Особенности развития туризма в могилевской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира.
В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики. В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю и богатую культуру, разнообразную природу.

Содержание

Введение…….…………...……………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика состояния индустрии туризма в Могилевской области………………………...………………………………………………………..5
1.1 Природный и историко-культурный потенциал области......................................5
1.2 Туристическая инфраструктура области…………………........……...………..…8
1.3 Проблемы и перспективы развития туризма в области…………...…………....11
Глава 2. «Святая сокровищница Могилевщины»...………………….…….......20
2.1Проблемы сохранения и развития малоизвестных объектов на Могилевщине………………………………………………………………………….20
2.2 Малоизвестные святыни Могилевщины…………………………….………..…20
Заключение…………………………...………………………………………………26
Список литератур

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Могилевская область обладает довольно развитой сетью автомобильных и железнодорожных  дорог. В целом, исходя из оценки Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, регион обладает достаточной сетью автодорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием. Кроме того, транспортная сеть области характеризуется хорошими показателями в сфере развития дорог местного значения. Практически все районные центры, даже такие маленькие, как Горки, Кричев, Быхов располагают объездными путями, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития дорожного хозяйства Могилевской области. Районы в пределах области связаны между собой несколькими линиями автодорог, что предоставляет транспортным предприятиям эффективно организовывать свою работу с имеющимися возможностями.

      Через территорию области также пролегает разветвленная сеть железных и шоссейных дорог, соединяющих ее с Россией, Украиной и Прибалтикой. По территории региона проходят четыре важнейших железнодорожных магистрали: Кричевская, Могилевская, Осиповичская и Бобруйская.

    Водный  транспорт имеет два пункта дислокации (в Могилеве и Бобруйске), что обуславливается географическими причинами, судоходностью рек – Днепра и Березины. Речной порт «Могилёв» находится на реке Днепр в пределах областного центра. Речной порт «Бобруйск» находится на реке Березине.

    Можно сказать, развитие и состояние транспортной инфраструктуры в Могилевской области находится на довольно высоком уровне, способном обеспечить в настоящее время перемещение большого потока пассажиров по территории региона и за его пределами. Однако и здесь есть отдельные моменты, лишающие индустрию туризма некоторых возможностей в своем развитии. Например, водный транспорт не обладает ни одной единицей техники, способной перевозить туристов на дальние расстояния, что исключает возможность предоставления гостям области такой востребованной услуги как водная прогулка.

    Кроме транспортного обеспечения и  соответствующей инфраструктуры для  развития туризма в регионе в  последние годы возросло число новых  комфортабельных объектов размещения (около 40 гостиниц) [2; 28]. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Частные средства проживания размещены, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах (да и следует признать  более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан). Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них не имеют класса даже «одной звезды» [4; 28].

    Большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют кафе, рестораны, бары.

    Актуальным  является развитие сети предприятий быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи.

    И, все же, от состояния инфраструктуры, пунктов общественного питания  и придорожного сервиса следует  ожидать дальнейшего развития.

    Особое  значение уделяется маркетингу туристского  продукта. Для рекламы туристских возможностей Могилевской области издан буклет "Добро пожаловать на Могилевщину", карты-схемы туристских зон Могилевской области и ряд других рекламных материалов, которые представляются на республиканской выставке-ярмарке туристских услуг, которая проходит 2 раза в год в Минске. Снят ряд видеоматериалов о туристских объектах Могилевской области. Для рекламы туристских возможностей регионов создан фильм "Посетите Могилев" [4; 28].

    Однако, маркетинговая стратегия по развитию индустрии туризма в Могилевской области и продвижению туристского продукта региона на внешний рынок, можно сказать, не соответствует требованиям современного туристического  рынка: отсутствует яркая реклама, у большинства туристских компаний отсутствуют свои интернет-ресурсы, а объявления об их деятельности размещаются на общих, порой совершенно нетематических ресурсах.

    Кроме того, совершенно не проводится работа по идентификации региона на рынке  туристических услуг – отсутствует  бренд, создание которого видится как одно из эффективнейших средств запоминания услуг. Реклама региона находится на  низком уровне. Это очевидный минус для индустрии туризма Могилевской области, поскольку любой турист желает определиться с местом отдыха и ночлега еще до отправки в путешествие, то есть еще дома он должен быть обеспечен необходимой информацией об имеющихся средствах размещения, достопримечательностях и возможностях проезда к ним.

    Таким образом, в Могилевской области  создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.

      С одной стороны, разветвленная  развитая транспортная система, государственная программа мероприятий по восстановлению историко-культурных и природных объектов – благоприятно сказываются на развитии туризма в регионе, открываются новые маршруты, появляются неизвестные объекты показа, придорожного сервиса. С другой стороны – низкая активность деятельности органов местного управления и самоуправления в решении проблем сферы туризма, неблагоприятное состояние окружающей среды, а также низкий профессиональный уровень работников в туристической отрасли, стремление государства к контролю за деятельностью туристических фирм,– заметно тормозят развитие индустрии туризма не только в Могилевской области, но и по всей стране. 
 

    
    1. Проблемы  и перспективы  развития туризма  в области

    Могилевский регион все активнее заявляет о себе как о туристической зоне, достойной  внимания любителей путешествий. Свидетельством тому, помимо увеличения числа туристов, посетивших область за последнее время, являются разработки новых маршрутов их следования, туристическая ярмарка накануне сезона и активное участие в туристической деятельности большинства районов области [10; 28].

    Сам областной центр с его богатой  историей и многочисленными памятниками  архитектуры представляет несомненный  интерес для любителей и ценителей  старины и всех, кому интересна  и небезразлична история становления  белорусского государства, судьба которого теснейшим образом переплетена с историей России, Польши и Литвы.

    Туризм  оказывает положительное влияние  на сохранение и развитие историко-культурного  наследия, ведет к гармонизации отношений  между различными регионами и  народами, заставляет негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды [8; 28].

    К сожалению, на данный момент существуют факторы (причины), которые сдерживают дальнейшее развитие туризма в регионе.

    Основные из них:

    - радиоактивное загрязнение значительных территорий (Краснопольский, Чериковский, Славгородский, Климовичский, Костюковичский районы);

    - до конца неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;

    - невысокое качество обслуживания  во всех секторах туристской  индустрии из-за низкого уровня  подготовки кадров и отсутствия  опыта работы в условиях рыночной  экономики;

    - несоответствие цены и качества  размещения в гостиницах;

    - отсутствие специализированных  туристских баз на территории  области;

    -недостаточная  работа по маркетингу туристского продукта Могилевской области и его продвижению на внутреннем и внешнем рынках, сотрудничеству с зарубежными и международными туристскими организациями [4; 28].

    Можно отметить и такие проблемы регионального туризма в Могилевской области, как недостаточный выбор экскурсий, особенно по Могилеву (большинство турфирм ограничивается стандартным набором однодневных поездок). Вместе с тем существует немалый спрос на многодневные поездки по региону, который туроператоры удовлетворить не в состоянии. Организовать нестандартные варианты экскурсий по Могилевской области возможно только с участием представителей местного населения. Впрочем, можно предположить, что с уменьшением спроса на стандартные туры в Могилевской области и повышения конкуренции на рынке туристических услуг, в условиях наступившего мирового финансового кризиса наши турфирмы обратят больше внимания на этот сегмент рынка.

    Несмотря  на довольно высокий туристический потенциал Могилевской области, состояние многих исторических объектов не позволяет в полной мере использовать потенциал: многие нуждаются в реставрации, некоторые в срочных аварийно-спасательных работах. Мешает и ведомственная разобщённость, когда охраной памятников занимается Министерство культуры и Общество охраны памятников, Министерство обороны, а туризмом – Министерство спорта и туризма, краеведением – культура и образование без единого координационного центра. Было бы целесообразным вопросы охраны памятников и развития туризма сосредоточить в одной государственной структуре. Сегодняшний результат – задворки Могилевщины в системе республиканского туризма. Туроператоры пропагандируют в Беларуси Мир, Несвиж, Полоцк, Минск, но не как не Мстиславль, Могилев, Шклов и Бобруйск [7; 28].

      Как отметил начальник управления культуры Могилевского облисполкома, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, Анатолий Синковец, сегодня приходится решать непростую задачу, как по созданию соответствующей инфраструктуры, так и по сохранению и восстановлению памятников культуры, для привлечения наших и зарубежных туристов [10; 28].

    В течение ряда последних лет в  Республике Беларусь произошёл ряд изменений в экономике, и как следствие изменилась ситуация на международном туристском рынке. Значительно увеличился спрос на поездки в страны Восточной Европы, Россию.

    С учётом происходящего практически  все государства Восточной Европы, в том числе и страны СНГ, а также регионы нашей республики разрабатывают и реализуют программы по улучшению привлекательности и повышению конкурентоспособности национального туристского продукта [4; 28].

    Во  исполнение основных направлений развития туризма в Могилевской области еще на 2001-2005 годы, в области был осуществлен ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры туризма, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала, а также формирование имиджа Могилевской области как привлекательного для посещения туристами региона [7; 28].

    В целях развития въездного и внутреннего  туризма, туристской индустрии, охраны и рационального использования  туристских ресурсов постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2005 году в Могилевской области были  созданы 4 туристские зоны – Могилевская, Бобруйская, Шкловская и Мстиславская. В Могилевскую туристскую зону вошли областной центр, Быховский, Славгородский и Чаусский районы; Бобруйскую – Бобруйск, Бобруйский, Глусский и Кличевский регионы. В Шкловскую туристскую зону включены Белыничский и Шкловский, а в Мстиславскую – Климовичский, Кричевский и Мстиславский районы [7; 28].

    Для координации деятельности туристских зон была также разработана и утверждена структура управления туризмом в Могилевской области. Создан отдел по учебно-методической и туристско-экскурсионной работе при областном учебно-методическом центре управления по физической культуре, спорту и туризму Могилевского облисполкома, введены должности специалистов по туризму в городе Бобруйске, Мстиславском, Шкловском, Дрибинском, Могилевском, Климовичском районах.

    С целью развития туристических зон, в области был разработан целый комплекс мероприятий по строительству, восстановлению и реставрации туристских объектов (мемориал "Курган Славы" в д. Сычково, мемориальный комплекс партизанской Славы в д. Усакино, дворцово-парковый  ансамбль в д. Жиличи, Пустынский Успенский монастырь Мстиславский район, дворцово-парковый ансамбль графини Толстой в д. Грудиновка, ансамбль Никольского монастыря XVII века в Могилеве, мемориальный комплекс "Буйничское поле" в Буйничах, туристско-экскурсионный комплекс "Белорусская этнографическая деревня XIX века", Могилевский зоосад, дворец архиепископа Конисского) [1; 28].

    Для развития туристских зон, расширения географии  путешествий разработаны более 50 экскурсионных маршрутов [4; 28].

    Решением  Могилевского областного Совета депутатов от 17 февраля 2006 года была утверждена Программа развития туризма в Могилевской области на 2006-2010 годы [9; 28].

Информация о работе Особенности развития туризма в могилевской области