Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:13, контрольная работа
Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).
Понятие и специфика организационного конфликта………………………………..3
Типология организационного конфликта……………………………………………6
Список используемой литературы……………………………………………………8
Министерство образования и науки РФ
Гуманитарный университет
г.
Екатеринбург
Факультет социальной психологии
Специальность «Социально-
Форма обучения заочная
Курс 5 (2006 г.н.)
Ф.И.О. студента
Королёва Екатерина
Вячеславовна
Дисциплина
Конфликтология
Контрольная работа
Организационный
конфликт: типология,
специфика
Преподаватель: Погорельская Е.Ю.
Дата сдачи:
Результат к\р
Дата возврата
Екатеринбург – 2011
Содержание
Понятие и специфика организационного конфликта………………………………..3
Типология организационного конфликта……………………………………………6
Список
используемой литературы……………………………………………………
Понятие
и специфика организационного
конфликта
Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).
Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации [1].
Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели [2].
Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации [2].
При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду.
Организация – сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Например, горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др.
Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т.п.). В основе субъективных причин – особенности и состояния членов организации [3].
Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации. Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды. Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.
Среди конкретных причин организационных конфликтов обычно выделяют следующие [4]:
1. Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми. Вносимый в регламенты субъективизм и ошибки способствуют их неполноте, снижают эффективность работы организации и размывают ее структуру. Например, распределение функциональных обязанностей может быть несоразмерным.
2. Расхождение, различие или пересечение интересов членов организации. Объективно могут расходиться цели и интересы работников и разных подразделений в организациях. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии - и к конфликту.
3. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации.
Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.
4. Различные формы экономического и социального неравенства.
Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти - подчинения).
5. Неудовлетворенность отношениями между
отдельными структурными единицами организации,
т.е. тем местом или статусом, которые работники
или социальные группы занимают в структуре
организации. Этот тип причин вызывает
структурные конфликты.
Группа причин, носящих субъективный характер:
а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов организации;
б) неправильные действия одного или нескольких членов организации, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей цели;
в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов организации, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена организации ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);
г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
д) личная неприязнь одного члена организации к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же организации;
ж) психологическая
несовместимость двух или нескольких
членов данной организации.
Ни одна организация не существует в вакууме.
Многообразие видов конфликтов
и причин, их вызывающих, обусловлено
еще и тем, что в трудовой
организации функционируют,
Типология
организационного конфликта
Многообразие конфликтов в организации
можно представить в виде таблицы [2]
Современная точка зрения на сущность
организационного конфликта заключается
в том, что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые конфликты не только
возможны, но даже желательны и необходимы.
«Это объясняется, считают А.Г. Большаков
и М.Ю. Несмелова, парадоксальностью самой
организации. С одной стороны, она должна
быть инструментальной по своей структуре.
С другой стороны, не все средства функционирования
организации четко определены, и далеко
не все стороны ее функционирования формализованы».
Список
используемой литературы
Информация о работе Организационный конфликт: типология, специфика