Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение особенностей проведения экскурсий для разных групп экскурсантов: экскурсии для детей.
Задачи исследования:
проанализировать разновидности экскурсий в целом и классификацию детских экскурсий в частности;
определить методику проведения экскурсий;
рассмотреть проведение экскурсий для различного вида групп на примере детского туризма.
Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования – детский туризм, как одна из ее составляющих.
Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Классификация экскурсий по составу группы…………………………………………………………………………......5
1.1Классификация экскурсий………………………………………..……..…....5
1.2 Особенности проведения экскурсий для различных групп……….……..8
2. Методика проведения экскурсий………………………………………..…...12
2.1 Классификация методических приемов…………………………...……….13
2.2 Методические приемы показа………………………………………..…......14
2.3 Методические приемы рассказа……………………………………..…..….20
3. Современный детский туризм……………………………………………..…28
3.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся…………………………………………………………………...28
3.2. Детские оздоровительные лагеря……………………………………...…..34
3.2.1 Цели, задачи и основные функции……………..……………………...…34
3.2.2 Типы детских лагерей…………………………………………………..…35
3.2.3 Примеры детских оздоровительных учреждений на территории Крыма………………………………………………………………………...…..36
Выводы…………………………………………………………………………...40
Список используемых источников……………………………………………42
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
- плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
- самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность.
Выделяются:
-сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
-межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в Украине, а именно:
1. Внутренний туризм:
- экскурсии для школьников
- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
- самодеятельные школьные обмены
- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
- оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
- организация международных безвалютных обменов
- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
- выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в Украине в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
государственными и муниципальными органами управления,
государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования
общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).
Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями украинских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.
От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
3.2.1 Цели, задачи и основные функции
Главная задача оздоровительного лагеря - это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.
Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.
Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.
3.2.2 Типы детских лагерей.
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря), патриотическое воспитание.
Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы, профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций.
3.2.3 Примеры детских оздоровительных учреждений на территории Крыма.
Возрастная группа детей, посещающих оздоровительные учреждения 7- 15 лет.
Популярность детского отдыха в Крыму обусловлена прежде всего природно-климатическими факторами, такими как:
- теплое Черное море, вода которого содержит в себе почти все элементы таблицы Менделеева, солевой состав ее имеет много общего с солевым составом крови и лимфы человека,
- солнечные ванны, которые улучшают самочувствие и активизируют все функции организма, улучшается состав крови, ускоряется заживление ран и язв,
- относительная влажность воздуха в Крыму почти всегда и везде невелика - в пределах 65 - 80%, что положительно влияет на самочувствие детей,
- свежий морской воздух, насыщенный ароматами вечнозеленых растений и крымским разнотравьем.
Эти природные факторы, а также интересные экскурсии, новые впечатления, игры и общение с друзьями поддерживают особый эмоциональный подъем, помогающий справиться с любыми болезнями.
Во времена СССР развитию детского отдыха и лечения, строительству детских лагерей и санаториев уделялось огромное внимание. Например, расположенный в Гурзуфе Международный детский центр "Артек" до сих пор является самым крупным в мире с зимней емкостью в 2.5 тысячи детей одновременно и летней - до 6 тысяч. Несмотря на довольно высокую цену, путевки в МДЦ "Артек" пользуются большим спросом.
В последние годы построены современные детские лагеря, уникальные по содержанию программ и насыщенности досуга для детей, самыми популярными из таких лагерей являются Детский лагерь "Мандарин" в поселке Песчаное, и Детский лагерь "Какаду" (с изучением английского языка) в Евпатории, в поселке Заозерное.
За 3 года существования детский лагерь "Мандарин" приобрел огромную популярность, по статистике нашей Компании у лагеря "Мандарин" самый высокий - до 80% процент возврата, это значит, что 8 из 10 детей отдыхавших в "Мандарине", возвращаются туда снова на следующий год.
Кроме очень приличных условий проживания, лагерь славиться своей программой: тут и фестивальные выступления звезд эстрады, кино, телевидения, ток-шоу и пресс-конференции с ними, праздничные церемонии открытия и закрытия смены, шоу аниматоров, показы мод и хит-парады, карнавал и салют воздушных шаров. В "Мандарине" работают студии : Радио - "Мандарин FM", театральная "Оранжевый ботинок", танцевальная "Orange style", Агентство моды, "Language club" и спортивные клубы - (плавание, футбол, волейбол, теннис, бильярд, скалолазание, туртехника).