Инициатор – тот, кому первому пришла в голову идея сделать покупку товара или услуги.
  2. Влияющий – человек. Обладающий достаточным авторитетом, чтобы оказать влияние на принятие окончательного решения.
  3. Принимающий решение – тот, чье слово оказалось решающим для принятия решения о покупке по всему вопросу или его части.
  4. Покупатель – человек, который совершает саму покупку.
  5. Пользователь – тот, кто употребляет купленный товар по назначению или пользуется услугой.
 

Процесс принятия решения о покупке. 

  1. Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды.
  2. Поиск информации. Вслед за возникновением потребности что-то купить может возникнуть потребность в информации о товарах, способных удовлетворить ее. Если потребность слишком остра или под рукой имеется вполне приемлемый товар, возможно вы его купите и без предварительных поисков. Срок поиска информации зависит от потребности в товаре, от количества исходной информации и степени доступности дополнительной, от значения, которое придает потребитель сбору информации.
  3. Оценка вариантов. К сожалению, невозможно свести в единую и простую схему не только сложные процессы оценки информации о товарах, которыми пользуются разные покупатели, но и те процессы, которыми пользуется один и тот же покупатель при покупке разных товаров. Существуют разные стратегии оценки предлагаемых альтернативных товаров и услуг.
  4. Решение сделать покупку. На стадии оценки устанавливается рейтинг товара среди тех, из которых предстоит сделать выбор, и формируется намерение купить товар, которому отдается предпочтение. Обычно потребитель приобретает товары наиболее предпочтительных марок.
  5. Потребительское поведение после покупки. Маркетинг не заканчивается на стадии покупки потребителем товара. После покупки потребитель может чувствовать удовлетворение или недовольство.
 

Этапы процесса освоения нового товара.

Потребитель проходит пять этапов, осваивая новый для него товар.

  1. Стадия осведомленности. Потребитель имеет некоторые сведения о товаре, но этой информации явно недостаточно.
  2. Стадия интереса. Потребитель собирет информацию о новом товаре.
  3. Стадия оценки. Потребитель раздумывает, стоит или не стоит пробовать новый товар.
  4. Стадия испытания. Потребитель берет товар на пробу в небольшом количестве, чтобы самому убедиться в том, представляет ли он ценность или нет.
  5. Стадия освоения. Потребитель решается стать регулярным пользователем новинки.
 
 

Заключение.

Потребительское поведение – очень сложный механизм. Специалисты по маркетингу должны очень точно и четко выбирать стратегию и тактику. Необходимо внимательно изучить рынок, выбрать сегмент рынка и затем изучить поведение потребителей. Особое внимание нужно обратить на культуру, моду и психологию потребителя. Товар необходимо создавать, в основном, учитывая эти факторы.  
 
 
 

Информация о работе Потребительский рынок и потребительское поведение в туризме и индустрии гостеприимства