Оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть исторические аспекты возникновения детских курортов.
Дать краткую характеристику детского курорта Анапа.
Раскрыть особенности эндоэкологической реабилитации детей и подростков на курорте.
Охарактеризовать внедрение новых медицинских и оздоро-вительных технологий для детей и подростков в санаториях «Бимлюк» и ДСК «Жемчужина России».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Организация курортного лечения детей в РФ…………………….5

1.1. Исторические аспекты возникновения детских курортов…………………5

1.2. Краткая характеристика детского курорта Анапа………………………….8

Глава II. Оздоровительные технологии для детей и подростков в условия курорта Анапа………………………………………………………..11

2.1. Эндоэкологическая реабилитация детей и подростков на курорте……...11

2.2. Внедрение новых медицинских технологий для детей и подростков в санатории «Бимлюк»…………………………………………………………….14

2.3. Оздоровительные технологии для детей и подростков в ДСК «Жемчужина России»…………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Кур. дело ЛАРА.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Показателем эффективности выбранной  воспитательной программы мы считается рост активности, инициативы, творчества детей средней и старшей групп. Анализируя прохождение этапов смены, убеждаются: в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением при-ложения сил, реализовать свои возможности, способности к самореализации; происходит формирование эмоционально-заинтересованного отношения к личности, поступкам, своим и других детей; включение ребенка в анализ своих предыдущих достижений, осознание «я — хороший, способный, я — есть»; дети получают знания и практические навыки по здоровому образу жизни, рациональному питанию, снятию стрессов; в повышении информативности, выработки нового взгляда на себя и свои поступки, отношения к процедурам и их воздействию на организм ребенка; поиск и актуализация собственных ресурсов — сил и средств в сложных ситуациях; повышение (изменение) самооценки, самоуважения, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, перспектив.11

     Ребенок живет в большом мире и ему  очень важно понять, какое место он в нем занимает, каким образом жить в гармонии с миром и собой, каким образом исполнять ту или иную социальную роль. Важно, чтобы маленький человек в санатории почувствовал себя взрослым и в то же время остался ребенком со своими радостями и интересами. 

2.3. Оздоровительные  технологии для  детей и подростков в ДСК «Жемчужина России» 

     В объединении «Детская республика «Жемчужина Анапы» широко проводится консультативно-диагностическая и научно-практическая работа.

     Каждый  санаторий здравницы имеет хорошо оснащенные физиока-бинеты, ингаляторы, ванные отделения. Работают кабинеты массажа. В лече-ние  детей широко используется фитотерапия. В лечебном отделении работа-ют кабинеты гальваногрязи и подводного аквамассажа, отделение функ-циональной диагностики и клинико-биохимическая лаборатория.

     Разработаны современные специальные курортные оздоровительные технологии для детей и подростков из групп риска и детей с функцио-нальными расстройствами.

     1. Экологически зависимые состояния  (синдром экологической деза-даптации, синдром раздражения дыхательных путей).

     2. Группа риска по сколиозу, нарушениям нервно-психического здо-ровья, ожирению.

     3. Часто болеющие дети, дети с  синдромом гиперактивности со  сни-женным вниманием, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.

     Впервые в практике санаторно-курортной  помощи детям юга России в специально отведенном корпусе с комфортностью на три звездочки в 2005 году вступил в строй санаторий круглогодичного функционирования для матери и ребенка «Жемчуг», где наряду с выше перечисленными курорт-ными факторами  используются эфферентивные методы лечения. Развитие этого направления позволит с более высокой эффективностью лечить детей и подростков с неконтагиозными заболеваниями кожи (экзема, нейродермит, псориаз и в особенности аллергодерматозы), органов дыхания (рецидивирую-щий бронхит, обструктивные хронические заболевания легких, респи-раторные аллергозыстма), хронические гепатиты, хроническая почечная недостаточность, хронические экзо- и эндогенные интоксикации и ряд аутоиммунных заболеваний, плохо поддающихся консервативной терапии12.

     Одним из разработанных направлений является реабилитация детей и подростков с последствиями спортивного травматизма (перенапряжение опорно-двигательного аппарата, травматические поражения позвоночника, травмы суставов, посттравматические контрактуры как мышечные, так и суставные, психосоматические расстройства после длительной посттрав-матической гипокинезии). Широко используются принципы лечебной педагогики. Разрабатываются и уже работают различные медико-педаго-гические программы.

     Таблица 2.1

     Санаторно-курортные и оздоровительные программы

Рекомендации Часто болеющие

Дети

Избыточная  масса тела

(нарушения  обмена

веществ)

Экологически  зависи-

мые состояния и дети

Севера

Проводимые  методы

Обследования:

-антропометрия

-оценка качества  жизни ребенка;

Лабораторные и

функциональные

исследования 

Осмотр отоларинголога

Осмотр стоматолога  с

Санацией

 
 
Обязательно

Обязательно 

Общий анализ

крови

Общий анализ

мочи

Обязательно

 
 
Обязательно

Обязательно 

Сахар крови

Электрокардиография

Степт-тест 

Обязательно

 
 
Обязательно

Обязательно 

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Ретикулоциты

Длительность  кровотече-

ния

Время свертывания

Обязательно

Двигательный  режим

ЛФК

Дозированная  ходьба

Щадящий в первые

три дня, затем  ща-

дяще-тренирующий

Щадящий в первые три дня,

затем щадяще-тренирующий с

переходом на тренирующий,

дозированная  велотерапия 

Щадящий в первые три

дня, затем щадяще-

тренирующий с  переходом

на тренирующий

Питание согласно диеты 
 

Морепродукты

Мидийный гидролизат

Нормализация  биоценеза

кишечника

Витаминизация

Фиточаи

Стол №15 с  учетом

индивидуальной

непереносимости

продуктов

Обязательно

-

по показаниям

Обязательно

Обязательно

Стол №8 с  учетом индивиду-

альной непереносимости  про-

дуктов 

Обязательно

-

по показаниям

Обязательно

Обязательно

Стол №15 с  учетом инди-

видуальной непереноси-

мости продуктов

Обязательно

Обязательно для  зон детей из зон

радиационного заражения

обязательно

обязательно

Образовательно-оздоровительные  и реабилитационные программы:

-привитие навыков  здорового образа жизни;

-спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия;

-психофизическая  реабилитация по системе «Белояр»

 
 
 
День  духовного

здоровья.

Цикл мероприятий

«Уклонись от зла»

Программа «Сту-

пени» «детский тренинг»

другие программы

 
 
 
День  духовного здоровья.

Цикл мероприятий «Сотвори

благо»

Программа «Ступени»

«Тучный ребенок»

«детский тренинг» другие программы

 
 
 
 
День  духовного здоровья.

Цикл мероприятий  «Я вы-

бираю жизнь»

Программа «Мир похож на

цветной луг»

«детский тренинг» другие программы

Климатотерапия

-аэротерапия

-естественная  аэроаро-

мотерапия

-гелиотерапия

- морские купания

-псаммотерапия

 
 
 
 
Обязательно
 
 
 
Обязательно, включая псаммотерапию
 
 
 
Для детей из зон радиационного заражения ограничения в гелиотерапии
Гидропатия

-  подводный  душ - массаж

-  термотерапия

По показаниям,

как закаливающий

элемент

Обязательно По показаниям, как зака-

ливающий элемент

Ванны По показаниям - Иодо-бромные
Глино- и грязелечение

для детей с  сопутст-

вующей гастродуоде-

нальной, гепатобилиар-

ной, опорно-

двигательной  и другой

патологией

 
 
 
По  показаниям
 
 
 
По  показаниям
 
 
 
По  показаниям
Аппаратная  физиотера-

пия, включая  ингаляции

По показаниям - Ингаляционная терапия
Внутреннее  применение

минеральной воды

«Жемчужина»

Обязательно Обязательно Обязательно
 

Таблица 2.2

Технологии санаторно-курортного лечения с включением системы естественного развития ребенка «Белояр»

Название  программы Направления и показания Программа обследования Методика  воздействия Программа лечения
«Без  жилета и корсета» Сколиоз 1,2 степени, профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и формирование осанки. Тестовые упражнения на определение спастического состояния опорно-двигательного аппарата Формирование  понятия разницы между: «здоровое тело» и «отклонение от нормы». Обучение специальному комплексу изометрических упражнений по снятию спастического состояния мышц Комплекс упражнений на растягивание мышц для снятия спастического состояния мышечного корсета. Комплекс упражнений на управление мышцами позвоночника. Динамическая и танцевальная пластика.
«Прочь  усталость!» Профилактика  утомлений и нарушений нервно-психического здоровья Психодиагностические  тесты. Обучение основам  психической регуляции и мобилизации сил в стрессовых ситуациях. Психовосстанавли-вающие практики. Тренинг постановки цели. Тренинг по проблемам общения. Коррекция страхов (комплексов), мешающих детской психике быть эффективной в кризисных ситуациях.
«Будь здоров!» Профилактика  острых и хронических заболеваний  верхних дыхательных путей. Часто болеющие дети, хронические и рецидивирующие бронхиты, обструк-тивные болезни легких Аппаратная  диагностика Обучение природному типу дыхания. Практики синхронизации дыхания с физической нагрузкой Комплекс упражнений на освоение естественных дыхательных практик в состоянии покоя, при физической нагрузке и стрессовых ситуациях.
 

     Основой авторской программы является комплексная  методика наст-ройки организма на естественные для ребенка формы движения и дыхания. В результате такой настройки ребенок может осознать скрытые внутри его возможности и резервы. Такие как: сказочная физическая сверх - сила, плас-тика в движениях и уникальная возможности по управлению своим здо-ровьем13.

     Главным преимуществом программы является простота объяснений и мгновенное получение результата по принципу «здесь и сейчас».

     Методика  с успехом используется при таких  состояниях как, сахарный диабет, функциональные расстройства сердечно-сосудистой и центральной нервной системы и др. Устойчивые результаты достигаются за 20 дней при режиме занятий по 45 минут два раза в день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Стране  нужны в первую очередь здоровые мальчики и девочки, здо-ровые физически  и нравственно, нужны талантливые  и умные дети, нужны лидеры. Иначе  кто же будет заботиться о нуждающихся, кто будет думать о нашем Отечестве, беречь свою малую и большую Родину?

      Имея  богатый педагогический опыт работы с детьми и подростками, лечебную базу, детская оздоровительная индустрия  курорта Анапа продолжает развиваться  и совершенствоваться, выходит на международный уровень.

      На  основании нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

     1. Для успешного решения проблем детской курортологии необходимо внедрение современных, информативных, унифицированных и доступных для большинства детских санаторно-курортных учреждений диагностических методов исследования, позволяющих оценить уровень физического здоровья ребенка, степень функциональных нарушений, определить адекватный объем оздоровительных, корригирующих и реабилитационных технологий.

     2. На курорте Анапа в последние годы проведена большая работа по определению нормативно-правовой базы детских санаториев. Разработаны новые показания и противопоказания для направления детей в санатории, значительно расширен перечень заболеваний, показанных для санаторно-курортного лечения, впервые определены показания для санаторной реаби-литации детей с онкогематологическими и гинекологическими заболева-ниями.

     3. Анапа является крупнейшим детским и семейным курортом России, прекрасным лечебным пунктом для оздоровительного отдыха и санаторно-курортного лечения детей и родителей с детьми. Эффективнось лечения  сос-тавляет 98%. Оздоровительный отдых, санаторное лечение и реабилитация школьников в Анапе позволяют в 2-4 раза уменьшить число обострений у детей, примерно в 2,5 раза снизить потребность в больничном лечении. Опыт работы детских здравниц показал, что даже один курс санаторно-курортного лечения десятков тысяч детей и подростков Кубани (причем в период меж-сезонья) свидетельствует о том, что 80 % детей не болеют в течение года и более.

      Особенность и отличие Анапы от других курортов страны в том, что Анапа уже  свыше ста лет работает с детским  контингентом и родителями с детьми, вся санаторно-курортная и городская  инфраструктура разработаны и созданы для них, для активного занимательного досуга, диагностики, лечения и реабилитации, полноценного питания, обучения по школьной программе. Для них подготовлен персонал детских врачей, консультантов, воспитателей, культорганизаторов, поваров и т.д.

     4. Для успешного развития детской курортологии необходимо внедрение современных, информативных, унифицированных и доступных для большинства детских санаторно-курортных учреждений диагностических методов исследования, позволяющих оценить уровень физического здоровья ребенка, степень функциональных нарушений, определить адекватный объем оздоровительных, корригирующих и реабилитационных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Аванесов  В.И. Курорт Анапа.-Краснодар.: Издательство «Северный Кавказ»,1998.- 197с.
  2. Аванесов Л.И. Аванесов В.И. Анапа - детский курорт.-Краснодар.: Издательство «Северный Кавказ»,1998.-270с.
  3. Ашкинадзе И.И. Направление и оценка использования туристко-рекреационных ресурсов курорта Анапа//Медико-экологические и социально-экономические проблемы, пути их решения: сборник материалов 2 международного конгресса, «Экология и дети» г.Анапа 1-5 июня 2005 года.-С.15.
  4. Ашкинадзе И.И., Протуренко В.И. Социальные проблемы и перс-пективы развития детского курорта Федерального значения Анапа// Труды академии туризма: Сб. науч. Тр. Вып. 5- СПб., 2003.–346 с.
  5. Баклыков Л.И. Юсупов Н.Ю. Море, дети, здоровье.-Гомель.:МП Олимп,1997.-151с.
  6. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело: Учебное пособие.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.-303с.
  7. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие.-М.:КНОРУС,-2006.-528с.
  8. Екимова В.В. Программно-целевой подход как инструмент форми-рования целей и задач стратегии устойчивого развития  санаторно-курортной сферы курорта Анапа//Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Материалы 4-й между-народной молодежной научно-практической конференции г. Сочи 11-14 мая 2004 года.-Сочи,2004.-С.52
  9. Ионов П.К. Основы детской курортологии.-Краснодар.:Советская Кубань, 2000.-333с.
  10. Ионов П.К., Быковская Т.М., Шуплецова Н.Н. Критерии оценки эффек-тивности санаторно-курортного лечения  детей//Санаторно–курортное лечение и отдых в Анапе.-2000.-№ 4.-С.13-14.
  11. Леднева Л.С., Ионов П.К. Новый уровень реабилитации в детском оздоровительном лагере//Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе.-2006.-№ 8.-С.40-41.
  12. Маньшина Н.В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт.-М.:Вече,2007.-592с.
  13. Мимашев С.Н., Георгади-Авдиенко К.А. Современное состояние и перспективы курортного лечения детей в Черноморском зональном управлении специализированных санаториев//Курортные ведомости.-2005.-№3.-С.14-15.
  14. Мамишев С.Н., Георгади-Авдиенко К.А., Летифов Г.М. Внедрение новых медицинских технологий в санатории «Бимлюк»//Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе.-2006.-№8.-С.22-23.
  15. От «Жемчужины России» до «Детской республики «Жемчужина Анапы» 30 лет//Медико-экологические и социально-экономические проблемы, пути их решения: сборник материалов 2 международного конгресса, «Экология и дети» г.Анапа 1-5 июня 2005 года.-С.12-14.
  16. Пахомов А.Н. Итоги развития Анапы в 2007 году, перспективы курорта//Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе.-2008.-№10.-С.2-4.
  17. Потаман М.Н. Состояние здоровья населения и основные аспекты реабилитации в условиях курорта Анапа// Актуальные проблемы развития социально-культурной сферы и туризма. Первая научно-практическая конференция. Сборник тезисов.-Анапа,2003.-С.71-72.
  18. Разумов А.Н. Актуальные вопросы детской курортологии//Курортные ведомости.-2006.-№2.-С.5-7.
  19. Севрюкова В.С. От кризиса – к динамичному развитию курорта//Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе.-2008.-№10.-С.4-9.
  20. Севрюкова В.С. Детский курорт в современных условиях//Курортные ведомости.-2006.-№3.-С.11-12.
  21. Стороженко Н.А. Всемирная Федерация водолечения и климатолечения на пороге своего 70-летия//Санаторно-курортное лечение и отдых а Анапе.-2007.-№9.-С.4-6.
  22. Червинская А.В. Оздоровительные технологии в детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях//Курортные ведомости.-2009.-№2.-С.58-59.
  23. Щербаков Д.Б., Щербакова Н.Н., Канищева Д.Ю. Климатотерапия в лечении детей с дыхательной патологией//Санаторно-курортное лечение и  отдых в Анапе.-2007.-№9.-С.103
  24. Энциклопедия детского отдыха на Кубани.-Краснодар: Издательство «Северный Кавказ», 2003.-321с.

Информация о работе Оздоровительные технологии для детей и подростков в условиях курорта