Особенности подготовки специалистов для туристских дестинаций России: факты и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:40, статья

Описание работы

Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую как физическая, политическая или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей. Во всем мире дестинации, представляющие историческую и культурную ценность, живут и процветают за счет средств, получаемых от туристов. Ведущей целью субъектов управления в организационно-экономическом механизме формирования туристской дестинации является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей туристского продукта региона.

Региональный подход требует особых подходов к подготовке кадров для туристских дестинаций. Знания должны быть узко аспектированными, что в условиях региональных отделений вузов — сложная, но вполне решаемая задача.

Ключевые слова: подготовка специалистов, туристская дестинация

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


УДК 378.046.4

Особенности подготовки специалистов для туристских дестинаций России: факты и противоречия

 

Е.Г. Аленова,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

 

Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую как физическая, политическая или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей. Во всем мире дестинации, представляющие историческую и культурную ценность, живут и процветают за счет средств, получаемых от туристов. Ведущей целью субъектов управления в организационно-экономическом механизме формирования туристской дестинации является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей туристского продукта региона.

Региональный подход требует особых подходов к подготовке кадров для туристских дестинаций. Знания должны быть узко аспектированными, что в условиях региональных отделений вузов — сложная, но вполне решаемая задача.

Ключевые слова: подготовка специалистов, туристская дестинация

 

Туризм — это саморазвивающаяся система, где разумно созданное и успешно функционирующее ядро дает импульс дальнейшему движению. Россия с ее уникальным ресурсным наследием имеет огромный потенциал для развития въездного и внутреннего туризма. Однако ее доля в мировом обороте туристских услуг ничтожно мала.

Туристический потенциал нашей страны огромен и ограничен одновременно. Если говорить о въездном туризме, то имидж России за последние годы значительно улучшился. Говоря языком маркетинга, Владимир Путин произвел ребрендинг страны, что также положительно повлияло на сферу российского туризма. Кроме того, планируется стремительное движение «по нарастающей» благодаря проведению «Сочинской Олимпиады-2014».

За прошедшее после дефолта 1998 года десятилетие отрасль смогла не только восстановиться от причиненного урона, но и создать эффективно развивающийся рынок туристских и гостиничных услуг на муниципальном и региональном уровнях. Для анализа проблемы подготовки кадров перечислим его отраслевые изменения [3, с. 34].

1.       Многие регионы России стали правильно позиционировать себя как туристские дестинации, предлагающие свою «изюминку» для приезжего (благо, таких в потенциале нашей страны предостаточно).

2.       Как в Центральном Федеральном округе, так и в отдаленных от центра Федеральных округах строятся новые высококлассные отели, предлагающие широкий спектр услуг иностранным приезжим и соотечественникам.

3.       В Россию начали свою деятельность международные гостиничные цепи и бренды, действуют отели уровня The Leading Hotels of the World.

4.       Рынок туроператорских услуг упрочился за счет введения новых правил лицензирования туристической деятельности.

5.       В турагентском секторе стали появляться первые бренды и даже продаваться отечественные франшизы.

При общем положительном фоне для въездного туризма мы сталкиваемся с ограничениями, не позволяющими плодотворно использовать создавшуюся ситуацию, они касаются организационной, маркетинговой и, прежде всего, кадровой составляющей успешно развивающегося туристского рынка.

Изменения в платежеспособном спросе на туристские услуги в сочетании с процессами возрождения национальной культуры сегодня формируют новый туристский рынок России и являются стимуляторами увеличения притока туристов в российскую провинцию. Внутренний туризм в России постепенно становится популярнее, главное ограничение развития — несоответствие между ценой и качеством туристских услуг. Однако если ценообразование в нашей стране — вопрос отдельного рассмотрения, то качество предлагаемой услуги определяют кадры.

Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, такую, как физическая граница, политическая граница или рыночная граница, привлекающее туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей [1, с. 12]. Во всем мире дестинации, представляющие историческую и культурную ценность, живут и процветают за счет средств, получаемых от туристов. Гости посещают музеи, дворцы, театры, рестораны, покупают сувениры, подарки — и оставляют туристской дестинации (а, следовательно, и бюджету) хорошие деньги. Привлекательные естественные условия без туристской инфраструктуры являются для большинства туристов неинтересными. Современный турист характеризуется достаточно высокими требованиями к комфорту.

Ведущей целью субъектов управления в организационно-экономическом механизме формирования туристской дестинации является создание, поддержание или изменение мнений, намерений и поведения субъектов-потребителей туристского продукта региона, в том числе по следующим параметрам [2, с. 26]:

       притягательность, престиж территории (места) в целом, условий жизнедеятельности и деловой активности на территории;

       привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.

Подходя к вопросу особенностей подготовки кадров для туристских дестинаций России, следует отметить особую важность психологической подготовки студента к будущей профессии. Гостеприимство — это не профессия, а призвание (так же, как педагогика и медицина). Русское гостеприимство славится на весь мир, следует только использовать это уже имеющееся преимущество.

Психология общения вообще и умение взаимодействовать с разными типами клиентов в частности — одна из главных составляющих успеха или неуспеха предприятия туризма. Часто говорят, что маркетинг туризма — это продажа мечты, а сам по себе туризм — это иллюзия или создание соответствующей «атмосферы». Огромное значение имеют такие личные качества туристских кадров, как высокая коммуникабельность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже артистизм.

Специалисты туризма должны учитывать и «айсберговый» эффект при отрицательном восприятии турпродукта. Как пока­зывает практика, если реакция туристов на продукт туристской дестинации будет отрицательной, никто не будет владеть полной и достоверной информацией об этом. По статистике, только четверо из ста неудовлетворенных потребителей напишут жалобу или открыто выразят свое недовольство. Таким образом, прилагаемые чрезмерные усилия для обеспечения спроса на свой продукт, в конце концов, окажутся бесполезными, так как ни одна система не выдержит столкновения с айсбергом. А причиной недовольства в сервисной сфере в более чем половине случаев становится человеческий фактор.

Большая проблема подготовки кадров — сами преподаватели: по оценкам специалистов в настоящее время только 20—30% педагогов соответствуют необходимому уровню квалификации. Кадры для туротрасли выпускают факультеты и многочисленные филиалы общеобразовательных вузов, преподавательский состав которых не имеет представления о реальной работе в туризме и не обладает необходимыми навыками для современной профессиональной деятельности в отрасли. В большинстве новоиспеченных представительств учебных заведений по туристскому образованию нет собственного преподавательского состава, готового посвятить молодого человека в тонкости взаимоотношений «обслуживающий персонал — гость».

Кроме того, знания должны быть узко аспектированными, что в условиях региональных отделений вузов — сложная, но вполне решаемая задача. На последних курсах нужно проводить больше семинаров и практических занятий, приглашая в для преподавания действующих работников турбизнеса. Помимо языковой и страноведческой подготовки, студента необходимо обучить специализированным компьютерным программам, ознакомить с поисковыми системами, технологиями бронирования и коммуникации. Очень важно иметь основы юридических знаний в туризме, ведь зачастую кроме подписания договора с клиентом, может возникнуть необходимость в разрешении конфликтных ситуаций.

Подготовка специалистов для российской туриндустрии — вопрос сложный и спорный. Как и в любой из отраслей сферы услуг, кадры в туризме действительно решают все. Противоречие, на первый взгляд скрытое от системы подготовки кадров, состоит в том, что туризм — одна из немногих сфер деятельности, которая позволяет успешно использовать практические навыки без соответствующей теоретической базы. Лет 10—15 назад туризм начинали «делать» учителя, военные и инженеры. Это были высокоинтеллектуальные люди, уже имеющие навыки управления персоналом и организаторской деятельности. Основными их качествами были самодисциплина, ответственность, ориентация на достижение цели. Получалось, что люди сначала презентовали себя и только потом ждали материальной оценки своего труда. Залог успеха работы в данной отрасли — достойное образование, интеллект, эрудиция, а самое главное — желание работать.

Однако зададимся вопросом: можно ли стать эффективным работником отрасли, получив теоретическую составляющую и не имея практических навыков?

Специалисты и гуру российского турбизнеса негативно реагируют на подобные предложения со стороны рынка труда, и перед нами возникает проблема нехватки кадров с опытом практической деятельности. Существует мнение, что выпускники должны быть подготовлены все на 100% и по теории вопроса, и по практике деятельности, получать которую где-то все-таки придется. Замкнутый круг для молодых дипломированных специалистов не разомкнется до тех пор, пока работодатель не уяснит: кадры нужно воспитывать, каких бы затрат — временных, эмоциональных, а главное, финансовых — это ни стоило. Актуальная проблема отрасли — «текучка» кадров, которую следует рассматривать как естественную убыль или постоянные издержки, учитывая в самом начале подготовки на рабочем месте. Молодых специалистов нужно на своем примере учить позитивному восприятию сервиса и культурному отношению к гостю.

Время эрудированных специалистов, получивших «общее высшее образование», т.е. получивших специальность в конкретной отрасли, чтобы затем работать в совершенно других отраслях уходит в прошлое. В условиях реформирования всей системы отечественного образования стоит прекратить сетования на минусы и обратить их в плюсы. Огромная проблема вузовского образования до сих пор состояла в несоответствии спроса и предложения на рынке труда (переизбыток менеджеров и дефицит рабочих). Возможно, новые образовательные стандарты и деление университетского обучения на первичное (бакалавриат) и дополнительное (магистратуру) поможет устранить это несоответствие, во всяком случае, следует постараться не упустить из виду открывающиеся возможности современного мира.

На сегодняшний день в мире распространены две модели преподавания «гостиничной науки» — американская и швейцарская. Первая делает акцент на менеджменте, управление гостиничным и туристическим бизнесом рассматривается лишь как частный случай. Считается, что руководство гостиницей аналогично управлению любым другим предприятием. Студенты изучают теорию управления, разбирают конкретные примеры. Поэтому у американских выпускников профильных вузов возникает примерно такая же проблема, как и у российских — в начале своей карьеры они мало знают о том, как реально функционирует отель.

В Европе выпускники университетов в большинстве случаев начинают работу с самых скромных должностей. В процессе обучения теоретические знания дополняются практикой в гостиницах. Многие школы работают на базе действующих отелей, в которых студенты живут и получают профессиональные навыки в обстановке, приближенной к реальности. Учебный год делится на два семестра. Первый семестр студенты проводят в аудитории, второй — на практике. Можно проходить стажировку за пределами страны, практика неплохо оплачивается. Таким образом, к моменту окончания учебного заведения студент имеет вполне солидный опыт работы.

В процессе выполнения Россией требований, выдвинутых Болонской конвенцией, разработано множество проектов обеспечения студентов практическими занятиями с использованием западной модели обучения туризму и гостиничному бизнесу. Несомненно, рано или поздно модель российского образования впитает европейский опыт, и работодатель будет получать выпускника вуза уровня «all inclusive», готового к эффективной работе с первого дня. Однако существует опасение, что это будет слишком поздно для туризма страны, который и так развивается весьма однобоко, направляя все усилия на развитие выездного туризма, продвижение иностранных туристских направлений и дестинаций. С кадровыми трудностями сталкиваются малый и средний бизнес, а также госаппарат.

Во въездном туризме существует важная особенность: туристская дестинация как общность всех предложений должна учитывать мнение каждого из отдельных производителей услуг. Если регион является посещаемым, то это, в конечном счете, выгодно всем участникам туристского рынка. Для полноценного развития туризма в регионе необходима серьезная кадровая поддержка, т.е. для формирования экономически эффективных туристских дестинаций в России необходимы партнерские отношения туристического бизнеса с местными учебными заведениями.

 

Литература

1.                   Аленова Е.А. Маркетинговый механизм формирования туристкой территории (на примере Южного Подмосковья). М.: ТЕИС, 2006.

2.                   Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М.: Академия, 2006.

3.                   Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.

 



Информация о работе Особенности подготовки специалистов для туристских дестинаций России: факты и противоречия