Основы туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:38, реферат

Описание работы

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.

Содержание

Вступление
1. Определение туризма
2. Характеристики и особенности видов туризма
3. Типы туристов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ТУРИЗМА.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ ТУРИЗМА 

 

СОДЕРЖАНИЕ  

Вступление 

1. Определение туризма 

2. Характеристики  и особенности видов туризма 

3. Типы туристов 

Заключение 

Список использованной литературы   

 

ВСТУПЛЕНИЕ  

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена  нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как  специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или  менее известную, поскольку все  мы куда-то ездили и проводили отпуска  вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. 

Мы вступили в  рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке  уже произошли существенные изменения  в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для  некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.) . 

Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как украинской, так и мировой  экономики. Туризм – это также  и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических  организаторов и посредников. Сегодня  число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция  заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки  и предлагают со скидкой другим турфирмам  готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене. 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА  

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в  себя такое понятие, как “туризм” ? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен. 

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и  пребывающих в местах, находящихся  за пределами их обычной среды, с  целью отдыха, в деловых или  иных целях. На первый взгляд понятие  “туризм” является доступным каждому  из нас, так как все мы совершали  куда-нибудь поездки, читали в газетах  статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных  и учебных целях весьма важно  определить взаимоотношения между  составными элементами туризма как  отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились  различные толкования этого понятия, особую значимость при определении  этого явления имеют следующие  критерии: 

1.       Изменение места. В данном случае  речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся  за пределами обычной среды.  Однако нельзя считать туристами  лиц, ежедневно совершающих поездки  между домом и местом работы  или учебы, так как эти поездки  не выходят за пределы их  обычной среды. 

2.       Пребывание в другом месте.  Главным условием здесь является  то, что место пребывания не  должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Кроме  того, оно не должно быть связано  с трудовой деятельностью (оплатой  труда) . Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом. 

3.       Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной  целью поездки не должно быть  осуществление деятельности, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте. Любое лицо, въезжающее  в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в  этой стране, считается мигрантом,  а не туристом этой страны. Это относится не только к  международному туризму, но и  к туризму в пределах одной  страны. Каждый человек, путешествующий  в другое место в пределах  одной страны (или в другую  страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в  этом месте (стране) , не считается туристом этого места. 

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении  которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально  не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. 

Анализ приведенных  выше особенностей, характеристик и  критериев позволяет выделить следующие  признаки туризма: 

o        деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место; 

o        туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. 

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку  и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного  или длительного проживания и  не связанных с их трудовой деятельностью.  

  

  2. ХАРАКТЕРИСТИКИ  И ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ТУРИЗМА  

  В качестве  признака, позволяющего классифицировать  путешествия по видам туризма,  можно использовать мотивационные  факторы. При такой классификации  следует исходить из основного  мотива, побудившего человека отправиться  в поездку. Хотя мотивы не  всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть  видов туризма в системе его  управления. 

Туризм с целью  отдыха. Данный вид заключается в  кратковременном или более продолжительном  отдыхе с целью физического или  психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится  и курортный отдых, при котором  для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды. 

Туризм с целью  изучения культуры. Туризм, ориентированный  на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение. 

Общественный туризм. В качестве общественного туризма  выступают поездки с целью  посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR) , а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы. 

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся  поездки с целью активного  участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят  пассивный характер участия в  спортивных соревнованиях. 

Пример активного  участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным  спортом; пассивного участия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.  

Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального  и коммерческого интереса: посещение  бирж, выставок, ярмарок и т.д. 

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. 

Пример дипломатического туризма: члены Российского парламента едут в город М., чтобы принять  участие в парламентских заседаниях;  

туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. симпатизирует политическим направлениям определенной партии в  Москве. Она посещает съезд этой партии.  

Иногда необходимость  конкретизации туризма по его  формам возникает в связи с  различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные  путешествия) . В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону. 

На первый взгляд может показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит  в том, что виды туризма различаются  по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. 

Формы туризма в  зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения  путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово “происхождение” относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы. 

Формы туризма в  зависимости от его организации (органuзaцuoннoй формы) . В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным. 

Понятие “индивидуальный  туризм” чаще всего противопоставляется  понятию “массовый туризм” . Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников. 

Формы туризма в  зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма  является их классификация в зависимости  от продолжительности пребывания. 

Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия  с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей. 

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный  туризм. Транзитный туризм — это  остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный  туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма  — кратковременный туризм. Кратковременный  туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в  деловых или личных целях, средняя  их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега. 

Информация о работе Основы туризма