Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:17, отчет по практике
Название предприятия: ООО «ГОРИЗОНТ»
Местонахождение: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Красная, 180, оф.515, тел.(8612) 59-33-19, 69-98-02
Цель предприятия: организация продажи туристских услуг и авиа- ж/д- билетов. Под продажей туруслуг подразумевается бронирование гостиниц по России и всему миру, предложение и продажа научно – познавательных, приключенческих, экологических, рекреационных туров по России и за рубежом.
Раздел 1. Основы управления в индустрии туризма.
1.1. Знакомство с предприятием.
1.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды организации
1.3. Функции и принципы управления
1.4. Методы управления
1.5. Управление персоналом
Раздел 2. Культура поведения персонала предприятий индустрии
гостеприимства. Этика делового общения.
1.3. Функции и принципы
управления.
При планировании и организации работы
руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация,
когда, как и кто, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений сделан
эффективно, руководитель получает возможность
воплотить свои решения в дела, применяя
на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения
себя и других к деятельности
для достижения личных целей
или целей организации.
В условиях формирования новых механизмов
хозяйствования, ориентированных на рыночную
экономику, перед предприятиями встаёт
необходимость работать по-новому, считаясь
с законами и требованиями рынка, овладевая
новым типом экономического поведения,
приспосабливая все стороны производственной
деятельности к меняющейся ситуации. В
связи с этим возрастает вклад каждого
работника в конечные результаты деятельности
предприятия. Одна из главных задач для
предприятий различных форм собственности
- поиск эффективных способов управления
трудом, обеспечивающих активизации человеческого
фактора.
Решающим причинным фактором результативности
деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом
получили широкое применение в странах
с развитой рыночной экономикой. В нашей
стране понятие мотивации труда в экономическом
смысле появилось сравнительно недавно
в связи с демократизацией производства.
Ранее оно употреблялось, в основном, в
промышленной экономической социологии,
педагогике, психологии. Это объяснялось
рядом причин. Во-первых, экономические
науки не стремились проанализировать
взаимосвязь своих предметов с названными
науками, и, во-вторых, в чисто экономическом
смысле до недавнего времени понятие «мотивация»
заменялось понятием «стимулирования».
Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную
личности работника, не вызывало заинтересованности
в собственном развитии, самосовершенствовании.
Трудовая мотивация - это процесс
стимулирования отдельного
Это определение показывает тесную взаимосвязь
управленческого и индивидуально-психологического
содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной
системой и человеком, в отличии от управления
техническими системами, содержит в себе,
как необходимый элемент согласование
цепей объекта и субъекта управления.
Результатом его будет трудовое поведение
объектом управления и в конечном итоге
определенных результат трудовой деятельности.
В общем случае мотивация – это процесс
побуждения к труду. Любой руководитель,
если он хочет добиться эффективной деятельности
своих подчинённых, должен не забывать
о наличии для них стимулов трудиться.
Традиционно считается, что раз работник
получает оплату за свой труд, значит он
должен быть доволен. В случае плохого
отношения к служебным обязанностям его
можно уволить. Значит стимулы у него есть.
На современном рынке труда наряду с зарплатой,
премиями, условиями работы и другими
мотивациями существует и болезненный
стимул - безработица, который подчас играет
не последнюю роль.
Современные теории мотивации, основанные
на результатах психологических исследований,
доказывают, что истинные причины, побуждающие
человека отдавать работе все силы, чрезвычайно
сложны и многообразны. При рассмотрении
мотивации следует сосредоточиться на
факторах, которые заставляют человека
действовать и усиливают его действия.
Основные из них: потребности, интересы,
мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно
наблюдать или измерить, о них можно судить
лишь по поведению людей.
Выделяют
первичные и вторичные
Потребности можно удовлетворить вознаграждением,
дав человеку, что он считает для себя
ценным.
«Внутреннее»
вознаграждение человек
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата,
продвижение по службе, символы служебного
статуса и престижа.
Мотивационный процесс может быть представлен
в виде следующих одна за другой стадий:
осознание работником своих потребностей
как системы предпочтения, выбор наилучшего
способа получения определенного вида
вознаграждения, принятие решения о его
реализации; осуществление действия; получение
вознаграждения; удовлетворение потребности.
Стержнем управления на основе мотивации
будет воздействие определенным образом
на интересы участников трудового процесса
для достижения наилучших результатов
деятельности.
Теории мотивации к работе можно разделить
на две группы: теории содержания; теории
процесса.
Первые делают упор на исследовании и
объяснении того, что мотивирует и каковы
мотивы определенного поведения. Вторые
разъясняют тот процесс, который дает
продвижение происходящему внутри человека
процессу мотивации.
На удовлетворенность работой влияют:
достижения (квалификация) и признание
успеха, работа как таковая (интерес к
работе и заданию), ответственность, продвижение
по службе, возможность профессионального
роста.
На неудовлетворенность работой влияют:
способ управления, политика организации
и администрация, условия труда, межличностные
отношения на рабочем месте, заработок,
неуверенность в стабильности работы,
влияние работы на личную жизнь.
Поведение личности обычно направляется
его наиболее сильной в данный момент
потребностью. Это заставляет нас действовать
таким образом, чтобы удовлетворить потребность.
Таким образом, условия и ситуация со
своей стороны определяют, какие потребности
будут доминировать. Потребности, связанные
с уважением личности и в этом смысле являются
индивидуальными.
Следовательно,
в одной и той же ситуации у разных людей
могут существовать разные потребности,
а изменение ситуации влечет за собой
изменение потребностей одного человека.
Работа как таковая может дать возможность
для удовлетворения потребностей. В том
случае часто речь идет о потребностях
более высокого уровня, связанных с уважением
и самовыражением. С другой стороны, работа
может быть способом изыскивать возможности
для удовлетворения таких потребностей
вне работы, и тогда доминируют потребности
более высокого уровня, связанные с условиями
и факторами безопасности.
То, что человек ценит, зависит от его
потребностей. Чтобы человек был мотивирован
на определенную деятельность, нужно его
достижения в этой деятельности вознаграждать
тем, что он ценит, и вознаграждение должно
быть связано с достижением цели так, чтобы
человек это заметил.
Тип мотивации - это преимущественная
направленность деятельности индивида
на удовлетворение определенных групп
потребностей.
Таких типологий может быть множество
в зависимости от целей исследования.
В общем достаточна типология, с использованием
трех типов мотивации:
-- работники, ориентированные преимущественно
на содержательность и общественную значимость
труда;
-- преимущественно ориентированные на
оплату труда и другие нетрудовые ценности;
-- работники, у которых значимость разных
ценностей сбалансирована.
Основная масса работников в настоящее
время (не менее 80%) относится ко второму
типу мотивации.
На трудовую мотивацию влияют различные
стимулы: система экономических нормативов
и льгот; уровень заработной платы и справедливость
распределения доходов, условия и содержательность
труда, отношения в семье, коллективе,
признание со стороны окружающих и карьерные
соображения, творческий порыв и интересная
работа, желание самоутвердиться и постоянный
риск, жесткие внешние команды и внутренняя
культура и т. п.
Организация эффективной системы контроля.
Процесс контроля состоит
из установки стандартов, изменения
фактически достигнутых
Руководители начинают осуществлять
функцию контроля с того самого момента,
когда они сформулировали цели и задачи
и создали организацию. Контроль очень
важен, если вы хотите, чтобы организация
функционировала успешно. Без контроля
начинается хаос и объединить деятельность
каких-либо групп становится невозможно.
Важно и то, что уже сами по себе цели, планы
и структуры организации определяют ее
направления деятельности, распределяя
ее усилия тем или иным образом и направляя
выполнение работ. Контроль, таким образом,
является неотъемлемым элементом самой
сущности всей организации.
Контроль - это критически важная и сложная
функция управления. Одна из важнейших
особенностей контроля, которую следует
учитывать в первую очередь, состоит в
том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Каждый руководитель, независимо от своего
ранга, должен осуществлять контроль как
неотъемлемую часть своих должностных
обязанностей, даже если никто ему специально
этого не поручал.
Планы и организационные структуры –
это лишь идеал того, каким хотелось бы
видеть будущее руководству. Множество
разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать
тому, чтобы задуманное реализовалось.
Изменения законов, социальных ценностей,
технологии, условий конкуренции и других
переменных величин окружающей среды
могут превратить планы, вполне реальные
в момент их формирования, через некоторое
время в нечто совершенно недостижимое.
Для того чтобы подготовиться и отреагировать
должным образом на подобные изменения,
организациям нужен эффективный механизм
оценки воздействия на них этих перемен.
Кроме того, даже самые лучшие организационные
построения имеют свои изъяны. Специализация
и разделение труда, например, могут породить
проблемы координации, трения между отдельными
бригадами и рабочими группами, скучную
работу с отсутствием мотивации. Структура,
выглядящая привлекательно на бумаге
и успешно использовавшаяся в другом месте
и в другое время, может и не оправдать
всех надежд, возлагающихся на нее руководством
данной организации.
Функция контроля – это
такая характеристика
Одна из важнейших причин необходимости
осуществления контроля состоит в том,
что любая организация безусловно обязана
обладать способностью вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей организации.
Положительная сторона контроля состоит
во всемерной поддержке всего того, что
является успешным для деятельности организации.
Масштаб и
особенности системы
Необходимо принимать во внимание, что
система внутреннего контроля экономического
субъекта должна включать в себя:
а) надлежащую систему бухгалтерского
учета;
б) контрольную среду;
в) отдельные средства контроля.
Руководство экономического субъекта
несет ответственность за разработку
и фактическое воплощение системы внутреннего
контроля. Эффективная организационная
структура экономического субъекта предполагает
оправданное разделение ответственности
и полномочий сотрудников.
1.4. Методы управления.
Метод управления
- это совокупность (система) управленческих
приемов, способствующих обеспечению
высокой эффективности
В практике управления успешно применяются следующие методы управления:
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
Организационные,
распорядительные и административные
методы управления.
Административные методы являются способом
осуществления управленческих воздействий
на персонал и базируются на власти, дисциплине
и взысканиях.
Административные методы ориентированы
на такие мотивы поведения, как осознанная
необходимость дисциплины труда, чувство
долга и т.п. Эти методы воздействия отличает
прямой характер воздействия: любой регламентирующий
или административный акт подлежит обязательному
исполнению.
Для административных методов характерно
их соответствие нормам органов управления.
Различают пять основных способов административного
воздействия:
> организационные воздействия,
> распорядительные воздействия,
> материальная ответственность и взыскания,
> дисциплинарная ответственность и
взыскания,
> административная ответственность.
1. Организационные воздействия основаны
на подготовке и утверждении внутренних
нормативных документов, регламентирующих
деятельность персонала конкретного предприятия.
К ним относятся устав предприятия или
организации, коллективный договор между
администрацией и трудовым коллективом,
Правила внутреннего трудового распорядка,
организационная структура управления,
штатное расписание предприятия, положения
о структурных подразделениях, должностные
инструкции сотрудников и организация
рабочих мест. Эти документы (кроме устава)
могут оформляться в виде стандартов предприятия
и обязательно вводятся в действие приказом
руководителя предприятия. Эти документы
обязательны для всех сотрудников, и их
несоблюдение влечёт за собой применение
дисциплинарных взысканий.
На предприятии, где имеет место высокий
уровень организационных воздействий,
доведённых до стандарта предприятия
и регламентов управления, и высокая трудовая
и исполнительская дисциплина, значительно
снижается надобность в применении распорядительных
воздействий.
2 Распорядительные воздействия направлены
на достижение поставленных целей управления,
соблюдение внутренних нормативных документов
или поддержание системы управления предприятием
в заданных параметрах путём прямого административного
регулирования. Наиболее категоричной
формой распорядительного воздействия
является приказ. Он обязывает подчинённых
точно выполнить принятое решение в установленные
сроки, а его неисполнение влечёт за собой
соответствующую санкцию (наказание).
Распоряжение выступает в качестве второго
основного вида распорядительного воздействия.
Оно обязательно для исполнения в пределах
конкретной функции управления и структурного
подразделения. Отличие распоряжения
от приказа заключается в том, что оно
не охватывает все функции предприятия
и обычно подписывается заместителями
руководителя предприятия.
Указания и инструкции являются локальным
видом организационного воздействия и
чаще всего направлены на оперативное
регулирование управленческого процесса
в короткие сроки и для ограниченного
числа сотрудников. Если указания или
инструкции даются в устной форме, то они
нуждаются в чётком контроле исполнения
или должны быть основой высокого доверия
в схеме отношений "руководитель-подчинённый".
Инструктирование и координация работы
— это методы руководства, основанные
на передаче подчинённому правил выполнения
трудовых операций.
Наставление — метод однократного применения
со стороны руководителя, когда он пытается
аргументировано объяснить целесообразность
трудового задания для подчинённого. В
случае отказа повторная попытка нецелесообразна,
т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.
Социально-психологические
методы.
Социально-психологическими именуются
такие методы воздействия субъекта управления
на объект управления — трудовые коллективы
и отдельных работников, которые опираются
на объективные законы развития социологии
и психологии, воздействуют с учетом коллективной
психологии (настроения коллектива, групповых
отношений, общественного мнения), психологических
особенностей различных социальных групп
и отдельной личности.
Социально-психологические методы управления
направлены на создание в трудовых коллективах
органов благоприятного и устойчивого
морально-психологического климата, способствующего
наиболее успешному решению стоящих задач.
Социально-психологические методы управления
направлены на обеспечение социальной
защищенности работников; на повышение
культуры производства; на поощрение высококвалифицированной
и высокопродуктивной работы; на создание
современной высокоразвитой сферы обслуживания;
на улучшение жилищных условий; на укрепление
здоровья, возрастание значения физической
культуры и спорта, внедрение их в повседневную
жизнь; на усиление заботы о семье и др.
Указанные аспекты социально-психологических
методов закреплены в законодательстве,
регулирующем деятельность органов внутренних
дел.
К социологическим
методам управления относятся:
методы управления социально-
Методом управления социально-массовыми
процессами являются, например, регулирование
движения кадров, плановая подготовка
и распределение кадров, закрепление кадров,
повышение престижа профессий и др.
К методам управления коллективами, органами,
группами, внутригрупповыми явлениями
и процессами относятся социальное планирование
развития коллектива, методы повышения
социальной и групповой активности, преемственность
славных традиций и др. Благоприятный
социально-психологический климат, творческая
активность работников формируются в
коллективе с помощью таких социальных
методов, как пропаганда и внедрение положительного
опыта, новаторство, наставничество и
др.
К социологическим методам управления
индивидуально-личностным поведением
относятся: создание благоприятных условий
труда для работников (оптимальная степень
загруженности, ритмичность, наличие элементов
творчества в труде и др.); формирование
оптимальной системы управления (организационной
структуры, видов контроля, наличие соответствующих
должностных инструкций и др.); надлежащая
постановка воспитательной работы; создание
благоприятного психологического климата
в коллективе; сложившиеся традиции и
др. Согласно статье 35 Положения о службе
в органах внутренних дел Российской Федерации
начальник органа, наряду с высокой требовательностью
к подчиненным, обязан: создавать необходимые
условия для труда, отдыха и повышения
квалификации подчиненных; воспитывать
у подчиненных чувство ответственности
за выполнение служебных обязанностей;
обеспечивать гласность и объективность
в оценке служебной деятельности подчиненных;
уважать честь и достоинство подчиненных;
не допускать протекционизма в работе
с личным составом, преследования сотрудников
органов внутренних дел по мотивам личного
характера или за критику недостатков
в деятельности органов внутренних дел.
Применение социологических методов
управления может быть эффективным только
в том случае, когда имеется полная и достоверная
информация о происходящих в коллективе
процессах. Важно знать состав коллектива
органа, интересы, склонности и поступки
работников, причины многих явлений, мотивы
поведения, положительные и отрицательные
тенденции в развитии коллектива.
Изучение коллектива производится с помощью
сбора и анализа социальной информации,
которая представляет собой совокупность
сведений о составе, потребностях и интересах
работников, характере взаимоотношений,
восприимчивости форм и методов стимулирования
активности в коллективе органа (подразделения).
Сбор информации производится с помощью
социологических исследований.
При проведении социологических исследований
используется определенный набор технических
средств и приемов, форм сбора и обработки
социальной информации о том или ином
коллективе — объекте управления. Такими
приемами являются: интервьюирование,
анкетирование, изучение документов (планов
работы, личных планов сотрудников, протоколы
совещаний и собраний, личных дел, писем
и предложений граждан, периодической
печати и др.), наблюдения; самонаблюдения,
эксперименты и некоторые другие.